чтобы возвысить человеческую душу так, чтобы она стала способной к постижению Самого Бога и была обожена.
Дар освящающей благодати совершенствует человека для того, чтобы привести его в такое состояние, когда он может наслаждаться присутствием самой Божественной Личности. Именно Божественное Лицо даёт эту благодать, поскольку Божественное Лицо есть конечная цель этой благодати. Которая заключается в том, чтобы человек стал обителью Святой Троицы, которая бы обитала в нём как в своём храме. Через тварную освящающую благодать человек должен получить Божественные Лица, которые снисходят в душу и обитают в ней.
Фома считает учение о том, что Святой Дух не даётся, а даётся только Его дар благодати, ошибкой. Кардинал Шарль Журне, объясняя богословие Фомы Аквинского, пишет: «Именно Святой Дух, а не только Его благодать даётся нам. Святой Дух обитает в нас, мы являемся храмами Божиими, храмами Святого Духа, который обитает в нас так, что когда мы любим Иисуса, Святой Дух приходит к нам с Отцом и Сыном. В Самом даре освящающей благодати, именно Святым Духом, именно Нетварным даром, именно Тремя Божественными Лицами обладает душа»[19 — Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. М. 1997. С. 82.].
Фома думает, что данное учение в некоторой мере принижает достоинство Самого Святого Духа, который, будучи Божественной Личностью, также даруется человеческой личности. По мнению Фомы, с личностью можно иметь отношения только посредством личности. В некотором смысле данный подход Фомы Аквинским можно назвать персоналистическим, ибо в данном случае мы ясно можем видеть взаимодействие личностей, которые вступают в отношения.
Однако этот персонализм является в богословии Фомы Аквинского следствием отсутствия различия между Непостижимой Сущностью и Нетварной Божественной Энергией. Сущность и Энергия (действие) у него отождествляется. А поэтому о Святом Духе Фома вынужден говорить как о Нетварной Благодати, которую человек получает вместе с тварной Благодатью, которая является неким приготовлением к получению Личности Святого Духа.
С точки зрения православного богословия неправомерно говорить о том, что Святой Дух есть Нетварная Благодать. Нетварная Благодать, согласно православному богословию, есть Нетварная Божественная Энергия, которая обща Трём Божественным Лицам. Энергия — «это не только способ именовать природу, но возможность эмпирического познания, которая происходит из личного участия в сущности, или природе, из причастности к ним, что не означает тождества с природой. Божественные энергии зовут к опыту причастности непричастному Божеству. Знание есть опыт причастности, а причастность возможна благодаря Божественным энергиям. Человек обретает возможность Богопознания лишь постольку, поскольку принимает обращенный к нему Божественный призыв»[20 — Journet C. La grace divine. Freibourg, 1998. P. 45.]. Она не может отождествляться ни с одним из Лиц, так же как мы не можем отождествлять ни одно из Лиц Святой Троицы с Божественной сущностью, ибо это бы означало обезличивание, принижение Божественного Лица. Мы можем лишь сказать, что Божественные Лица обладают полнотой Божественной сущности и полнотой Божественных Энергий. Но ни в коем случае мы не можем отождествлять Божественные Лица с ними.
Как мы видели уже выше, согласно учению свт. Григория Паламы, нам даются Божественные Энергии, а не сам Святой Дух. Он отличает Святого Духа от Его даров. Но вместе с тем он настаивает на том, что дары, энергии Святого Духа неотделимы от Самого Святого Духа. Святой Дух не может даровать нам энергии, при этом не даруя самого Себя.
Фома Аквинский говорит о том, что не только Благодать, но и Сама Личность Святого Духа обитает в нас. Для Фомы это является логическим выводом из его учения о том, что Святой Дух, будучи даром, любовью, которой любят друг друга Отец и Сын и которого Они друг другу даруют, посылается Ими в душу человека и обитает в ней лично.
Однако данное учение является чуждым православному учению, которое говорит о том, что Бог соединяется с человеком посредством Своих Нетварных Божественных Энергий. «Каждый человек, являясь личностью, образом Личности Божественной, призван воспринять, усвоить или воипостазировать Нетварные Божественные Энергии. Именно в этом смысле став причастным Божественной природе, обожившись»[21 — HussyE.M, The structure of the Person-Energy in the theology of Gregory Palama // Saint Vladimir’s quarterly. NewYork. 1997, № 7, P. 78.]. Согласно данному учению, человек не может соединиться с Божественной Ипостасью непосредственно по следующей причине.
Божественная Ипостась содержит в себе Божественную природу во всей полноте. Природа обретает своё реальное существование в ипостаси. Если допустить, что Божественное Лицо может непосредственно соединиться с человеческой личностью, то нужно допустить, что через эту личность соединяется с Божественной природой, которая непознаваема и несообщима, а это невозможно, поскольку, если бы человек мог соединиться с Божественной природой, тогда бы он стал самим Богом.
Учение Фомы Аквинского об освящающей Благодати как о тварной является чуждым для православного богословия. Фома рассматривает дары Святого Духа как тварные, тогда как святой Григорий Палама настаивает на том, что эти дары нетварны. Однако Фома говорит, что главные дары Святого Духа нетварны: Его собственная личность, к которой Он присоединяет нас, обитая в нас, и Нетварная природа Святой Троицы, к которой мы причастны, посредством обитания Святого Духа. Для Фомы Аквинского Личность Святого Духа есть Нетварный Дар, Нетварная Благодать.
Тварная благодать, согласно Фоме Аквинскому, есть необходимое следствие Нетварной благодати. Святитель Григорий Палама допускает, что дары Святого Духа включают тварные следствия дарований Святого Духа Нетварных Энергий, а не самих Энергий. Однако не Божественная энергия является тварной, но действие и произведение энергии. Для свт. Григория Паламы нет различия между тварной и Нетварной благодатью, как у Фомы Аквинского. Для святителя Григория существует только одна Благодать, и она нетварна.
2.3. Учение Фомы Аквинского о Домостроительствах Божественных Лиц
Бог обитает в разумных творениях через домостроительства Сына и Святого Духа. Под Домостроительствами Святого Духа Фома Аквинский понимает пришествие в этот мир Сына и Святого Духа для совершения спасения человека, сотворённого по образу и по подобию Божию, а также Их присутствие в этом мире, и Их участие в судьбах этого мира.
В «Сумме теологии» Фома Аквинский говорит о двух видах Домостроительств: о видимом и невидимом. Видимое Домостроительство — это видимое и ощутимое пришествие Сына и Святого Духа в этот мир, то, что могли ощутить люди во время пришествия в мир Сына и Святого Духа. Невидимое Домостроительство, по определению Фомы Аквинского, заключается в том, что Божественные Лица приходят этот мир невидимым и неощутимым образом, присутствуя в каждой твари.
Фома говорит о том, что мы можем говорить только лишь о Домостроительствах Сына и Святого Духа в силу того, что Сын и Святой Дух имеют своё происхождение внутри Троицы: Сын превечно рождается от Отца; Святой Дух, будучи взаимным даром любви, которой любят друг друга Отец и Сын, превечно исходит от Них обоих. Именно потому, что Сын рождается от Отца, Он посылается Отцом в этот мир. И в силу того, что Святой Дух исходит, согласно учению Фомы Аквинского, от Отца и Сына, Он посылается Отцом и Сыном в этот мир.
Что касается Отца, то по причине своей несообщимости Он не посылается в этот мир. Бог Отец не имеет Домостроительства в силу того, что Он не имеет причины для своего происхождения: Он ни от кого не рождается, и ни от кого не исходит, а, следовательно, по логике Фомы Аквинского, Он не может быть никем послан в этот мир, в отличие от Сына и Святого Духа.
Для Фомы Аквинского домостроительства Лиц Святой Троицы являются продолжением Их превечного происхождения в лоне Святой Троицы. По этой причине в богословии Фомы Аквинского существует жёсткая зависимость между ипостасными свойствами Божественных Лиц, которые существуют в лоне Святой Троицы, и Их Домостроительствами, как проявлением Божественных Лиц, Их действием в этом мире. Фома, в отличие от свт. Григория Паламы и Восточных Отцов, не делает различия между областью «богословия», под которой понимается учение о Боге в Самом Себе, о Его существенных свойствах и о Ипостасных свойствах, и областью «икономии», домостроительства, которая рассматривает вопрос о том, как проявляет Бог Себя в этом мире.
Божественное Домостроительство подразумевает две вещи: во-первых, приход в этот мир, согласно тому образу, которым Божественное Лицо происходит в лоне Святой Троицы (Сын рождается от Отца, Святой Дух исходит от Отца и Сына); во-вторых, для того, чтобы было Домостроительство, нужно также, чтобы Божественная Личность начала присутствовать новым образом там, где Она послана. Так, когда Сын Божий был послан в мир для совершения дела искупления, Он не оставил недра Отчего, чтобы прийти в нашу среду. Он уже был в мире в качестве причины творения этого мира, для того, чтобы сохранить то, что Он изначально сотворил. Но Бог Сын приходит в этот мир, будучи облечённым в нашу плоть. Святой Дух, который также участвовал в творении мира, вдохновлял пророков в Ветхом Завете, приходит после Вознесения Христа в виде огненных языков и таким образом становится видимым.
Однако важно отметить, что, согласно учению Фомы Аквинского, Домостроительство Лиц Святой Троицы по-другому происходит в деле обитания: в нём участвует вся Святая Троица, поскольку обитание предполагает новый образ присутствия. Этот новый образ присутствия состоит в том, что Лица Святой Троицы присутствуют в человеке как объект познаваемый и познающий, любящий и любимый. И поэтому человек способен познавать и любить Бога. Знание и любовь позволяют нам постичь Самого Бога. В знании, любви, а в конечном итоге и блаженном видении Бог не просто постигается как причина, проявляющаяся в своих действиях, но это касается Его собственного бытия, как конца чистого и простого.
Обитание Бога в человеке происходит через действие освящающей благодати. В плане действия благодати вся Святая Троица посылает Божественное Лицо для невидимого Домостроительства обитания. Что касается Бога Отца, то Он присутствует вследствие взаимопроникновения (перихорезиса) Лиц Святой Троицы, вследствие Их взаимообщения. Отец, Сын и Святой Дух имеют одну и ту же сущность, Они совершают одно действие совместно. Поскольку Отец находится повсюду, где находится Сын и Святой Дух, Они все вместе входят в душу человека вследствие нового образа присутствия. Там, где присутствует одно Лицо, там всегда будут присутствовать непременно и два других, и то, что совершает одно Лицо, то совершают вместе с Ним и два других Лица. «Божественное Домостроительство не состоит ни в перемещении, ни в отделении. Бог, будучи везде, не может вернуться туда, где Его уже нет, и посланная личность не отделяется от того, кто Её послал, поскольку Три Лица блаженной Троицы, будучи единосущными, нераздельны, вследствие взаимопроникновения»[22 — Яннарас Х. Избранное: Личность и Эрос. М., 2005. С. 156.].
В деле обитания участвуют все Три Божественные