Скачать:TXTPDF
Религии переходного типа (на материале афро-кубинского религиозного синкретизма). А. Н. Данненберг

По традиции все вывезенные из данного региона рабы получили общее наименование йоруба (по титульному племени), но на деле все обстояло несколько иначе. Можно выделить следующие народности и племена, населявшие Ойо и отождествляемые с Йоруба: а) Илеша — многочисленная группа, происходящая из Осогбо, Ипонда, Ихэбу, Ифэ и других городов; б) Кету — происходят из одноименного города; в) Эгба — народ, проживавший в районе расположенном между городами Ифэ и Ибадан; г) Эгбадо проживали на берегах реки Йева; д) Игбо — народ, занимавший ранее Иле-Ифэ; е) Лукуми или Йоруба происходят из города Ойо и его окрестностей; ж) Экити — народ происходящий из района Бариба[10]. Данный факт важен для понимания того, что по своему составу йоруба не были единым народом, а представляли собой смесь сопредельных племен. Йоруба же были лидерами в процессе объединения. Таким образом, являясь этнической общностью, народ йоруба был полиплеменным по своему составу. В результате, прибывший на Кубу контингент рабов, по сути, был нестабилен по своему мировоззрению, так как объединяясь под властью Ойо, каждое из племен привносило свои элементы и в религиозные представления. Так, в частности, пополнялся пантеон оришей.

Традиционной религией йоруба была система религиозных верований под общим названием Ифа (практикующаяся в Нигерии и сегодня). Несмотря на то, что Ифа можно причислить к целому ряду примитивных религиозных культов Африки, она, тем не менее, имела ряд особенностей, которые, на наш взгляд, выделяли ее из себе подобных. Главной особенностью данной религии было то, что, несмотря на свой политеизм, она подразумевала наличие верховного божества, которое является первопричиной всего и возвышалось над остальными представителями пантеона — Олоруна или Олодумаре. Деля окружающее пространство на «верх» и «низ» (Орун и Айе), йоруба помешали Олодумаре в верхний космос, в то время как нижний космос населяли божества второго порядка — ориши. Спецификой Олодумаре было то, что йоруба не воспринимали его как «близкого» бога. В их космогонии он являлся именно Создателем, недосягаемым и всемогущим. Именно Олодумаре выступал источником силы, которая именовалась аше. При этом Олодумаре же являлся единственным из всех богов, который никогда не жил на Земле, что лишний раз подчеркивает особое к нему отношение со стороны верующих.

Само йорубское слово «Бог» имеет два значения (подразумевает два имени): Олодумаре и Олорун. Но, как отмечает Ифа Караде, «нет сомнений, что африканское понимание «одного Бога» существовало до внешнего иностранного влияния»[11]. То же мнение высказывает и другой практикующий Ифу автор Омосаде Аволалу: «Истинная религия Йоруба верит в наличие Бога, который воспринимается как способный создавать и поддерживать Землю и Небеса, мужчин и женщин, и который так же присутствует в божественных созданиях и духах, которые воспринимаются как его функционеры в теократическом мире, а так же являются посредниками между людьми и Богом»[12].

Таким образом, несмотря на политеизм в целом, Ифа отличалась от большинства африканских религий присутствием концепции единого Бога. При этом наряду с ним в космогонических взглядах йоруба присутствовали и ориши — своего рода младшие боги, предназначенные для общения с людьми. Интересно, что современные приверженцы Ифы прямо говорят, что рассмотрение оришей под языческим углом зрения не верно. Так тот же Ифа Караде пишет, что то, что определяется на Западе как ангелы, в Йоруба именуется оришами: «Правильно рассматривать оришей как эманации Одной Силы или Олодумаре. Ориша не просто мифологическое создание, призванное удовлетворять желания людей. Как «ангелы» во всех религиозных концепциях они (ориши) были созданы и посланы Олодумаре помогать в духовной эволюции человечества»[13].

Отчасти, принятие данного понимания пантеона Йоруба снимает ряд вопросов, касательно присоединения к нему новых оришей в процессе расширений государства под эгидой Ойо. Новые ориши никак не затрагивали концептуальных основ Ифы, но лишь дополняли функционал Олодумаре.

Таким образом, первым и наиболее важным моментом в процессе определения причин синкретизма в контексте взаимоотношений христианства и религии йоруба является факт наличия в обеих религиозных системах концепции Единого Бога. В то же время, не менее важное значение имеет и трактовка роли оришей и понимание их, в первую очередь, как посланцев Бога, а уже потом — как самостоятельных богов.

Очевидно, что указанные факторы сыграли огромное значение в афро-христианском синкретизме. Но так же очевидно и то, что только их одних мало для того, чтобы произошло пусть и частичное, но все же слияние, как на мировоззренческом, так и на обрядовом уровнях. Многие (в том числе и мировые) религии исходят из факта наличия одного источника всего сущего, но, тем не менее, не происходит процесса их слияния (хотя идеи создания единой религии, бесспорно, существуют) даже в условиях географической близости.

Ифа Караде приводит в своей работе один интересный факт: «Важно отметить, что большой процент тех, кто был порабощен, были военно-политическими пленниками из элитарного класса солдат и жрецов. В результате, Новый свет наполнился людьми, знающими свою культуру… Поэтому не удивительно, что культура Йоруба стала доминирующей темой афро-американского взаимодействия»[14].

Таким образом, мы можем говорить о том, что прибывшие на Кубу (и в другие места в Латинской Америке) рабы имели довольно высокий уровень самосознания, достаточный для того, чтобы сохранить свою культуру в чужих условиях. Именно это стало первым важным фактором возникшего в дальнейшем синкретического процесса. Если бы общий культурный уровень йоруба оказался ниже, вполне возможно, что через два-три поколения произошла бы их полная ассимиляция, а христианство стало бы для них единственной религией.

Тем не менее, был и еще один важный фактор продолжавшейся практики религии йоруба на Кубе не разовая, а постоянная доставка рабов. После 1870 года рабы продолжали контрабандным путем завозиться на Кубу, не смотря на официальное прекращение работорговли. Как отмечает профессор Университета в Майами Сара Санчез, именно это стало еще одной причиной того, что старшие «negros de nacion» (рожденные в Африке рабы) могли найти тех, кто хорошо помнил традиции и обычаи их родины и мог передать их потомкам[15].

Постоянное пополнение «армии» рабов вновь прибывшими не давало разорваться той нити, что связывала йоруба с Африкой. Но неизбежность трансформации традиционных верований была неизбежна в силу ряда причин: а) особенности религии йоруба как религиозной системы, б) мощнейшего внешнего влияния.

Еще Э.Б. Тайлор отмечал, что «человеческая группа, настолько господствующая, чтобы сохранить или навязать свой язык, обыкновенно более или менее сохраняет или навязывает и свою цивилизацию»[16]. Оказавшись на Кубе, йоруба испытали на себе сильнейшее влияние европейской культуры и, в первую очередь, католицизма. Но впитывая новое, они, так или иначе, (в том числе в силу независящих от них обстоятельств, таких, как завоз новых рабов) сохраняли старые традиции. То есть, абсорбируя религию испанцев, африканская религия не теряла в целом своей идентичности. По мнению А. Работье, известного афро-американского историка религии, «африканский стиль поклонения, ритуальные формы, система верований и фундаментальные перспективы «выжили» на этой стороне Атлантики не по причине сохранения «чистой» ортодоксии, в потому, что они были трансформированы. Адаптируемость, основанная на уважении к духовной власти была основой открытости африканских религий к синкретизму с другими традициями и непрерывности отличительного африканского религиозного сознания»[17].

Американский исследователь-африканист Ивар Миллер отмечает: «Многие из практикующих Сантерию считают, что католическое влияние на их систему верований поверхностно и публично, оно не затрагивает глубинные основы их веры. Исторически, кубинские лукуми использовали изображения святых, чтобы визуально маскировать фундаментальные корни йоруба в репрессивном католическом обществе. Некоторые бабалао идут даже дальше, говоря мне, что «Ифа говорит на всех языках», что в их трактовке означает, что Ифа может взаимодействовать с полным спектром человеческого опыта и даже может заключать в себя все вероучения, с которыми она сталкивается. Они говорят, что Ифа включила в себя и католическую церковь на Кубе, сделав ее вспомогательной религиозной системой»[18].

На наш взгляд, приведенный выше отрывок ярко свидетельствует о том противоречии, которое наблюдается в рассмотрении вопроса об истинной сущности сантерии. Так, с одной стороны считается, что Ифа веками диссимулировала, используя христианскую атрибутику лишь в качестве прикрытия. С другой стороны сами жрецы сантерии говорят о том, что Ифа, фактически, приспосабливала элементы католицизма в своих интересах.

Как представляется, и первое, и второе мнение лишь частично соответствуют действительности, отводя роли религии йоруба в синкретизме слишком большое значение. Можно предположить, что жрецы йоруба маскировали свои обряды под католические, но ни как не то, что произошло сознательное включение элементов католицизма в систему традиционных африканских верований (за рядом исключений, о которых будет сказано ниже). Все, что произошло с вероучением йоруба на Кубе имело свои закономерности, установить которые и представляется крайне важным и необходимым, с целью выявления механизмов синкретизма и его причин в целом.

Без сомнения кубинский вариант религии Ифа, получивший название сантерии, отличается от африканского. Так, автор «Пособия по религиозным концепциям Йоруба» Баба Ифа Караде пишет: «Религия Йоруба в Старом свете, в Нигерии, в Западной Африке отличает от ее варианта в Новом свете, в Америке. И это различие заключается в том, что в Америке фундаментальные концепции религии были неверно интерпретированы»[19].

Уходя в сторону от заинтересованной точки зрения на сантерию (которую высказывают сами сантеро, объясняя синкретизм хитростью кубинских бабалао и намеренным включением в систему верований католических элементов), можно сделать вывод, что при столкновении двух самостоятельных религиозных систем на Кубе, ни одна из них не смогла занять доминирующее место в сознании верующих. Христианство не смогло полностью вытеснить веру Йоруба, а Йоруба, хотя и в модифицированном варианте, сохранилась в виде сантерии (по данным Государственного департамента США на 2009 год «до 80% населения консультируется с практиками религиозных учений, имеющих западно-африканские корни, такими как сантерия, происходящая от йорубов (Regla de Ocha) и сантерия, уходящая корнями в районо бассейна реки Конго (Regla de Palo), по вопросам, связанным с рождением детей, болезнями, безопасностью поездок»[20]).

Очевидно, что христианство не могло быть отодвинуто в сторону религией народа, не имевшего на тот момент даже своей письменности. При этом, само христианство имело все шансы полностью уничтожить Ифу, сделав из прибывших рабов истинных католиков. Но, не смотря на все попытки, этого не произошло. Цитируемый выше Альберт Работье привел важнейшую, на наш взгляд, причину этого: открытость религиозного сознания африканцев.

Причина этой открытости требует дополнительно изучения и не является предметом рассмотрения данной статьи. Но мы исходим из факта ее наличия. В результате, обобщая, можно сделать вывод, что религиозные системы в целом можно поделить на две больших группы:

• Открытые религиозные системы

• Закрытые религиозные системы.

Их качественные характеристики еще предстоит установить. Но уже сейчас можно сказать, что среди них совсем не обязательно такие факторы, как «молодость» религии, отсутствие или наличие серьезной догматики и так далее. Здесь мы имеем дело,

Скачать:TXTPDF

Религии переходного типа (на материале афро-кубинского религиозного синкретизма). А. Н. Данненберг Католицизм читать, Религии переходного типа (на материале афро-кубинского религиозного синкретизма). А. Н. Данненберг Католицизм читать бесплатно, Религии переходного типа (на материале афро-кубинского религиозного синкретизма). А. Н. Данненберг Католицизм читать онлайн