Скачать:PDFTXT
Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней

и ум постепенно отрываются от земного, погружаясь все более в возвышенные предметы и все больше проникаясь любовью к небесным благам.

Не думайте, однако, что каждым искушением мы оскорбляем доброго Бога. Грех зависит от волеизъявления и удовольствия, которое человек в нем ищет. Даже если искушение длится от восьми до пятнадцати дней, мы выйдем из него невредимо и даже более прекрасными, чем юноши из раскаленной печи в Вавилоне, но лишь при одном условии, что мы будем проникнуты отвращением ко греху. Поэтому следует как можно скорее обратиться к Богу, сказав: «Господи, поспеши ко мне на помощь! Ты знаешь, что без Тебя я ничего не могу сделать, что я так сильно склонился но греху. Но укрепившись Твоею благодатью, я наверняка одержу победу! О, Пресвятая Дева, не допусти, чтобы дьявол увлек мою душу – душу, за которую столько выстрадал Твой Божественный Сын!»

Чтобы сохранить чистоту, следует также достойно причащаться Святых Тайн. Кто часто и набожно черпает из этого источника Спасения, тот с легкостью сохранит эту прекрасную добродетель. Об этом хорошо осведомлен дух преисподней и посему старается отвлечь нас от Исповеди и Святого Причастия или пытается склонить нас к кощунственному принятию этих Тайн. Он пробуждает в нас боязнь, обеспокоенность и отвращение, он внушает нам, что мы поступаем дурно, что священник не знает нас, и мы его обманываем. Не следует обращать внимание на козни преисподней – нужно предпринять усилия, чаще прибегать к источникам благодати, полностью отдать себя милосердному Богу. Когда злой дух будет вас отвлекать от Святых Тайн, воскликните с верой: «Ты знаешь, Господи, что я ищу только Тебя и спасения моей бедной души!» И в самом деле – грозными для сатаны мы становимся только путем частого причащения Святых Тайн, которые суть чудесное вино, порождающее девственность: «О, как велика благость его и какая красота его! Хлеб одушевит язык у юношей, и вино – у отроковиц!» (Зах 9. 17). Как можно не быть чистым, если мы принимаем в сердце Царя чистоты? Поэтому, если вы хотите сохранить или получить эту прекрасную добродетель, делающую людей равными Ангелам, то причащайтесь часто и набожно Святых Тайн. Вам не повредит тогда преисподняя – пусть даже она предпримет самые отчаянные усилия и устроит самые ужасные ловушки для вашей добродетели.

Если мы хотим сохранить в себе храм Бога во всем блеске, то обратимся с большим благоговением к Пресвятой Матери, ибо Она – Царица девственниц. Она первая подняла хоругвь этой несравненной добродетели.

И призадумайтесь над тем, как высоко ценит Бог эту добродетель. Он рождается от бедной, никому не известной Матери, но чистой и святой. В качестве опекуна он выбирает себе св. Иосифа, который также любил эту свою добродетель и обладал ею в совершенной степени, хотя и не столь превосходной, как его пречистая Избранница. Св. Иоанн Дамаскин горячо призывает нас проникнуться благоговением к той несравненной чистоте, которая отличала Пресвятую Матерь, при этом открыто утверждая, что нам дастся от Бога все, о чем бы мы Его ни попросили, во имя этой заслуги Девственной Царицы. Тот же самый Учитель Церкви добавляет, что сия добродетель так приятна Ангелам, что они неустанно поют в Небе: «Дева из дев, славим Тебя и благословляем Тебя, Матерь прекрасной любви». Великий слуга Богородицы, св. Бернард Клервосский, говорит, что чтением «Ave, Maria» обратил больше душ, чем всеми своими проповедями. Этот святой говорит нам: «Вы сталкиваетесь с искушениями? Призывайте на помощь св. Марию и, наверняка, избегнете их». Когда мы читаем «Ave, Maria», все Небо ликует, а преисподняя содрогается, потому что вспоминает, что Богородица стала в руках Божиих орудием укрощения яростных искушений. Поэтому именно к Божией Матери советует нам великий святой обратить свои благоговейные молитвы. Если Пресвятая Матерь возлюбит вас, то возлюбит вас и Ее Сын, Иисус Христос.

Желая сохранить добродетель чистоты, мы обязаны бороться с искушениями и избегать ведущих ко злу обстоятельств, как это делали Святые. Например, Иосиф, патриарх, оставил одежду в руке нечестивой жены Потифара, которая склоняла его ко греху, и убежал, ибо не желал оскорбить Бога (см. Быт 39. 12). Чистая Сусанна предпочла пожертвовать жизнью, чем утратить эту дорогую для нее добродетель (см. Дан 13).

Послушайте, что приключилось со св. Мартинианом, который в пустыне вел жизнь, посвященную Богу. Так вот, пришла в его келью некая порочная женщина. Она сделала вид, будто заблудилась в пустыне, и попросила отшельника смилостивиться над ней. Святой приютил ее в своем ските, а сам покинул его. Когда на следующий день он вернулся, дабы узнать, что стало с этой женщиной, он нашел ее принаряженной. Он услыхал от нее, что ее послал Сам Бог специально ради того, чтобы она заключила с Мартинианом союз. Потом она добавила, что в городе у нее огромное состояние, из которого можно будет раздавать большую милостыню. Святой решил проверить, исходит ли это в самом деле от Бога, или является делом злого духа. Поэтому он приказал женщине подождать. Он сказал ей, что каждый день сюда приходят люди, которые поручают себя его молитвам, и поэтому сейчас он должен подняться на холмпосмотреть, не идет ли кто-нибудь, чтобы случайно тот не заблудился и не ушел ни с чем. Когда же он, наконец, поднялся на холм, то услышал таинственный голос: «Мартиниан, Мартиниан, зачем ты слушаешь голос сатаны?» Его это так поразило, что по возвращении в свой скит он разжег большой костер и вошел в огонь. Боязнь греха и боль, причиненная ему пламенем, заставили его громко стонать. Тогда прибежала та несчастная женщина и начала громко допытываться, кто толкнул его в огонь. На это святой отвечал: «Раз уж я теперь не в состоянии спокойно вынести земного огня, то как же перенесу я адское пламя, если совершу грех, к которому ты меня склоняешь?» Слова эти повергли женщину в такой ужас, что она решила навсегда остаться в ските святого, который выстроил себе келью значительно дальше и там проводил свою подвижническую жизнь.

Св. Фома Аквинский, в свою очередь, выгнал скверную женщину из своего жилища пылающей головней. Св. Бенедикт, когда его мучили искушения плоти, катался в терниях и ранил себя до крови. В другой раз он по шею погрузился в ледяную воду, чтобы таким образом погасить нечистое вожделение. Наконец, трудно удержаться от волнения, когда читаешь такое признание Учителя Церкви св. Иеронима: «В этой обширной пустыне, выжженной солнцем, я не перестаю плакать у ног Распятого, питаясь черным хлебом и травами, засыпая на голой земле и утоляя жажду водой из источника – даже во время болезни. Когда мне не хватает слез, я беру в руку камень и ударяю себя в грудь так, что кровь идет горлом, и, несмотря на это, злой дух не дает мне покоя. Поэтому оружие всегда надо держать в руках».

Так какой же из этого следует вывод, дорогие братья и сестры? Нет большей добродетели, которая делает нас угодными Богу, чем чистота. И, наоборот, ни один проступок не доставляет такой радости злому духу, как сладострастие. Поэтому мы обязаны старательно защищаться от натиска преисподней и следить за своим взглядом, своими мыслями и движениями сердца, часто прибегать к молитве, избегать ведущих ко злу обстоятельств и дурного общества, танцев и забав. Мы обязаны умерщвлять свою плоть, вверять себя Пресвятой Деве и часто причащаться Святых Тайн. Мы будем благословенны, если не запятнаем свое сердце этим проклятым грехом, ибо Иисус Христос ясно сказал, что чистые будут лицезреть Бога (См.: Мф 5. 8).

Аминь.

Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», номера 24-28 (373-377), 2002 г.

Поучение об искушениях

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола

(Мф 4. 1)

То, что Иисус Христос выбирает местом молитвы пустыню, не должно нас удивлять – ведь до этого пребывание в пустыне не было для Него чем-то из ряда вон выходящим. Не должно поражать нас и то, что привел Его туда Святой Дух – ведь проводником Сына Божиего не мог быть никто иной, кроме Бога. Если что и поражает, так это то, что сей дух тьмы дважды даже подымал Его над землей. Если бы не сказал об этом богодухновенный Евангелист, нам не поверилось бы в правдивость этого события. Но стоит поразмыслить об этом подольше, как мы перестанем удивляться и с радостью в сердце возблагодарим милостивого Спасителя за то, что позволил искушать Себя для того, чтобы заслужить для нас победу в трудных битвах и напастях со стороны преисподней. Как мы счастливы благодаря этому! С этого времени мы можем побеждать искушения – стоит только захотеть этого на самом деле. В сегодняшней проповеди я хочу вам показать, какие полезные последствия вытекают из искушений и каким образом нам следует мужественно бороться с искушениями, дабы получить в небе венец славы.

Не стоит доказывать, что по миру блуждают черти, которые нас искушают. Об этом знает каждый ребенок, который изучает Катехизис. Потому, что там есть такой вопрос: все ли ангелы остались верны Богу? Есть и ответ: нет. Многие из них восстали против Бога и в наказание были низвергнуты с неба в преисподнюю. На вопрос, чем занимаются эти взбунтовавшие ангелы, Катехизис отвечает: они искушают людей, желая приобщить их ко злу. Об этом есть множество доказательств в Священном Писании. Диавол искушает прародителей в земном раю (Быт 3. 1). Именно здесь он одержал первую победу, которая его наполнила дерзостью и гордыней. Диавол уговорил и Каина убить своего брата Авеля (Быт 4. 8). В Ветхом Завете мы читаем, что Бог спрашивает сатану: откуда ты пришел? – а тот отвечает: я ходил по земле и обошел ее (Иов 1. 7). Следовательно, дух зла ходит по свету и искушает людей. Евангелие говорит, что когда Мария Магдалина покаялась перед Христом, жалуясь на свои грехи, а Спаситель ее простил, тогда из тела ее вышли семь бесов (см. Лк 8. 2). И вновь читаем мы, что злой дух, изгнанный из человека, говорит про себя: «Возвращусь в дом мой, откуда вышел, … и берет с собою семь других духов, злейших себя» (ср. Мф. 12. 43-45).

Посему нужно бороться и противостоять искушениям. Если бы мы спросили тех христиан, которые сегодня стонут в преисподней (хотя их предназначением было небо), почему они пошли на погибель, они ответили бы нам: «Потому, что поддались искушениям». А что утвердило в вечном счастии святых, почему сейчас они царствуют в небе? На этот вопрос сии счастливые

Скачать:PDFTXT

Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать, Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать бесплатно, Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать онлайн