Скачать:PDFTXT
Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней

Если бы этот грех, по крайней мере, вымер вместе с фарисеями! Увы – он пустил очень глубокие корни; корни, которые никто не сумеет вырвать из людских сердец! Сегодня я хотел бы вас убедить в том, до какой степени низменной является эта страсть, и как она широко при этом распространена на свете! Помимо этого, я хочу довести до вашего сознания, что завистьочень опасный грех, освободиться от нее крайне тяжело!

Одержимость грехом

Прежде, чем я покажу вам, насколько зависть унижает и портит человека, я опишу вначале, в чем состоит это предрешение. Св. Фома Аквинский описывает его как печаль и тяжкую боль при виде благодати и милостей, которые Бог изливает на ближнего. Грех этот выражается в злой радости от того, что с ближним приключилась неудача или какое-нибудь несчастье. Существует ли худшее и более жалкое ослепление, чем то, которое зиждется на огорчении счастьем собратьев, на радости от их неудач?!

В этом грехе много подлости, много дикости и скрытого коварства или вероломства. Пусть завистливый человек скажет, почему он злится, когда у соседа все идет благополучно? Ведь чужое счастье ничем ему не вредит. Даже если бы такой завистник отнял у ближнего его таланты, славу, мудрость, имущество, почет – прибудет ли ему самому что-нибудь от этого? Чего он этим добьется? Какая ему в этом корысть? Кто ему мешает самому стать уважаемым, богатым, мудрым?

Любой другой грех приносит человеку, по крайней мере, минутную радость и удовлетворение. С завистью все обстоит совершенно иначе. Вор, к примеру, радуется, когда кого-нибудь ограбит; распутник тоже чувствует себя счастливым в момент удовлетворения своих мерзких желаний, хотя сразу же после этого в нем пробуждается голос совести. Пьяница за стаканом вина или водки, мститель, совершая акт мести, тоже чувствуют некое удовлетворение. А у завистника нет никакого удовольствия. Его грех подобен гадюке, которая носит в своем чреве убийственный плод – появляясь на свет, он лишает ее жизни. Проклятая зависть ведет заядлую внутреннюю войну против человека, в душе которого она вызревает!

Где берет свое начало этот омерзительный грех? В небе, среди прекрасных ангелов, которые позавидовали славе Своего Творца. Для этих взбунтовавшихся духов, или дьяволов, Бог в наказание создал преисподнюю. От падших ангелов зависть перешла на землю, проникнув в рай.

Именно там дьявол давал женщине большие обещания, сулил ей Божественное познание и искушал ее, а она искусила мужа съесть запретный плод. Заговор удался полностьюзлой дух, который завидовал счастью людей в раю, лишил человека дружбы Бога и накликал на него всевозможные тяготы, болезни и смерть.

С того времени зависть начала производить страшные опустошения повсюду. Это она была причиной первого убийства. Почему, – спрашивает св. апостол Иоанн (См. 1Ин 3. 12), – Каин убил своего родного брата, Авеля? Потому что злыми были его поступки и не нравились они ни Богу, ни людям. Авель же, напротив, был невинен и угоден Богу. Его поступки были постоянным укором нечестивому Каину, возбуждали в нем страшное беспокойство. Поэтому в душе Каина зародились зависть и тоска, которые он был не в состоянии скрыть; на лице его видны были следы этих внутренних терзаний. И первый в мире преступник, не находя себе покоя, выводит брата своего в поле и убивает его, потому что думает, что таким образом утихомирит своего внутреннего червя, который непрестанно снедает его. Однако покоя он не обрел, а совесть стала его палачом, так же, как он стал палачом собственного брата.

Так и Исава жгла зависть, что отцовское благословение получил его брат, Иаков. Он тоже решает сжить со света брата: «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его, и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего» (Быт 27. 41). Бедный Иаков вынужден был бежать от разгневанного и завистливого брата к своему дяде Лавану. По той же самой причине ненавидели Иосифа его братья – они завидовали ему, потому что Иосиф был добр, а вдобавок ко всему еще видел сон, который предсказывал его будущее возвышение (См. Быт 37. 8). Так же и Саул с неумолимой яростью до конца жизни преследует Давида, и лишь потому, что тот был более славен, чем он сам (См. 1 Цар 8. 8).

Ах, дорогие братия, с каким тщанием следует остерегаться, чтобы слепая страсть не угнездилась в нашем сердце! Потому что стоит ей только раз охватить душу, и как непросто будет ее оттуда изгнать!

В житии св. Пафнутия можно прочесть, как один монах, проживавший в том же монастыре, что и святой, позавидовал его добродетелям и всеобщему почитанию, и поэтому решил очернить его перед братией. Когда в воскресенье св. Пафнутий был на мессе, тот прокрался в его келью и там, в поленнице, спрятал свою книгу. Потом он пошел с другими братьями в церковь, а вернувшись со службы, пожаловался начальству, что у него украли книгу. Начальник не разрешил ни одному из братьев покидать церковь и послал троих старцев, чтобы они обыскали все кельи. В келье Пафнутия книга и в самом деле была найдена в поленнице дров. Святой не оправдывался, потому что это нисколько бы не помогло; его обвинили бы еще и во лжи. Поэтому он страдал, плакал и каялся на протяжении двух недель. Наконец, Господь Бог, желая показать невинность святого, который спокойно сносил это ужасное обвинение и бесчестье, ниспослал на завистливого виновника страшную кару. Его обуял злой дух и мучил столь ужасно, что тот, наконец, признался: кара Божия постигла его за то, что он хотел выставить Пафнутия святошей-притворщиком. Пафнутий спокойно и без злости подошел тогда к одержимому и приказал злому духу выйти вон. Это произошло в присутствии всей монашеской братии, которая слышала, как завистливый монах признал свою вину, и стала свидетельницей нового триумфа Божиего слуги Пафнутия.

Св. Амвросий говорит, что в мире есть очень много завистливых людей, кому успех и благодать, которыми Бог наделяет других, режут глаз. Правду говорит Иов: глупца убивает гневливость, а несмысленного губит зависть (Иов 5. 2. В синодальном переводе Библии вместо слова зависть (invidia) стоит раздражительность – прим. ред.). И в самом деле, разве когда кто-то огорчается и злится, потому что соседу, брату или сестре больше везет, что они любимы, что их благословляет Бог, не свидетельствует о его умственной ограниченности? Да, дети мои, – говорит св. Григорий Великий, – нужно быть ограниченным человеком, чтобы позволить тиранить себя этой подлой и нечестивой страсти. Разве не должен христианин радоваться счастью ближнего? Подлой окажется та душа, которая завидует другому человеку и стонет в плену страсти, пытаясь скрыть ее перед людьми и замаскировать различными предлогами. Разве не подло так поступать – огорчаться и терзаться потому, что Бог одаривает благодатью кого-то другого?

Человек завистливый не знает ни минуты покоя. Против кого он пышет этой ядовитой пеной? Или против врага, или против друга, или, наконец, против человека, который ему совершенно безразличен. А тем временем даже врага нельзя ненавидеть, ибо Господь Иисус словом и примером учит нас любви к неприятелю (См. Мф. 5. 44). И не важно, что кто-то отозвался о вас плохо или вас обидел. Ведь совершенно необходимо, по примеру святых, овладеть собою и выказать некоторое великодушие. Напротив, если вы желаете друзьям в глаза добра, а в глубине души жаждете, чтобы Бог их оставил, чтобы на них свалились несчастья, чтобы они утратили славу и доброе имя среди людей – то не вы ли будете тогда подлыми обманщиками, вероломными и лишенными сердца? Друг открывает вам сердце, а вы пышете в него ядом зависти! Если бы кто-то подобным образом вел себя с вами, не вы ли первыми воскликнули бы с возмущением: «Так это подлец и обманщик!»? – А если, наконец, кто-нибудь вам абсолютно безразличен, то чем же он заслужил вашу ненависть, что вы так желаете ему зла, радуясь его несчастью и расстраиваясь его успехами?

Ведь все мы – ученики Христа и должны руководствоваться человеческими чувствами. Так пусть же образцом послужат нам святые, которые для своих собратьев, из любви к ближнему, отреклись от всего. Моисей хотел быть вычеркнутым из книги жизни только ради того, чтобы Бог простил его народ (См. Исх 32. 31-32). Св. апостол Павел торжественно заявляет, что охотно тысячу раз отдал бы свою жизнь, чтобы спасти братьев (См. Деян 20. 24). Завистливому человеку ничего подобного и в голову бы не пришло, так как эти добродетели родятся только из любви и являются прекраснейшим украшением и гордостью христианина. Завистник же непременно желал бы довести своего брата до разорения. Каждый знак Божией милости в отношении ближнего пронзает его сердце тоской и, как тонкое острие, внутренне его убивает. Мы – члены Иисуса Христа, поэтому между нами должны царить единство и святое единение; наши сердца – как учит св. Павел (См. Рим 12. 15) – должны быть полны радости при виде счастья ближнего и печали – по случаю его неудач. К сожалению, завистник проклинает и злится, когда ближнему сопутствует удача – так, словно это могло бы принести ему какое-то облегчение в его тоске, зарождающейся в преисподней.

Порок, о котором мы говорим, мог кинжалом, ядом или подобными методами убирать с трона императоров и королей. Заговорщикам хватало хлеба и питья, у них было, где жить; на преступление их толкала только зависть и желание возвыситься. Или же вот поглядите на завистливого продавца, который хотел бы привлечь к себе всех покупателей! Если кто-то пойдет в другой магазин, это уже злит его и причиняет боль. Поэтому он принимается критиковать своего конкурента; говорит, что у тогодрянной товар и что он обвешивает. Он рассказывает это людям якобы из доверия, просит, чтобы его не выдавали, и таким образом хочет еще вернее подорвать авторитет своего соперника. Работник также недовольно глядит на то, что, кроме него, на работу принимают кого-то еще. Хозяин завидует другому хозяину, своему соседу, что у того лучший урожай. Когда мать слышит, что при ней хвалят чьих-то детей, то немедленно со злостью отвечает: «Неправда, не такие уж они хорошие и безупречные, как вам кажется». Ах, неразумная женщина, ведь похвала в адрес чьих-то детей не умаляет достоинства твоих! Зависть разделяет также и супругов. Когда один из них выйдет на минуту из дому, с кем-то заговорит, сейчас же подозрения и громы летят на голову невиннейших людей, которых подозревают

Скачать:PDFTXT

Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать, Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать бесплатно, Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать онлайн