разговор с подобными особами. Может быть, ему это и неприятно, но он поступает дурно, добровольно подвергаясь опасности. Поэтому пусть будут очень осторожны те, кто под видом уже совершенного обручения видятся слишком часто, проводя друг с другом много времени, даже по ночам. Все эти прикосновения и объятия наполнены чувственностью и почти всегда являются смертными грехами. Поэтому обрученные должны вести себя крайне осторожно, чтобы Бог не покарал их когда-нибудь тяжко за грехи, совершенные до заключения брака. Также и братья с сестрами должны следить, чтобы не допустить подобной близости. Тяжелая ответственность ложится на плечи родителей, которые не следят за поведением своих детей.
Против священной добродетели чистоты грешит тот, кто ночью показывается на людях без соответствующей одежды, например, когда идет отворять двери или помочь больному. Мать также обязана следить, чтобы нескромным взглядом не смущать своих детей и не позволять себе непотребных прикосновений. Отцы, матери, а также старшие по положению тяжело ответят перед Богом, если окажется, что по их вине между детьми или подчиненными появилась грешная близость.
Грех совершает тот, кто читает дурные книги или одалживает их другим, а также тот, кто распространяет легкомысленные песенки. Плохи также сентиментальные письма и послания. Далее – в чужом грехе принимает участие тот, кто облегчает молодым людям свидание под предлогом сватовства.
Если хотите, чтобы ваши исповеди были хороши, вы обязаны признаться во всех отягчающих обстоятельствах. Если вы допускаете грех с лицом, предающимся разврату, то становитесь слугами и рабами дьявола и осуждаете себя на вечные муки. А если вы кого-нибудь из молодых привели ко греху в первый раз, если вы лишили его невинности и цвета девственности, если вы отворили дьяволу ворота к сердцу такого лица, если вы этой душе, бывшей предметом любви Пресвятой Троицы, закрыли путь к Небесам, превращая ее в предмет, достойный проклятия на земле и на Небе, то грех ваш будет куда более тяжким, и исповедоваться вам следует именно в нем. Согрешить с лицом, свободным, не состоящим в браке, не находящимся с нами в родстве, – это, согласно учению св. Павла, тяжкое преступление, грех, который закрывает Небо и разверзает вечную бездну. Однако куда тяжелее преступление, если кто-то согрешит с лицом, состоящим в браке. Это – страшная неверность, которая оскверняет и уничтожает все благодати Таинства брака; это – ужасное вероломство и попрание обетов, принесенных у подножия алтаря не только в присутствии ангелов, но также и Самого Иисуса Христа! Такое преступление накликает проклятие на весь дом и приход. Грех с лицом, не состоящим в браке и не находящимся с нами в родстве, – смертелен и губит нас навеки. Однако кто грешит, несмотря на узы супружества или родства (как, например, отец с дочерью, мать с сыном, брат с сестрой, сводный единоутробный брат с единоутробной сестрой, кузен с кузиной), тот совершает такое тяжкое преступление, хуже которого уже невозможно себе представить. Такой человек попирает самые святые правила стыдливости, он оскорбляет и попирает все законы религии и природы. И наконец, грех с лицом, посвятившим себя Богу, это верх зла, ибо это страшнейшее святотатство.
О Боже мой, как могут христиане предаваться подобным бесстыдствам! Если бы мы, по крайней мере, после этих ужасных падений обращались к Богу, молили Его о прощении, чтобы Он соблаговолил вырвать нас из этой глубокой пропасти! Но подумайте только, сколь много людей, несмотря на совершенные прелюбодеяния, живет себе преспокойно и не моргнув глазом летит навстречу вечному осуждению?
Может быть, – вы спросите меня теперь, – что обычно приводит к такому падению? Каждый ребенок, изучающий катехизис, ответит, что причина – танцы, балы, частые и доверительные контакты с лицами противоположного пола, музыка, слишком вольные выражения, нескромные наряды, неумеренность в еде и питье.
Почему неумеренная еда и питье приводят ко злу? Потому что тело вожделеет вопреки духу, оно стремится к его погибели. Поэтому необходимо его умерщвлять – иначе рано или поздно оно ввергнет душу в ад. Человек, пекущийся о спасении души, каждый день умерщвляет свою плоть – пусть в малом: в еде, напитках или отдыхе. Св. Августин утверждает, что пьянство очень легко приводит к прелюбодеянию. Войдите на минуту в какой-нибудь кабак или побудьте ненадолго в обществе пьяницы и вы убедитесь, что из уст нетрезвых людей почти всегда слетают грязные и отвратительные выражения; вы также убедитесь, что поведение таких людей унизительно: они делают вещи, которые в трезвом виде никогда бы себе не позволили. Поэтому, дорогие братия, если вы хотите сохранить чистоту души, то обязательно должны в чем-то ограничивать свою плоть – иначе она приведет вас к погибели.
Очень опасны с этой точки зрения также балы и танцы. По крайней мере, три четверти молодых людей попадает из-за них в когти нечистого духа. Я не обязан вам этого доказывать, потому что, увы, вам это знакомо по собственному опыту. Сколько дурных мыслей, сколько грязных желаний и аморальных поступков провоцируются танцами! Я вовсе не удивляюсь тому, что целых восемь французских соборов под страхом тяжких наказаний запрещало нескромные забавы. Но скажите мне: почему некоторые священники не рассматривают их как грех? Я скажу лишь одно: каждый держит перед Богом ответ сам за себя. Почему столько молодых людей губит себя? Почему они не приобщаются Святых Даров? Почему отказываются от молитвы?
Причиной тому – забавы и танцы, которые затягиваются далеко за полночь. Сколько девушек погубили из-за этого свое доброе имя, более того, свою бедную душу, утратив Небо и Бога! Св. Августин утверждает, что меньше зла было бы в том, чтобы целое воскресенье работать, чем провести его на танцах! Да, братия мои, только на Страшном Суде мы убедимся, что из-за этих забав девушки, которые любят на них бывать, совершили больше грехов, чем у них волос на голове. Сколько там нечистых взглядов, сколько похоти, сколько нескромных прикосновений, грязных слов, страстных объятий, сколько зависти и ссор? Хорошо сказал страдающий Иов: «Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю» (Иов 21. 12-13).
Пророк Иезекииль говорит по велению Бога иудеям, что за танцы на них обрушится суровая кара, и пусть весь народ Израиля остерегается этого. Авраам, Исаак и Иаков не позволяли устраивать пляски на своих свадьбах, опасаясь небесной кары. Наконец, не надо искать для этого отдаленных причин. Я просто спрошу вас: «Скажите искренне, хотели бы вы умереть сразу же после возвращения с танцев?» Наверняка нет. Вы сами должны признаться, что предаваться забавам вредно и нужно поэтому исповедоваться в них. Во времена св. Карла Борромео лица, ведшие разгульный образ жизни, присуждались к строгому покаянию, а некоторых даже отлучали от Церкви. В смертный час вы убедитесь в правдивости того, что я говорю, но для многих времени для исправления уже не будет. Только слепцы могут доказывать, что на танцах им не грозит никакая опасность. Если бы так было на самом деле, то почему люди, которые желали попасть на Небо, так старательно избегали забав и танцев, почему так сожалели о безумствах молодости? Мы можем сей час заблуждаться, но когда настанет день и спадет пелена с наших очей, день, когда бесполезными окажутся все отговорки – в этот день мы посмотрим на мир другими глазами.
Нескромность и излишества в одежде также приводят к этому отвратительному пороку. Тщеславие, которое выражается в манере одеваться, очень часто становится, в свою очередь, причиной томных взглядов, нечистых мыслей и двусмысленных, неприличных разговоров. Если ты захочешь хоть немного осознать зло, которое отсюда проистекает, то должен, по крайней мере, на миг пасть на колени перед крестом – пасть так, как будто именно в эту минуту тебе должен быть вынесен вечный приговор. Люди «светские» – это источник разврата и убийственная отрава для тех, у кого недостаточно сил для борьбы с наступающими на них обстоятельствами. У растлителей очень часто весьма вызывающее лицо и смелый взгляд. По их поведению можно сразу заключить, что они отравлены развратом и стремятся заразить смертельным недугом тех, которые глядят на них без должной осторожности. Подумайте, сколько гнилых сердец блуждает по свету – сердец, терзаемых похотью, сердец, которые похожи на охапку пылающей соломы?!
Если вы поняли, каким огромным злом является разврат и сколь многими путями можно впасть в этот грех, то попросите Милосердного Бога, чтобы Он наполнил вас священным страхом и уберег от этих омерзительных падений.
Теперь задумаемся над тем, что следует предпринять, чтобы уберечься от этого ужасного греха – греха, который столько бедных душ увлек к погибели. Эти средства можно найти в катехизисе, поэтому многие дети могли бы вам их перечислить. Главное из этих средств – это сосредоточенная жизнь, молитва, причащение Святых Даров, горячее служение Пресвятой Матери. Нужно избегать опасных обстоятельств, быстро отгонять от себя нечистые мысли, которые внушает нам злой дух.
Я сказал, что надлежит любить сосредоточенную жизнь. Я вовсе не говорю вам, чтобы вы похоронили себя в одиноких лесах или монастырях: для вас это стало бы другим великим несчастьем. Я только хочу вас побудить к тому, чтобы вы избегали людей, которые охотно сбиваются на разговоры о сомнительных предметах, могущих запятнать ваше воображение, а также людей, которые заняты лишь земными делами, вовсе не думающих о Боге. Особенно в воскресенье, вместо того, чтобы ходить по гостям, возьмите в руки книгу, к примеру, «О подражании Христу» или «Жития Святых» и почитайте ее внимательно. Благодаря такому чтению вы узнаете, сколько искушений превозмогли Господние избранники, сколько жертв принесли, чтобы понравиться Богу и спасти свою душу. Набожное чтение придаст вам сил в добродетели и богобоязненной жизни. Читая «Жития Святых», вы, может быть, скажете себе то же, что некогда сказал тяжело раненный св. Игнатий Лойола: «Почему бы мне не сделать то, что делали эти Святые? Или милосердный Господь не поможет мне победить, как помог он им? Или не для меня предназначено то же самое Небо, которое они уже заслужили? Или я не должен бояться того же самого ада, которого боялись они?» Да, дорогие братия мои, следует избегать людей, у которых нет в сердце Божественной любви. Только по необходимости, когда от нас это требует долг, следует общаться со светом.
Затем, если мы хотим сохранить чистоту сердца, мы обязаны любить молитву. Ибо добродетель невинности – это дар Неба, поэтому следует молиться о ее получении. Посредством молитвы мы общаемся с Богом, Ангелами и Святыми и одухотворяем себя. Наше сердце