ему укорениться в нас, мы станем очень несчастны. Когда дух преисподней подсовывает нам завистливые мысли, станем бороться с ними и выказывать ближнему приязнь, а не вести себя с ним равнодушно и холодно. Как раз наоборот, охотно окажите ему какую-нибудь услугу. Если его поступки покажутся нам плохи, подумаем в душе, что, скорее всего, мы не правы. А кроме того, давайте помнить, что Бог не станет судить нас за чужие дела, а только за наши собственные поступки. Если кому-то больше везет, и в наше сердце из-за этого закрадывается зависть, немедленно напомним себе, что добрый христианин обязан благодарить Бога за благодеяния, которые Он изливает на нашего брата. Если бы нас обуяла зависть при виде человека, который более добродетелен, чем мы, и более набожен, подумаем в душе: «Спасибо, Господи, что есть на свете люди, которые вознаграждают Создателя за мои оскорбления».
Заканчиваю, братия, повторяя, что если мы хотим спастись, то должны желать добра ближнему, радоваться его счастью, печалиться его горю. Ибо, по св. апостолу Иоанну, кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4. 20). Посмотрим же на прекрасный пример, который подает нам Иисус Христос. Желая излечить нас от проклятого греха зависти, Он умер за Своих врагов – умер, чтобы нас, грешных, сделать счастливыми.
Аминь.
Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», номера 10-13 (359-362), 2002 г.
Поучение о равнодушии
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих
(Откр 3. 16)
Кто не ужаснется, мои благочестивые слушатели, услыхав из уст Самого Бога такой суровый приговор против епископа, который, казалось бы, добросовестно исполнял все свои обязанности как верный слуга Церкви? Его жизнь была безупречна: своим имуществом он распоряжался достойно, не совершил ни одного проступка, внешне поступал образцово и правильно. И несмотря на это, Господь говорит ему устами св. Иоанна, что отринет его, что накажет его, если он не изменится. Этот пример тем более грозен, что тем же самым путем следуют многие, при этом ничуть не сомневаясь в спасении своей души. Принадлежим ли и мы к их числу? Стоим ли мы на пути истинном? Мы не знаем этого – отсюда и наш страх. Как страшит эта неуверенность!
Однако, давайте постараемся понять, не принадлежим ли мы к числу тех несчастных, которых называют прохладными. Поэтому в первой части моей проповеди я расскажу о признаках, по которым можно узнать ленивого и охладевшего в служении Богу, а во второй приведу некоторые средства против этой болезни души.
Холод души
Когда я сегодня говорю вам, дорогие друзья, об ужасном состоянии охладелой души, то вовсе не имею в виду людей, которые живут в смертном грехе и не желают из него вырваться. Такое состояние так ужасно и отчаянно, потому что этих грешников ожидает в другой жизни страшная Божия кара. Наверняка среди моих слушателей найдутся и те, кто страдают подобным несчастьем, однако не к ним я обращаюсь – быть может, это лишь утвердило бы их во зле и ослепило. Когда я говорю о прохладной душе, я не имею в виду тех, кто даже на Пасху не идут к исповеди и Святому Причастию. Эти пусть помнят, что, несмотря на свои молитвы и добрые дела, они будут осуждены на вечные муки. Пусть остаются в своем ослеплении, если им так нравится. Но, скажете вы мне, ведь не все, кто на Пасху и даже чаще в течение года приходят к Святому Причастию, исповедуются – будут спасены.
Это правда! Однако в этой небольшой группе избранных будут только те, кто принимает Святые Дары, но там не окажется ни одного из тех, кто даже во время Пасхи избегает исповеди и Святого Причастия. Поверьте мне, маловеры, слепые и закоренелые грешники – без исповеди и пасхального Причастия Небо и вечное счастье окажутся не для вас!
К числу прохладных я не причисляю тех, кто хотел бы принадлежать одновременно и Богу, и миру, они то корят себя перед своим Творцом, то опять протягивают к миру руки. Такие люди обычно выискивают себе мягкосердечного духовника, который потакал бы их порокам. Часто можно видеть молодую особу, которая всего две недели тому назад стояла на коленях у решетки исповедальни, а сегодня, принарядившись, предается танцам, забавам, нескромно беседует с молодыми людьми. Какое же это грустное зрелище, как мерзко оно глазам Бога! Кто желает служить и Богу, и миру одновременно, тот оскорбляет Кровь Спасителя, хотя и исповедуется, выискивая себе священников, которые смотрят сквозь пальцы на его распущенность и легко даруют отпущение грехов.
Так в чем же, дорогие слушатели, состоит равнодушие в служении Богу? Прохладная душа не умерла совершенно в очах Господа: в ней еще есть вера, надежда и любовь. Однако вера эта – без горячности, надежда – без силы, любовь – без огня и запала.
Давайте сравним горячего и равнодушного христианина в их служении Богу.
Добрый христианин не только принимает все истины нашей веры, но и думает над ними, стараясь их правильно усвоить. Он охотно слушает Слово Божие, и чем чаще слушает его, тем больше входит во вкус и все больше им руководствуется, избегая того, что Бог запрещает, и с горячностью исполняя то, что Он велит. Время, посвященное слушанию вопросов веры, приносит ему величайшее удовольствие, ибо именно тогда он узнает, каким образом можно попасть на Небеса и спасти свою душу. Он не только знает, что Бог видит все его поступки и что по ним будет судить в смертный час, но также трепещет при мысли о праведном Божием суде и горячо старается преуспеть в добрых делах, прибегая для этого к самым различным средствам и мучениям. То, что сделано им до сих пор, он считает ничтожным, сожалея, что потратил столько времени, когда мог скопить так много сокровищ для вечной жизни.
Насколько же не похож на него холодный христианин! Хотя он и верит во все, чему учит Церковь, но его вера так слаба, что никак не затрагивает сердце. Он не сомневается, что Бог видит его каждую минуту, но это не удерживает его от проступков. Он прекрасно знает, что пребывая в состоянии равнодушия, он не угоден Богу, но не делает ничего, чтобы очнуться от этой духовной летаргии. Он знает, что Иисус Христос Таинством Покаяния отпускает грехи и приумножает добродетели. Он знает, что Святые Дары приносят многие благодати в зависимости от того, в каком состоянии их принимать – но это нисколько не оказывает на него влияния; он по прежнему пребывает в лени и равнодушии. Он убежден, что Иисус Христос в Таинстве Евхаристии является для его бедной души истинной пищей, однако он не тоскует об этой манне небесной. Его исповеди и Причастия более редки; он входит в исповедальню только по случаю каких-нибудь торжеств, юбилея или миссии, и то лишь потому, что так поступают другие, а не по собственному убеждению. Он не раз завидовал тем, которые чаще черпают из спасительных источников благодати. О Божественных предметах он слушает равнодушно или неприязненно; у него вы не найдете чувства и понимания возвышенных вещей. Проповедь его не трогает, он на ней скучает: ему кажется, что он все знает. К длинным молитвам он испытывает отвращение, Розарий читает рассеянно; он еще жив, но не желает и не умеет работать для Неба.
Надежда доброго христианина сильна, а вера в Бога непоколебима. Он никогда не выпускает из памяти конечных вопросов бытия. Он часто задумывается над муками Иисуса Христа, сердечно сочувствуя им. Иногда он вспоминает о преисподней и карах за грехи, и это оберегает его от падения, а в другой раз возносится мыслью к Небесам и рассуждает о том, как милостив и щедр Бог к тем, кто Его любит. Он воображает себе, какая большая награда ожидает человека, который из любви к Богу отрекается от всего на свете. Он тоскует и жаждет обрести лишь Бога: земные блага для него – ничто, земные радости ему претят, ибо он знает, что его учитель – Распятый. Его жизнь – это жизнь слез и страданий. Смерть ему не страшна, потому что она только освобождает от земных страданий и навсегда соединяет человека с Богом.
Охладевшая душа не обращает внимания на блага и кары будущей жизни; иногда ей случается задуматься о Небе, но у нее не возникает сильного желания обрести вечное счастье. Она знает, что грех преграждает небесные врата и, несмотря на это, не исправляется и пребывает все в том же состоянии.
Эту бедную душу изводит злой дух. Он позволяет ей принимать решение об исправлении: иногда равнодушным руководят добрые побуждения: он думает, что займется умерщвлением, что будет осторожнее в речах, терпеливее в страданиях, более приветлив к ближним. Увы!
Вопреки подобным намерениям, его жизнь на протяжении многих лет остается неизменной. Он напоминает человека, который завидует кому-то, кто катит в триумфальной колеснице, а сам не хочет и шагу ступить, чтобы приблизиться к подобному счастью. Он не хочет отречься от вечных благ, но, несмотря на это, вздыхает о благах земных; если бы он мог жить на свете без креста и мучений, он никогда и не подумал бы о смерти. Когда вы скажете ему, что земная жизнь полна бед, он ответит, что это правда лишь тогда, когда не все выходит так, как нам хочется. Когда милосердный Бог посылает ему беды и недомогания, он предается жалобам, сожалениям, ропщет, а иногда и впадает в отчаяние. Он не помнит, что Милосердный Бог этими печалями пытается отвратить его от мира и приблизить к Себе. Он доказывает, что страдает незаслуженно, что многие люди, несравненно хуже его, радуются счастью и свободе.
В счастье холодная душа не забывает целиком о Боге, но слишком занята мыслями о себе, охотно выслушивает лесть, не терпит выговоров и унижений.
Добрый христианин все милости приписывает Богу, памятуя о своем убожестве и несовершенстве. Он не доверяет льстецам, а самыми лучшими друзьями считает тех, кто обращает внимание на его недостатки и промахи. Он весьма старательно избегает любой оказии, могущей привести ко греху, ибо знает, что легко может оступиться, он не доверяет своим добрым намерениям, силам и добродетели. Он знает по собственному опыту, как сильно склонен ко греху, поэтому вся его вера и надежда – на Бога. Поскольку злой дух боится его вверенной молитве души, горячий католик поступает так, чтобы вся