которые лишь для того творят добрые дела, чтобы их считали благодетелями. Когда они помогают нищему в присутствии других, они умышленно дают большую милостыню, чем дали бы тогда, когда совершают подаяние в одиночку. Гордый человек не выносит осуждения: чтобы он ни сказал, как бы ни поступил – все должно быть хорошо.
У других людей он видит одни недостатки и зачастую самые благородные намерения и побуждения истолковывает неверно.
Мы знаем и множество таких людей, которые, чтобы придать себе веса, пускаются в измышления! В разговоре они преувеличивают или просто врут из боязни унижения. Старики хвалятся тем, чего они не сделали. Послушать их рассказы, так подумать можно, что перед вами большие герои, которые всю землю обошли. Молодые, опять-таки, с преувеличением рассказывают о том, чего они в будущем не сделают. И так все лгут в погоне за фимиамом похвал. Таков теперешний свет. И вы загляните себе в душу и, положив руку на сердце, скажите, не прав ли я?
Этот грех сильно затемняет разум. У других мы видим гордыню, но не замечаем ее в себе. Человек, который ищет у людей похвалы – глупец. А почему? Потому что он теряет все заслуги от своих поступков и осуждает себя на погибель. Он ищет признания, но не найдет его; люди его высмеют. Чем тише кто-либо живет и чем меньше жаждет прослыть, тем более прославлен тот Богом, тем больше имя его станет знаменитым во всех уголках мира.
Как фарисей являет собой образ человека гордого, так мытарь являет образ человека покорного, проникнутого чувством собственного ничтожества и полагающегося на Бога. Он забывает обо всем, что мог бы совершить в жизни благого, и живо признает свою духовную нищету и недостойность. Он не смеет ни предстать перед Богом, ни возвести глаза к небу, он не высовывается вперед, не жаждет, чтобы его видели, он стоит в углу как обвиняемый перед судьей, глядит в землю, его сердце охвачено сожалением, глаза наполнены слезами. Из его души вырывается жалоба: «Боже мой, смилостивься надо мной, ибо я – великий грешник». Именно эта покорность тронула Сердце Бога, ибо мытарю было даровано прощение провинностей, и он получил похвалу из уст Иисуса Христа, который говорит, что он возвратился домой оправданным, тогда как фарисей в святыне положил на совесть еще один грех. И заканчивает Господь Иисус свой рассказ замечанием о том, что тот, кто возвысился, будет унижен, а тот, кто себя унижает, будет возвышен.
Раз уж мы познакомились с гордыней, давайте приглядимся теперь к добродетели, противоположной этому пороку.
Добродетель смирения
Подобно тому, как гордыня является источником всех пороков, так смирение, напротив, является источником всяческих добродетелей. Это врата, через которые к нам приходит Божья Благодать. Это спасительная приправа ко всем благим поступкам, она делает их угодными Богу и заслуживающими вечной жизни. Она – госпожа Божиего Сердца, ибо Творец ни в чем не отказывает покорным. По мнению св. Бернара, смирение – это познание себя самого и презрение к собственному ничтожеству. Оно – факел, в свете которого мы явственно видим свои несовершенства. Оно заключено не в словах или действиях, но в познании себя самого и неисчислимых собственных ошибок, которые заслоняет от нас гордыня. Эта добродетель абсолютно необходима для спасения. Ибо Господь Иисус явственно говорит, что, если мы не станем, как малые дети, мы не вступим во врата Царствия Небесного. Смирением мы достигнем всего. Оно поможет снискать нам прощение грехов, оно обеспечивает победу над искушениями; оно делает нас угодными Богу. И поэтому Иисус Христос, как Человек, принял образ слуги именно для того, чтобы подать нам пример. Из-за своего смирения обрела в Боге Благодать и Пресвятая Дева.
Св. Антоний видел на свете много дьявольских сетей и страшно этого боялся. Он спрашивал Бога, кто же окажется в состоянии избежать всех этих ловушек. И тогда он услышал голос, возвестивший, что только смиренный человек избежит всех этих тенет. Св. Августину задали вопрос, какая добродетель угоднее всего Богу и какая верней всего приведет к небу. После глубокого размышления Святой Доктор Церкви ответил, что это – смирение. Злой дух как-то раз пожаловался св. Макарию, что не может его победить, хотя лучше него постится и больше бдит, потому что совсем не ест, не спит, и только в одном превзошел его св. Макарий – в добродетели смирения, которой у злого духа нет. Счастлив тот, кто обладает этой добродетелью, ибо он способен на великие дела. Без смирения все иные добродетели – ничто. Даже если все свое состояние вы раздадите убогим, даже если проплачете всю жизнь и промучаетесь среди нищих, даже если умрете в пустыне, вы не взойдете на небеса, если вам будет недоставать смирения. Неудивительно поэтому, что Святые с таким жаром старались приобрести и сохранить эту добродетель. Чем больше Бог одаривал их Благодатью, тем больше они себя унижали. Св. Павел был вознесен до самого третьего неба, но, несмотря на это, называл себя великим грешником, преследователем Церкви и плодом отвергнутым. Святые Мартин и Августин не смеют войти в Церковь, – так их ужасает собственное духовное убожество. Так же и мы должны проникнуться чувством собственной ничтожности, если хотим понравиться Богу. Чем больше древо обременено плодами, тем больше его ветви пригибаются к земле. И мы также, чем больше делаем добра, тем больше будем себя унижать и помнить о том, что отличительным признаком доброго христианина является смирение.
Как узнать, что кто-то обладает этой добродетелью? Смиренный не говорит о себе ни хорошо, ни дурно. Он внимательно следит за собой, оплакивает свои провинности и старается понравиться Богу. Он не судит ближних строго, никем не пренебрегает, он без высокомерия относится к ошибкам других. О ближних он высказывается хорошо. Если не может о ком-нибудь сказать хорошо, то молчит. Не радуется похвалам в свой адрес, избегает их. Считает своими друзьями прежде всего тех, кто указывает на его ошибки и творит благодеяния для тех, кто его очерняет. Как гордец охотно проводит время в обществе льстецов, так смиренник их сторонится. Он охотно общается с Богом, представляет ему свою нищету и молит о Его милосердии. В поступках он ищет единственно Божьей похвалы, не обращая внимания на людские суждения, он не гонится за известностью.
Господь Иисус, похоже, не делает различий между Крещением, мукой и добродетелью смирения. Ибо Он говорит, что без Святого Крещения нам не войти в Царствие Небесное, равно как и после тяжкого греха, не приняв муки, мы не получим отпущения. Но так же – добавляет Спаситель – без смирения, ежели не станем мы, как дети, не сможем лицезреть Бога. Если мы будем смиренны, нам даровано будет прощение самых тяжких проступков, а без этой добродетели, даже если совершим превеликое множество добрых дел, мы не будем спасены.
Приведу вам пример из Священного Писания. Известно, что царь Ахав принадлежал к числу самых порочных царей израильских. Он предавался разврату, грабил имущество подданных, отвращал их от почитания истинного Бога и превзошел в преступлениях всех своих предшественников. Поэтому Бог послал к нему своего пророка Илию и велел ему сказать, что на том месте, где псы лизали кровь Навата (в Библии фигурирует Иероваам, сын Навата, – прим. пер.), будут лизать также и его кровь. Приговор Бога был ясным и определенным. Когда Ахав услыхал эту речь, он разорвал свои одежды, покрылся власяницей, постился и унижал себя. Бог также сменил свой приговор и сказал пророку: «Не видал ли ты смиренного Ахава предо Мной? Раз уж смирился он ради Меня, не приведу зла во дни его, но во дни сына его приведу зло дому его» (3 Цар 21. 29). Вы видите на этом примере, что смирение умилостивляет небеса, разоружает десницу разгневанного Бога и лишь оно одно заслуживает прощения.
Не прав ли был я, когда говорил, что смирение – это прекраснейшая и самая ценная из всех добродетелей? Если мы им обладаем, мы обладаем также и всеми иными добродетелями. Зато без него все наши добродетели были бы ничтожны. Хорошего христианина отличает то, что он презирает себя, а все слова и поступки ближнего истолковывает ко благу. Я уверен, что если вы будете обладать добродетелью смирения, ваше сердце вкусит счастья на земле и небесных радостей в будущей жизни.
Аминь.
Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», номера 7-9 (356-358), 2002 г.
Поучение о зависти
Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
(Мф 9. 4)
Злые люди во всем отыщут грязь и пятно; никто не избежит их обвинений, даже человек самой праведной жизни. Завистники повсюду разливают яд своим языком; даже самые совершенные поступки и добродетели ближних они подвергают критике и бесцеремонным оценкам. В этом они похожи на ядовитых змей, которые с самых прекрасных цветов собирают отраву, а целебные растения становятся в их теле ядом.
Они завидуют, по словам св. Григория Великого, самым благородным достоинствам своих братьев. Словно Самому Богу они предъявляют претензии за то, что Он не поскупился перед кем-то иным в Своих щедротах. Почему иудеи так ожесточенно протестовали против Христа – своего величайшего благодетеля? Почему хотели они его сбросить со скалы или до смерти закидать камнями? (См. Лк 4. 29; Ин 8. 59; 10. 31; 7. 1; 11. 53.) Не потому ли, что Его святая жизнь стала тяжким упреком для этих спесивых гордецов и преступников? Чудеса Спасителя восхищали бесчисленные толпища, а иудейская верхушка чувствовала себя при этом изолированной и презираемой. Отсюда – та ярость врагов Христа, ярость, которая была для них внутренним, неустанно убивающим их палачом. Почему, как безумные, кричали они: «Сколько еще ждать? Нужно как можно скорее от Него избавиться, потому что за Ним пойдет весь мир, ослепленный его чудесами. Пусть умрет, нет иного выхода, по-другому нельзя» (См. Ин 11. 47-48). Какая это страшная, дорогие братья, страсть – зависть!
Доброта Иисуса Христа, блеск Его добродетелей должны были бы наполнить сердца иудеев счастьем и радостью. Однако, к сожалению, их снедала зависть – поэтому они были огорчены и преследовали прекраснейшего Спасителя. Какие-то милосердные люди принесли к Христу на носилках несчастного паралитика (См. Мф 9. 2). Спаситель мира исцелил его, говоря: «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9. 2), «Встань, возьми постель твою и иди!» (Мк 2.9; Лк 5. 24.) Фарисеи, вместо того, чтобы с благодарностью принять это чудо, вместо того, чтобы восславить доброту и могущество Иисуса, заходятся от злобы и называют Спасителя богохульником.
Так зависть оплевывает своим ядом даже самые лучшие поступки.