скорее, с комплексом факторов, требующих серьезного рассмотрения.
Как отмечал Н.С. Капустин, изменения в религиозных системах происходят под влиянием как внутренних, так и внешних причин: «Так, при завоевании одного племени или народа другим сталкивались две различные культуры, как правило, образовывалась качественно новая система верований и культа. Причем в новом образовании не обязательно превалируют верования народа-победителя. Обычно берут верх религиозные воззрения более развитого в культурном отношении народа с функционально более организованной системой культа»[21].
В случае с йоруба и христианством на Кубе мы можем утверждать, что произошло столкновение двух «старых» религий, хотя и неравнозначных по уровню интеллектуального осмысления. Главное различие здесь крылось в отсутствии письменности у йоруба, которая в самой Нигерии появилась лишь в XIX веке усилиями миссионеров на основе латинского алфавита. При этом даже в отсутствии письменных источников йоруба сумели противостоять натиску католицизма с его административным аппаратом.
Именно открытость системы позволила выходцам из Африки сохранить свои традиционные верования. Как второстепенный фактор можно рассматривать поверхностное сходство в восприятии Бога, как единого начала, а также функций оришей, согласующихся с функциями святых в католицизме. Но для того, чтобы ориши и святые синкретизировались в сознании афро-кубинцев, должно была присутствовать первооснова, то, что позволило начаться процессу религиозного синтеза. На наш взгляд, ей стала открытость религиозной системы. Предлагается следующее определение «открытой религиозной системы»:
открытая религиозная система — это особая форма мировоззрения, коммуникативные возможности и особенности которой позволяют включать в себя элементы других вероучений на основе их сходства с базовыми принципами религии-реципиента.
Заметим, что важным фактором открытой религиозной системы является отсутствие письменно зафиксированных догматов и истории вероучения в целом. Именно это во многом позволяет модифицировать и трансформировать традиционную картину мира, дополняя ее новыми элементами. При подобном раскладе выпадение одного звена (в виде поколения) может привести к качественным изменениям всей системы в целом.
Такие важные совпадения, как номинальное признание наличия одного Бога, понятие «души»[22], посредников между высшими силами и людьми все это давало возможность йоруба воспринимать элементы христианского мировоззрения, дополняя собственные представления.
Показательным примером является принятие йоруба таинства крещения. Поразительно, но человек не может являться последователем сантерии, если не прошел через обряд крещения. На первый взгляд это может показаться странным. Но если посмотреть на данный факт с точки зрения сантеро, то многое встанет по своим местам. Бабалао (верховный жрец сантерии) Ванде Абимбола сообщает следующее: «В некоторой степени, я считаю, что те вещи, которые люди называют синкретизмом, на самом деле таковыми не являются…. Это не синкретизм, а всего лишь способ сказать: «Мы здесь, мы странники, а эти люди были здесь до нас. Так почему бы не принести некоторые их иконы в наш храм как знак уважения?»[23]. На наш взгляд, данное высказывание бабалао (а оно является весьма типичным) подтверждает мысль о сантерии, как об открытой системе, готовой оказывать подобные «знаки уважения».
Мы уже говорили о том, что прибывший на Кубу контингент рабов не был однородным по своему составу. Это, скорее, был смесь различных племен принадлежащих к одному религиозному течению, но, безусловно, со своими особенностями. Все тот же бабалао Абимбола говорит: «Обратимся к истокам синкретизма. Это процесс, который начался в Африке еще до того, как сами африканцы попали в Новый Свет. Западноафриканское население смешивалось со своими соседями задолго до эпохи рабства. Одна из главных ошибок заключается в мнении о том, что африканцы не смешивались друг с другом до европейской колонизации»[24].
Итак, мы получаем еще одно подтверждение открытости Ифы. Факт перенимания обряда крещения теперь не кажется таким уж и странным. Он выглядит даже естественным. Для формировавшейся (и формирующейся на сегодняшний день) сантерии, как для открытой религиозной системы, не была закрыта возможность включения в себя элементов другого вероучения, но, при этом, без дальнейшей их переработки. То есть, принцип «диссимуляции» в этом случае не работал: содержание принималось в изначальном виде даже без попыток замаскировать его под традиционные ритуалы.
Показательно, что подобные заимствования с последующим их органичным включением в религиозную систему йоруба совершали не только у христианства. Распространившийся в XIX веке спиритизм, захлестнувший и Латинскую Америку, так же весьма естественным образом встроился в ритуальную практику и мировоззрение йоруба. Как отмечает Рауль Канизарес, рабы стали замечать, что их хозяева занимаются спиритизмом, становясь «одержимыми» духами предков, после чего «со свойственной афро-кубинской культуре необыкновенной способностью к адаптации сантеро переняли технические и механические аспекты кардецизма»[25].
Удивительно, но йоруба сумели вместить в свою религию не только элементы европейской традиции, но и восточной тоже. Как известно, в середине XIX века на Кубу производился активный завоз невольных работников из Китая. Китайцы привезли с собой свой вариант лотереи — так называемую китайскую шараду. Это была развлекательная игра, заключавшаяся в угадывании загаданного числа по рисункам, сделанным на специальной доске. Спустя некоторое время сантеро преобразовали простую игру в систему предсказаний, толкования снов и объяснения различных явлений. Так же успешно сантеро «освоили» и домино.
Это еще раз опровергает точку зрения ряда исследователей, что афро-кубинские верования — это диссимуляция, а не синкретизм. Возможно, первые 1-2 поколения рабов и воспринимали, например, крещение как вынужденную меру в период гнета со стороны католической церкви. Но затем оно органично влилось в сантеристскую практику.
Но даже более показательным, чем крещение, является обязательное «отпевание» сантеро по католической традиции и чтение на его похоронах девяти традиционных месс. Если в случае с крещением можно предполагать попытку скрыть свою истинную веру, демонстративно совершая католический обряд, то в чтении католических молитв после смерти приверженца религии йоруба смысла не было никакого. То есть, здесь наблюдается, возможно, прямое сознательное перенимание чужой обрядности.
Подводя итог, мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, сантерия (как яркий представитель афро-кубинских религий) является синкретической религией, то есть религией находящейся в процессе развития. Об этом, в частности, свидетельствует ее распространение на территории США (в первую очередь в южных штатах, где велика доля кубинских эмигрантов), где она приобретает новые оттенки и нюансы[26].
Во-вторых, находясь в состоянии перманентной трансформации (пусть и длящейся десятилетиями), сантерия является религией переходного типа.
В третьих, сантерия представляет собой вариант открытой религиозной системы. Не теряя своей внутренней идентичности, она, тем не менее, органично встраивает с себя элементы других вероучений, соединяя их, формируя оригинальную мировоззренческую парадигму.
© Данненберг А.Н., 2011
Примечания
1
Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2008. С.314.
2
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989. С. 208.
3
Guenon, R. Perspectives on Initiation. Sophia Perennis. Second Edition, 2004. P. 38.
4
См.: Зеньковский В. Основы христианской философии. М., 1996. Т. 2. «Апологетика»
5
Там же.
6
Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984. С. 17.
7
Являясь изначально медицинским термином, диссимуляция, на наш взгляд, наиболее точно отражает процесс осознанного введения в заблуждение представителей господствующей религии.
8
Mullen N. Yomba art and Culture. Phoebe A. Hearst Museum of Anthropology and the regents of the University of California. 2004. P. 11
9
Smith, Robert S. Kingdoms of the Yoruba. First University of Wisconsin Press printing, 1988. P. 34.
10
Подробно о расширении влияния Ойо на сопредельные территории подробно рассказано в работе Роберта Смита «Королевства Йоруба». Сам автор определяет ятот период как «золотой век имперских завоеваний» Ойо.
11
Karade Ifa. The handbook of Yoruba religious concepts. Weiser Rooks., 1994. P. 12.
12
Omosade A. Yoruba beliefs and Sacrificial Rites. White Place. NY. Longman Group, 1979. P.3.
13
Karade Ifa. The handbook of Yoruba religious concepts. Wciscr Books., 1994. P. 13.
14
Там же. С. 3-4.
15
Sanchez Sara M. Afro-Cuban Diasporan Religions: a Comparative Analysis of the Literature and Selected Annotated Bibliography. 1CCAS Occasional Paper Scries, 2000. P 5.
16
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С .50.
17
Rabotacu Albert J. Slave Religion. New York: Oxford University Press, 1978. P .4-5.
18
Abimbola W. Ifa Will Mend Our Broken World. Thoughts of Yoruba Religion and Culture In Africa and the Diaspora. Aim Books, 2003. Р. m.
19
Karade, Ifa. The handbook of Yoruba religious concepts. Wciscr Books., 1994. P. 11 -12.
20
U.S. Department of State. International Religious Freedom Report 2009 — http://www.state.gOv/g/drl/rls/irf/2009/127386.htm
21
Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984. С. 13.
22
У Йоруба душа именуется ori inu. Она дается человеку Олодумаре при рождениее, а после смерти возвращается обратно. Безусловно, более подробный анализ «души» йоруба приведет к ощутимым различиям в понимании ее роли, но поверхностное рассмотрение явно свидетельствует о сходстве с ее христианской трактовкой.
23
Abimbola W. Ifa Will Mend Our Broken World. Thoughts of Yoruba Religion and Culture In Africa and the Diaspora. Aim Books, 2003.
24
Ibcd.P.106.
25
Канизарес Р. Кубинская сантсрия. М., 2005. С. 105.
26
Если традиционно считается, что сантерия серьезно отличается от своего африканского прообраза, то на сегодняшний день уже звучат мнения, что североамериканский вариант сантерии имеет различия с кубинским (пока, лишь в части обрядов, что, впрочем, уже весьма серьезно).