февраля. Киево-Печерский Патерик, Киев, «Лыб1дь», 1991, с. 89.
[В неисходном затворе] «был он в продолжение семи лет. Однажды, по наступлении вечера, начал блаженный затворник творить обычное коленопреклонение, поя псалмы по полуночи. Когда же почувствовал изнурение и слабость сил, он погасил свечу и сел на своем месте. И вот внезапно возсиял в пещере великий свет, как бы от солнца. Нельзя было свободно открыть глаза. В то же время показались тут два беса в образе прекрасных юношей, лица их блистали, как солнце. Бесы сказали преподобному: «Исаакий! Мы – ангелы, и вот грядет к тебе Христос с прочими ангелами». Исаакий, восставши, увидел множество бесов, лица которых сияли; один из них, стоящий посредине, сиял более всех; от лица его исходили лучи. Бесы сказали святому: «Исаакий! Вот Христос; падши, поклонись ему». Исаакий же, не поняв бесовского наваждения, не вспомнив оградить себе крестным знамением, поклонился тому, как Христу. Тотчас бесы учинили крик великий, взывая: «Наш еси, Исаакий!» и посадивши его, сами начинали садиться вокруг, и мигом келия и проход пещерный наполнились бесами. Один из бесов, мнимый Христос, сказал: «Возьмите сопели (дудки), тимпаны и гусли и ударьте дружнее, а Исаакий нам пусть попляшет. Тотчас бесы, ударив в сопели, тимпаны и гусли, схватили Исаакия, начали с ним скакать и плясать в продолжение многих часов и, измучивши его, оставили чуть живым и, так надругавшись, исчезли».
4. Обольщение Валента. Христианское учение о злых духах. М., 1990, с. 10 (Лавсаик, гл. 29).
«Один подвижник, по имени Валент, долго живя в пустыне, много изнурил плоть свою и считался великим подвижником, но потом, обольщенный духом самомнения и гордости, впал в крайнее высокомерие, так что сделался игралищем бесов. Надмившись пагубною страстью самомнения, он стал мечтать наконец в самообольщении, что с ним беседуют ангелы и при всяком деле служат ему. Диавол, утвердившись, что Валент совершенно предался обману, принимает на себя вид Спасителя и ночью приходит к нему, окруженный сонмом демонов в образе ангелов, с зажженными светильниками. И вот явился огненный круг, и в середине его Валент видит как бы Спасителя. Один из демонов, в образе ангела приходит к нему и говорит: «Ты благоугодил Христу своими подвигами, и Он пришел посетить тебя. Итак, другого ничего не делай, а только, ставши вдали, и, увидев Его, Стоявшего среди всего сонма, поклонись Ему и потом иди в келию свою. Валент вышел, и, увидев множество духов со светильниками, пал и поклонился лжехристу. Обольщенный, он до того простер свое безумие, что, пришедши на другой день в церковь, сказал при всей братии: „Я не имею нужды в приобщении, ибо видел Христа“. Тогда окружающие его, видя, что он впал в умоисступление, связали его цепями и в течение года вполне уврачевали его, истребив гордость его молитвами».
5. Явление беса преподобному Пахомию. Христианское учение о злых духах. М. 1990, с. 10.
«В образе Христа явился бес и преп. Пахомию и сказал: «Радуйся, старец, столько мне угодивший. Я -Христос и пришел к тебе, как другу своему». Изумился преп. Пахомий и, смотря на привидение, начал рассуждать: «Христово пришествие к человеку сопровождается радостию, сердце не чувствует никакого страха, все помышления тотчас исчезают, ум делается очами серафимскими и весь вперяется в созерцание славы Господней, а я теперь смущаюсь, боюсь… Нет, это не Христос. Потом, оградив себя крестным знамением, с дерзновением сказал: «Отойди от меня, дух злобы. Будь проклято лукавство всех твоих начинаний».
ПРИЛОЖЕНИЕ III. ЯВЛЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
1. Евангелие от Луки (1, 39-45).
«Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету.
Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елизавета исполнилась Святого Духа,
И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем;
И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
2. Внешний вид, нравственная высота и слава. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». М., 1904,
Изд. Св.-Пантелеимонова монастыря.
Св. Дионисий Ареопагит, через три года после его обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицем к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: «когда я введен был пред лице Богообразной, светлейшей Девы; – меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух – не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогало сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия» (с. 196).
3. Что мы знаем о Пречистой Божией Матери, Заступнице рода христианского. Иеросхимонах Сампсон. Дневник. М., 1999, с. 9-12.
Церковный историк Никифор Каллист: «Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы златовидные, глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины. Брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый. Губы цветущие, исполненные сладких речей. Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные. Но поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно – совершенства Ее души… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусная, простая. Она нимало о себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые она носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный покров Ее. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать».
Св. Григорий Неокесарийский: «В Ее лице сосредоточено все сокровище благодати, и Она была свята телом и духом. Одежда скромная, чуждая роскоши и неги. Поступь степенная, твердая. Взгляд строгий, соединенный с приятностью. Тиха и покорна родителям. Речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца».
Св. Амвросий Медиоланский: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна на словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитала не человека, но Бога Судиею Своих мыслей. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный. Так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты».
Св. Иоанн Дамаскин: «У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направляемый. Все желание устремлено к Единому, достойному желания и любви. Ненависть – только ко греху и виновнику его. Все помышления Ее душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющиеся от всего душепагубного. Очи Ее всегда устремлены ко Господу, созерцая вечный и неприступный свет. Уши настроены к слушанию слова Божия, услаждаются сладкогласною цевницею Духа. Уста восхваляют Господа, язык рассуждает о слове Божием и изливает Божественную сладость. Сердце Ее чисто и непорочно, зрящее и вожделевшее Чистейшего Бога. Вся – чертог Духа, вся – град Бога Живого. Вся – добра, вся – пред очами Божиими. Ибо возшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она соединилась с Богом».
Св. Игнатий Богоносец: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Она в гонениях и бедах всегда бывала весела. В нуждах и нищете не огорчалась. На оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им. В благополучии кротка, к бедным милостива и помогала им, как и чем могла. В благочестии – учительница, и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама исполнена была смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. Она незабываема никогда… Кто удостаивался видеть Ее, тот чувствовал высокое счастье и необъяснимое блаженство».
4. Явление Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Житие Преподобного Сергия. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1904, сс. 199-200.
«Окончив молитву, он сел для отдохновения; но вдруг его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику -преподобному Михею: «бодрствуй, чадо; мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «се, Пречистая грядет!..»
Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет паче солнечного, и он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую Апостолами Петром первоверховным и Иоанном девственником -Богословом.
Не в силах будучи вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, Преподобный Сергий пал ниц; но благая Матерь прикоснулась к нему рукою и ободрила его словами благодати: «не бойся, избранниче Мой», изрекла Она: «Я пришла посетить тебя: услышана твоя молитва об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его…» Сказала так и – стала невидима…
Вострепетал старец от страха и радости; несколько минут он был как бы в восторженном состоянии, а когда пришел в себя, то увидел ученика своего Михея лежащим на полу, как бы умершим: великий наставник мог видеть Царицу Небесную, и слышал голос Ея: а ученик, пораженный ужасом, не в состоянии был видеть все, и видел только свет небесный…
– «Встань, чадо мое», – кротко сказал старец.
Михей пришел в чувство, поднялся, но тут же упал к ногам преподобного Сергия. «Скажи, отче, Господа ради», говорил он, «что это за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела…» Но Сергий и сам еще не мог говорить от волнения душевного, только лицо его цвело небесною радостию. «Подожди, чадо», сказал он ученику, «и моя душа трепещет от этого видения».
5. Явление Пресвятой Богородицы преп. Серафиму Саровскому. Серафиме-Дивеевская Летопись. СПб., 1903 г., с. 325.
«За год и девять месяцев до своей кончины о. Серафим сподобился еще посещения Богоматери. Посещение было ранним утром в день Благовещения, 25-го марта 1831 года. Записала его и подробно сообщила дивная старица Евдокия Ефремовна (впоследствии мать Евпраксия).
«В последний год жизни батюшки Серафима я прихожу к нему вечером, по его приказанию, накануне праздника Благовещения Божией Матери. Батюшка встретил и говорит: «Ах, радость