об этом. А легче всего убедиться в этом, читая новую католическую агиографию 55, наполненную культом человеческого страдания.
На глубине своей это не что иное, как 23) гуманизм, кощунственный по отношении к Спасителю даже в смысле количества страдания. Православные защищены от этого самонадеянного мечтательного панибратства не только высоким духовным учением Святителя Игнатия и игуменьи Арсении о падшести человеческой природы, но и повседневно – литургически – молитвой, читаемой перед каждым причащением, в которой есть слова: «но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Литургической памятью благоразумного разбойника украшались и святые мученики, пившие чашу страданий Господних и крестившиеся Его крещением. Свв. Мученики Тимофей и Мавра (память 3 мая), после мучений распятые на крестах, «принимая страшные муки и смертную казнь, видели в них вожделенное очищение своей греховности. В то время, как благодать доказывала их избрание и святость явными знамениями, они заботились о покаянии». «Принял Господь их кончину как святую жертву всесожжения и прославил их, но характерно, что сами страдальцы своими устами не произнесли о себе никакого самохвальства, и Тимофей говорит супруге: «Он простит нам все согрешения наши, когда мы добровольно предадим себя на смерть за Него» 56.
От явления к явлению «Дамы» проходило по месяцу. Дети были заняты «принесением жертв», самоистязанием, молились по «Розарию» и молитвами, сообщенными «ангелом» и «Дамой». Подорвал ли их подвиг (предпринятый не против конкретных страстей, а без рассуждения, в виде «жертв»), здоровье брата и сестры Марту, приблизил ли их смерть от испанки и воспаления легких? Трудно сказать. Надо поставить знак вопроса еще и тут: нет ли связи между разницей излучений, излитых во втором явлении «Дамы» на Лючию иначе, а на Жасинту и Франсишко иначе, – и разной судьбой детей? Но на черты некой 24) непомерности их усилий можно указать без сомнений. Тут и голод, и жажда произвольные, и причиняющая сильную боль веревка, отнявшая сон. Лючия свидетельствует, что повторяя молитву «ангела» часами, «дети иногда падали от усталости». Франсишко и Жасинта не прекращали самоистязаний почти до самой смерти. «В нашем доме действительно больше не стало ни покоя, ни мира, с тех пор, как я это все увидела» (МЛрФ, с. 72), – свидетельствует Лючия, – водворились «раздор и безпорядки» (там же), это не только говорит само по себе не в пользу мнения о благодатности фатимских явлений, но еще и вызвало у девочки непомерный плач отчаяния:
«Я стала уединяться, чтобы не умножать своей печалью страдания моей матери. Этим уединенным местом обычно был наш. колодец. Там я преклоняла колени и, перегнувшись через каменную ограду, мешала свои слезы с его водой, принося свои страдания в жертву Богу. Иногда Франсишко и Жасинта видели меня печальной. Так как я от рыданий не могла говорить, они страдали и плакали вместе со мной. Потом Жасинта произносила громким голосом нашу жертвенную молитву: – Боже мой, мы приносим Тебе в жертву все эти страдания во искупление грехов и ради обращения грешников». (МЛрФ, с. 68).
Рыдания эти и производимый ими психический надрыв неоднократно встречаются в МЛрФ. Они вполне далеки от православного, тихого покаянного плача совести, учение о котором передано Свв. Отцами. Если иногда и видели преп. Амвросия Оптинского плачущим, то тихо слезящим. «Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. XIV, 33). «Настоящая молитва тиха, мирна, и такова она на всех степенях», -пишет Святитель Феофан Затворник (Письма о христианской жизни, 14) 57.
«Должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгоряче-нием крови и нервов. Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову для исторжения слез: такие слезы – от потрясения нервов, кровяные, не просвещающие ума, не смягчающие сердца. Ожидай с покорностью слезы от Бога… Придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от нее не покраснеют глаза – кроткое спокойствие прольется на выражение лица 58.
Удержание детьми в мыслях, разговорах, «жертвах» – месяцами! – сообщенного «ангелом» и «Дамой» и открытость детей импульсам света, испускаемого «Дамой», да и само регулярное хождение на встречи с ней может быть описано в терминах аскетики как пленение.
«Пленение есть невольное увлечение нашего сердца к нашему помыслу, или постоянное водворение его в себе – совокупление с ним, отчего повреждается наше доброе устроение» 59.
ПЯТОЕ ЯВЛЕНИЕ «ДАМЫ» -13 СЕНТЯБРЯ 1917 Г. ДОЖДЬ БЕЛЫХ ЦВЕТОВ
«13-го сентября, несмотря на время сбора винограда, огромная толпа, числом до двадцати пяти-тридцати тысяч человек собралась в Кова да Ирия в ожидании небесного явления детям. В составленном позже описании этого явления Люсия говорит, что дороги были запружены, всякий хотел с ними разговаривать. Богатые, знатные люди пробирались сквозь толпу, бросались перед детьми на колени и умоляли их принести Пречистой Деве их просьбы, их мольбы об исцелении сына-калеки, слепого отца, больного мужа, брата…
Дети с трудом пробивались за мужчинами, расчищавшими перед ними дорогу. Придя на место видений, Люсия попросила всех присутствующих молиться.
«В 12 часов дня воздух принял тепло-золотистый цвет. Пречистая Матерь Господа явилась детям, и все присутствующие увидели знак ЕЕ прибытия: при безоблачном небе в воздушном пространстве медленно и величаво плыл с Востока на Запад светящийся лучезарный шар. Когда же беседа Пречистой с детьми окончилась, все, бывшие при этом, увидели, как тот же шар поплыл в обратном направлении, с Запада на Восток. Это была как бы небесная колесница Пречистой Девы, Ее приносившая и уносившая…
За этим знамением последовали и другие необычайные явления: белое облако окутало зеленый дуб и беседовавших с «Дамой» детей, и в то же самое время с неба посыпался дождь белых лепестков, подобных круглым сверкающим снежинкам, которые медленно падали и таяли в воздухе, не достигая земли. Это последнее явление наблюдалось и позже, а именно, во время паломничеств в Фатиму 13-го мая 1918 и 1924 гг., причем в 1924 г. оно было сфотографировано: на снимке видны лепестки света, падающие с неба.
Рассказывает Лючия:
«Мы дошли до скального дуба в Кова да Ирия и начали всем народом читать Розарий. Вскоре после этого мы увидели сияние и потом Богородицу над дубом.
– Читайте дальше Розарий, чтобы испросить конец войны. В октябре придет также Господь, Богородица Страданий и Кармилская Богородица (Кармил – гора, на которой молился пророк Илия, находится в Израиле. Прим. рус. перев.). Святой Иосиф с Младенцем Иисусом, чтобы благословить Мир. Господь доволен вашими жертвами, но Он не хочет, чтобы вы спали с веревкой. Носите ее только днем.
– Меня так много людей просили испросить у Вас многих милостей: исцелить больных и глухонемых.
– Да, некоторых я исцелю, некоторых нет. В октябре я сотворю чудо, чтобы уверовали.
И она начала подниматься и исчезла как обычно».
Во время пятого посещения «Дама» опять настаивала на необходимости усердной молитвы по четкам, для того чтобы умолить Господа прекратить страшную войну. Она обещала, что в октябре дети сподобятся узреть явление всего Св. Семейства Пречистой Девы с Божественным Младенцем и с Праведным Иосифом Обручником.
Явление окончилось. Дети вернулись домой вместе с родителями, которые шли за ними издали, в страхе и трепете. Люди разошлись, толкуя о том, что видели… О явлениях стали писать в газетах. Дети со всех сторон подвергались расспросам.
ШЕСТОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ ЯВЛЕНИЕ – 13 ОКТЯБРЯ 1917 Г. ВЕЛИКОЕ ЧУДО – «ПЛЯСКА СОЛНЦА»
«Ну, дети мои, если обещанное вами чудо не совершится, то многие готовы будут сжечь вас живьем», – говорила детям одна дама из соседнего села, сестра известного португальского академика, у которого они гостили.
«Мы не боимся, потому что Дама нас не обманет. А она сказала нам, что произойдет великое чудо и что все вынуждены будут уверовать».
Родители Люсии, Жасинты и Франсишко волновались и не знали, идти ли им с детьми в Кова да Ирия, или нет.
Уже за два дня до наступления 13-го числа дороги были так запружены народом, повозками и ослами, что по ним было трудно пробираться. Приехавшие раньше, из желания сохранить за собою лучшие места, расположились спать на голой земле, хотя все время моросил унылый и холодный осенний дождь. Лиссабонские газеты командировали своих лучших репортеров.
13-го числа к половине двенадцатого дня, на поле Кова да Ирия можно было насчитать свыше пятидесяти тысяч собравшихся; причем, по некоторым подсчетам, число их даже превышало семьдесят тысяч. Дождь не переставал идти, и люди, большей частью придя сюда давно, промокли до костей.
Люсия, Жасинта и Франсишко с трудом пробирались к дубу, от которого остался лишь ободранный ствол: все ветви и все листья были разобраны людьми как драгоценная память.
Родители шли с детьми. Отец Люсии держал ее за руку. Давка и толкотня были так велики, что Жасинта очень испугалась и стала плакать, умоляя не толкать ее. Тогда Люсия и Франсишко пошли по бокам, ведя девочку посредине, между собою.
Родители одели их по-праздничному. Девочки были в голубых платьях и белых накидках. Какая-то благочестивая женщина вколола в их шарфы тонкие гирлянды искусственных цветов. Кто-то дал им в руки букеты. Другие возложили венки им на головы… В честь Дамы…
Небо сплошь покрыто серыми осенними тучами. Дождь не перестает. Люди стоят с открытыми зонтиками. Родители Сантуш и Марту взволнованы: ведь все ждут чуда. Ради этого пришли. А что если оно не произойдет? Что будет тогда?
«Если Лючии придется умереть, то и мы умрем вместе с нею»,– мужественно заявили супруги Сан-туш. Но та спокойна: никто им не сделает никакого зла. По приглашению Лючии, все начали молиться. Опустились на колени. Читают молитвы по четкам…
Вдруг Лючия велела закрыть зонтики 60…
Толпа волнуется. Ровно в полдень Лючия вздрагивает и восклицает: «Молния!» Потом она обратила свои взоры к небу и сказала: «Вот Она! Вот Она!»
«Ты смотри хорошенько, деточка, как бы не ошиблась!» – говорила ей мать, спрашивая себя со страхом – чем-то еще окончится все это дело?
Лючия не слушала, вся поглощенная тем, что она видела. Лицо ее порозовело и стало вдохновенно прекрасным. В то же самое время Жасинта и Фран-сишко тоже увидели Даму на месте, где она обычно являлась. Пока они созерцали появление Пречистой, люди, стоявшие вокруг, увидели, как всю группу детей окутало белое облачко, подобное кадильному дыму. Окутало, потом поднялось в воздухе на высоту пяти-шести метров и рассеялось… Явление повторилось три раза сряду.
«Кто Вы, Госпожа, и чего Вы хотите от меня?», – спрашивает Лючия.
«Я – Богоматерь Св. Розария и Я хочу, чтобы на этом месте построили церковь во Имя Мое».