нового храма в месте явления Девы девочке Аполонии. Во время войны за независимость он являлся повстанцам при различных обстоятельствах, после чего получил название Мамбистской Девы (Virgen Mambisa). По словам генерала А. Масео, Дева «сражалась в небе» на его стороне. После же окончательной победы в 1898 г. генерал К. Гарсия провел торжественную мессу возле образа, благодаря Деву за освобождение Кубы [2, р. 118]. Несколько лет спустя (24 сентября 1915 г.) в письме, написанном в Вилья-дель-Кобре, ветераны Кубинской освободительной армии (во главе с И. Раби) просили папу Бенедикта XV официально объявить Деву Милосердия «Покровительницей Республики Куба». Ветераны писали о своей безусловной принадлежности к лону Апостольской Римско-католической церкви. Подтверждая свою веру, они просили: «сегодня, объединенные в городе Кобре, в котором находится святилище Святой Девы Милосердия, стоя перед ним на коленях, мы договорились о том, чтобы обратиться к Вам с просьбой о реализации нашей самой прекрасной истинно кубинской надежды – признания Покровительницей нашей молодой Республики Святую Деву Милосердия из Кобре….» [1, p. 45]. Аргументируя свою просьбу, лидеры освободительного движения отмечали, что образ Девы Милосердия из Кобре «почитается кубинцами в пылу крупных сражений, в превратностях жизни, когда смерть близка, или в минуту отчаяния», что образ «всегда приходил в минуты опасности, чтобы рассеять ее, что он как роса для наших душ… квинтэссенция кубинского» [1, p. 45]. Понтифик ответил утвердительно: в мае 1916 г. Дева Милосердия из Кобре обрела свой нынешний статус. Как отмечает Ф. Баес-Хохе, образ и сам культовый статус Девы Милосердия серьезно изменился в течение трех веков, с момента начала его почитания неграми и мулатами Сантьяго-де-Куба. Из некоего маргинального феномена он превратился в общенациональный священный символ, интегрирующий различные социальные компоненты [1, p. 119].
Таким образом, национальное и религиозное сознание кубинцев в рассматриваемый период сливались в одно целое. Объединение происходило на базе священной для всех социальных слоев символики, ассоциировавшейся с национальной идентичностью. При этом, что крайне важно, образ Девы Милосердия противопоставлялся официальной Церкви. Тем самым подчеркивался сакральный характер борьбы за независимость: сама Богоматерь, по мнению мамбистов, была на стороне кубинцев.
Объединительная функция Девы Милосердия хорошо прослеживается в молитве, обращенной к ней, посвященной празднованию явления ее образа:
Virgen de la Caridad del Cobre
hijaamada del Padre
Madre del Senor Jesus
templo del Espiritu Santo
y Madre de todos los cubanos [16].
Дева Милосердия из Кобре
Любимая дочь Отца
Мать Иисуса
Храм Святого Духа
И Мать всех кубинцев.
Роль и место Девы из Кобре отметил и папа римский Бенедикт XVI во время своей мессы в Сантьяго-де-Куба, посвященной ее четырехсотлетию:
«Эта святая Месса, вызывающая у меня радость прибытия в первый раз с пастырским визитом в эту страну, проходит в контексте Юбилейного Года Марии, организованного в честь поклонения Деве Милосердия из Кобре, покровительницы Кубы, в четырехсотлетие явления и присутствия ее образа в этих благословенных землях <…>. Я был наполнен волнением, зная рвение, с которым Мария была встречена многими кубинцами во время паломничества по острову» [10, p.1].
Образ Девы Марии не является в кубинском католицизме полностью каноническим, приобретая черты полуязыческой богини, участвующей в жизни людей.
В Латинской Америке благодаря культу Девы Марии сложилось и такое специфическое явление, как «марианизм» (Marianismo). Отчасти марианизм стал ответом мачизму, проповедуя чистоту и моральную стойкость в противовес разнузданности и грубости. Как пишет Э. Стивенсон, марионизм – «это культ женского духовного превосходства, который учит, что женщина полубожественна, морально и духовно стоит выше мужчины» [20, p. 91]. При этом автор поясняет, что «марианизм не является религиозной практикой, хотя само слово “марианизм” иногда используют для обозначения движения внутри Католической церкви» [20, p. 91]. Так, согласно опросам, 88 % латиноамериканских католиков уверены, что именно Дева Мария наблюдает за ними и хранит их [3, p. 20].
Современный латиноамериканский религиозный синкретизм активно включает в себя образ Богоматери, который постепенно перестает рассматриваться исключительно в рамках христианской традиции. Специфические особенности латиноамериканской цивилизации, связанные со смешением трех основных культур (европейской, индейской и африканской), привели к трансформации догматического прочтения фигуры Девы Марии. Многочисленные синкретические культы по-своему трактуют христианскую традицию, привнося в нее чуждые элементы. В результате различные божества, поклонение которым сегодня развито прежде всего серди низших социальных слоев Латинской Америки, соединяют в себе различные черты, диалектично трансформируют изначальные религиозные образы в нечто третье – в синтетические персонажи, эклектично соединившие в себе черты противоположных по свой сути культур.
Разумеется, в данном вопросе невозможно какое-либо обобщение. Миллионы католиков Латинской Америки (прежде всего, креолы) продолжают почитать Деву Марию в ее классическом понимании. Но синкретизация образа Богоматери уже не является чем-то случайным, а потому мы можем говорить о тенденции в латиноамериканском католицизме, связанной с его дальнейшим дрейфом в сторону народных форм, постепенном отходе от догматического западного христианства.
Список литературы
1. A la beatitud de Benedicto XV// Documentos originals guardados en la sede de la Conferencia de Obispos catolicos de Cuba, 1999.
2. Baez-Jorge F. La Virgen de la CaridaddelCobre y la historiografia cubana (Dogmatismos y silencios en torno al poder y la nacion) // Ulua, enero-junio de 2003.
3. Changing Faiths: Latinos and the Transformation of American Religion. Pew Research Center, 2007.
4. Drenikoff – Andhi, I. Documentos en editos sobre Juan Vicente Gomez y Maria Lionza // Kabala. – 1985. – № 7 (146).
5. Garcia GonzalezJ. Maria en la religiosidad popular. Una intuicion fecunda de Puebla – [Электр. ресурс]. ? URL : http://www.celam.org/documentos_celam/002.doc (дата обращения: 18.11.2013).
6. Guerrero J. L. Flor y canto delnacimiento de Mexico, ed. Realidad, Teoria y Practica, Cuauhtitlan, Edo. De Mexico, 2000. 7. Hall L.B. Mary, Mother and Warrior: The Virgin in Spain and the Americas. University of Texas Press, 2004. 8. Historia de la Aparicion de Nuestra Sra. de La CaridaddelCobre // Documentos originals guardados en la sede de la Conferencia de Obispos catolicos de Cuba.
9. Holman E. B. The Santisima Muerte: A Mexican Folk Saint, 2007.
10. Homiliadel Papa en la Santa Misa en el 400? Aniversario de la Virgen de la Caridad del Cobre. Plaza Antonio Maceo de Santiago de Cuba. Lunes, 26 marzo 2012 // Viaje de benedicto XVI a Mexico y Cuba (23–29 marzo 2012). Libreria Editrice Vaticana, 2012.
11. Jimenez Sierra E. La Venus venezolana. Caracas: Editorial Chicuramay, 1971.
12. Luigi M., Aranguren J., Moncada J. Elorigen y el culto a Maria Lionza como elementos para la educacion ambiental y patrimonial en Venezuela // Revista de Investigacion vol.32 no.63 Caracas Jan, 2008.
13. Manara, B. Maria Lionza. Su identidad, suculto y la cosmovisionanexa. Caracas: Universidad Central de Venezuela, 1995.
14. Michalik P. G. The Meaning of Death: Semiotic Approach To Analysis Of Syncretic Processes In The Cult Of Santa Muerte // Semioticon. September 2009. Issue 15.
15. Munoz A. Santa Muerte Syncretism. Tribal Analysis Center, 2013.
16. Oracion a la Virgen de la Caridad del Cobre con ocasion del IV centenario del hallazgo de suvenera da imagen [Электр. ресурс]. ? URL: http://www.rccuba.com/Temas/Oraciones/400_VCaridad.pdf (дата обращения: 13.11.2013).
17. Pollak-EltzA. Maria Lionza, mito y culto venezolano. Universidad Catolica Andres, 1985.
18. Portuonpo Zuniga O. La Virgen de la Caridad del Cobre: simbolo de cubania. Editorial Oriente, Santiago de Cuba, 1995.
19. Rivero J. Historia de la Virgen de la Caridad. Las Siervas de los Corazones Traspasados de Jesus y Maria, 1998.
20. Stevens E. P.: Marianismo: The Other Face of Machismo in Latin America // Female and Male in Latin America. University of Pittsburgh Press, 1973.
21. Torres T. MariaLionza. La milagrosa diosa virgin Maria Lionza de la naturalza venezolana [Электронный ресурс]. ? URL : http://angelesymilagros.about.com/od/milagros-famosos/a/maria-lionza.htm (дата обращения: 13. 11.2013).
Примечания
1
Синкретический религиозный культ, основанный на поклонении Смерти в образе скелета.
2
Мария Лионса – синкретическое женское божество, культ которого широко развит в современной Венесуэле.