номера 16-18 (365-367), 2002 г.
Поучение о прелюбодеянии
Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов
(Мф 22. 13)
Если уж любой смертный грех может ввергнуть нас в преисподнюю, то что говорить о позорном прелюбодейном грехе? Разве само название этого порока не должно ужаснуть любого человека, а тем более – христианина? Ах, если бы я мог точно представить вам, каким черным и отвратительным пороком является сей грех, то вы, возможно, стали бы его избегать более старательно и чувствовали бы к нему большее отвращение! Боже мой! Как может христианин предаваться страсти, которая так унижает, так позорит его и низводит до уровня неразумного животного! Как можно предаваться этому, попросту говоря, преступлению, которое сеет в человеческой душе такое страшное опустошение? А ведь он, христианин, – это святыня Бога, живой член его Мистического Тела, глава которого Иисус Христос. И почему человек катается в грязи бесстыдной распущенности, которая сокращает ему жизнь, лишает доброго имени и осуждает на вечное несчастье? Дабы вы остерегались этого греха, я, прежде всего, представлю вам всю его отвратительность; во-вторых, расскажу, каким образом можно его избежать; в-третьих, укажу вам причины этого греха и, наконец, научу вас, к каким средствам следует прибегать, чтобы от него защититься.
Желая правильно обрисовать перед вами тяжесть этого проклятого греха – греха, который привел к погибели столько душ, – нужно было бы открыть вашим глазам преисподнюю во всей ее жути и показать вам, как ужасно Божественное всемогущество карает несчастных жертв этого порока. Признайтесь, что человек не в силах до конца постичь ни отвратительности этого греха, ни Божией суровости, которая карает распутников навеки. Скажу только, что тот, кто совершает прелюбодеяние, допускает своего рода кощунство, ибо оскорбляет члены Христовы и храмы Святого Духа, каковыми являются наши тела (см. 1 Кор 6. 15 и 19). Из этого, хотя бы в малой степени, уже можно заключить, как сильно оскорбляет Бога этот грех и какого большого наказания он заслуживает. Следовало бы, братия мои, поставить здесь перед вами бесстыдную царицу Иезавель, которая из-за своей распущенности погубила столько душ; она сама должна вам описать страшную, унылую и исполненную отчаяния картину мук, которые теперь испытывает в преисподней и будет их терпеть вовек. Вы услышали бы, как средь пожирающих ее языков пламени она стонет: «Горе мне! Как ужасно я страдаю! Прощайте, восхитительные Небеса, я никогда вас не увижу: для меня все уже кончено. Проклятый нечестивый грех, это за тебя я награждена пламенем, которое меня пожирает. О, как дорого вынуждена я платить за грязное, мимолетное удовольствие! Если бы я могла еще раз вернуться на землю, я сумела бы оценить добродетель чистоты!»
Пойдем еще дальше, чтобы точнее оценить отвратительность этого греха. Я ведь не веду речь о язычниках, которые не имели счастья познать Благого Бога, – я имею в виду христианина, который должен знать, что этот грех лишает его наследия Небес, что он превращает сынов Божиих в сынов гнева и отверженных. Я повторяю еще раз, что веду речь о христианах, которых Иисус Христос искупил Своей Пресвятой Кровью и сделал обиталищем и прибежищем Бога. Мне тяжело понять, как может христианин предаваться этой скверне. Уже сама мысль об этом должна смертельно страшить человека. Святой Дух говорит, что негодяй, предающийся разврату, заслуживает того, чтобы дух преисподней топтал его так, как попирает мусор человеческая стопа. «Каждая жена, которая развратна, будет истоптана как навоз на дороге» (Прем 9. 10). Эта цитата из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, приведится по Вульгате, т. к. она отсутствует в синодальном переводе Библии. – прим. ред.). Некогда Христос объявил св. Бригитте, что приготовил для развратников страшные муки, но почти все люди пали жертвой позорного порока.
Давайте возьмем в руки Священное Писание и посмотрим, как сурово преследует Бог развратников с самого начала времен. Поглядите, как люди еще до потопа предавались этому бесстыдному пороку. Милосердный Господь не в силах был смотреть на это – Он раскаялся, что создал человека и решил сурово наказать его, поэтому хляби небесные разверзлись, и воды потопа залили весь мир, очищая оскверненную землю (см. Быт 6). Следуем далее. Жители Содома и Гоморры, а также соседних городов предаются отвратительным порокам. Бог, преисполнившись праведного гнева, обрушивает на эти проклятые города огненный дождь и сжигает дотла все живущие там существа. Огонь и сера уничтожили все: людей, зверей, деревья – даже земля и камни стали жертвами Божиего гнева. Там, где до этого были урожайные поля и прекрасные скалистые возвышенности, сейчас – Мертвое море, в котором не в состоянии выжить ни одна рыба. Иногда на его берегах встречается нечто, напоминающее плоды, однако это – всего лишь кучка пепла, вводящая в заблуждение людское зрение (см. Быт 19). А в другом месте читаем, что Господь Бог приказал покарать смертью двадцать четыре тысячи человек за то, что они предавались разврату (см. Чис 25. 9).
Можно смело сказать, что этот проклятый грех почти всегда был причиной всех несчастий избранного народа. Посмотрите на Давида, на Соломона или на других библейских персонажей. Что было причиной кары, постигшей их и их подданных? Не этот ли проклятый порок? Боже мой! Сколько душ отнял этот проклятый грех! А сколько жертв он доставил преисподней!
В Новом Завете наказания за разврат – не меньшие. Св. Иоанн в Откровении видит грех разврата, представленный в виде жены, которая восседает на ужасном звере, имеющем семь голов и десять рогов (см. Откр 17. 3). Этим я хочу вам продемонстрировать, что плотский грех посягает на все Божии заповеди, он – причина их нарушения, он заключает в себе все основные грехи. Если вы хотите убедиться, так ли это на самом деле, присмотритесь к порокам блудодея. Вы убедитесь собственными глазами, что потакая плотской похоти, он нарушает все заповеди и становится виновен во всех главных грехах. Здесь мне не стоит пускаться в подробности: вы сами видите это собственными глазами. Добавлю лишь, что ни один другой грех не бывает причиной стольких кощунств. Многие люди этого не замечают; другие – хоть и прекрасно отдают себе в этом отчет – не желают исповедоваться в святотатствах – приемных дочерях разврата. И только на Страшном Суде мы увидим, скольких людей распутство довело до погибели. Да, братья и сестры, этот грех исключительно мерзок, и поэтому люди совершают его втайне. Они хотят его скрыть даже от собственных глаз, ибо хорошо знают, как низко он вынуждает их пасть.
Чтобы вам было легче понять, как часто встречается этот грех среди христиан, я объясню вам сейчас, каким образом можно впасть в него. Ибо шестую заповедь люди нарушают мыслями, желаниями, взглядами, словами, делами и созданием обстоятельств.
1. Во-первых, мыслями. Многие не в состоянии отличить мысли от желаний – поэтому так легко исповедуются в святотатстве. Дурная мысль грешна тогда, когда мы начинаем задумываться над какой-нибудь нескромной вещью, касающейся нас самих или других людей. Хотя в нас еще не возникло желания осуществить эту мысль, однако мы скользим ею по этим грязным и неприличным темам. При исповеди всегда следует говорить, как долго мы думали о каких-либо безнравственных вещах; надо также исповедоваться, возвращались ли мы мысленно к какому-нибудь неприличному разговору, грешному откровению или чему-то увиденному. Нечистый раскрывает перед вашими глазами различные нескромности, ибо полагает, что сумеет склонить вас, по крайней мере, в мыслях, ко греху.
2. Мы грешим также желаниями. Различие между мыслью и желанием состоит в том, что желание стремится к осуществлению задуманного. Желанием грешит тот, кто хочет совершить прелюбодеяние, кто изыскивает для этого подходящий случай. Конечно же, на исповеди надлежит сказать, было ли такое желание скрыто в глубине души, или мы предпринимали какие-нибудь шаги для его осуществления, приставали ли мы к кому-нибудь с недобрыми намерениями, а также назвать, кого хотели мы склонить ко злу: брата ли, сестру, ребенка, мать или племянницу, родственника. Если бы кто-то сознательно не признался в этом, то его исповедь не имела бы ни малейшей цены. Разумеется, не следует никого называть по имени. Но если бы кто-то не признался, что допустил нечто неприличное с братом или сестрой, а только в общих словах обвинил себя, что согрешил «против добродетели чистоты» – такое признание наверняка является недостаточным.
3. Грешит тот, кто бросает взгляды на предметы и вещи, которые легко могут привести нас к падению. Зрение – это ворота, через которые часто в душу входит грех. Поэтому праведный Иов сказал: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов 31. 1).
4. Мы грешим словами. Языком мы выносим наружу то, что думаем, то, о чем происходит в нашем сердце. Поэтому нужно исповедаться во всех своих нечистых словах и добавить, насколько долго длился подобный грязный разговор, какие побуждения склонили нас к нему, в присутствии скольких и каких людей вы говорили о нечистых делах. Ах, братия, для скольких детей лучше было бы попасть в лапы тигра или льва, чем очутиться в обществе разнузданных людей. Если сердце переполнено – говорят уста. Зная это, легко понять, как глубоко должны быть испорчены сердца тех негодяев, которые пачкаются и ползают в болоте блуда. О Боже! Ты Сам сказал, что дерево судят по плодам! По отвратительным разговорам судят о духовной гнили человека.
5. Мы грешим поступками. К таким поступкам относятся, между прочим, и недозволенные прикосновения к самому себе или другим или нескромные поцелуи. Не хочу говорить об этом более подробно, потому что вы хорошо понимаете, о чем речь. Но, к сожалению, где же те, кто исповедается в таких вещах? Ничего удивительного – я повторю это еще раз, – что грех распутства стал причиной стольких святотатств. Мы узнаем об этом только в день Божией кары! Сколько девушек проводит по два или три часа наедине с аморальными людьми? Какие отвратительные разговоры они там ведут, когда обычные уста превращаются в челюсти преисподней! О, Боже, как среди этого яростного огня не разгореться похоти?!
6. Наконец, грешите вы и тогда, когда создаете кому-либо обстоятельства для прелюбодеяния или сами идете навстречу таким обстоятельствам. Это прежде всего касается женщин, которые слишком усердствуют в своих туалетах и этим ввергают других в искушение. Только после Божиего Суда они узнают, сколько падений вызвали они таким образом. Большая вина лежит и на тех, кто пускается флиртовать и кокетничать. Нельзя оправдать и человека, вступающего в