на Андроника — татары — «скифы». Но считается, что «татарские орды» в XIII веке состояли из русских и татар, а хан Ногай в некоторых источниках назван «Нога» — русским прозвищем.
Правления Льва VI и Андроника II отмечены конфликтами византийской церкви с католической:
— по требованию папы Лев устраняет патриарха Николая Мистика и вступает в противоборство с православными священниками. Вскоре после смерти Льва патриарх восстановлен (ВАС с. 237–239);
— во время Андроника договор с католиками аннулирован и патриарх восстановлен (ВАС с. 377).
Очень важно отметить редкую деталь, являющуюся общей для Льва и Андроника: и тот, и другой были покровителями наук и искусств. Оба проявляли активную законодательную деятельность.
Лев был четырежды женат, и после его кончины возникли проблемы с престолонаследием. (Й. Табов. «Когда крестилась Киевская русь»)
А теперь вспомним библейского Соломона:
— он славился мудростью,
— был покровителем искусств, сам сочинял великолепные стихи,
— был многоженцем, и после его смерти возникли проблемы с престолонаследием,
— прославился законодательной деятельностью.
Ветхий завет рассказывает нам, что на Соломоне заканчивается единый Израиль. Страна раскалывается на две большие части — на Израиль и Иудею. Абсолютно верно! Великая империя средневекового Льва — Андроника — Соломона распалась на Западную и Восточную.
Проблемы с наследниками Мудреца и многоженца привели к судьбоносной смене династий в «Вечном городе» и приходу к власти боковой ветви Комниных, принесших в столицу вместо семитской греческую культуру и язык.
Ускорению распада империи способствовала невиданная прежде беда — эпидемия чумы. Она обрушилась на Европу, по всем данным, в середине XIV века, хотя можно признать, что датировка этой страшной пандемии еще требует тщательной проработки.
Чума явилась поистине «бичом Божьим». До образования империи болезни не становились массовыми из-за отсутствия сообщения между регионами. «Черная смерть» пришла маршрутами имперской торговли и коммуникаций, и за короткое время охватила почти все европейское пространство. Разразилась первая в истории человечества пандемия.
Карантин регионов на время чумы нарушил налаженный механизм взаимодействия провинций и центра, вызвал массу суеверий о «гневе богов». В результате сначала громыхнуло восстание зелотов, а позже разразилась революция гуситов, называвших свою самую крупную крепость просто и скромно — «Сион».
Приход к власти Комниных положил конец строгим иконоборческим запретам иудаизма. Комнины не были «потомками» царя Давида и поэтому отказались от концепции богоизбранности императора, главы «иудейского народа», частично вернувшись к языческим стандартам. Это сразу же поставило «сарацинов», а европейцы именно так называли византийцев, вне общей израильской касты.
Отказ от имперских строгостей, с одной стороны, спровоцировал частичный откат к доимперским культам, что позже было названо «эпохой Возрождения», с другой же — быстро привел к тому, с чем так последовательно боролся Реформатор, — к разности религий и так называемой великой схизмы Восточной и Западной церквей.
Принципиально важный момент в возникновении новых религий: они появились в силу политической необходимости. Возникновение государств на развалинах империи требовало новой самоидентификации. Это послужило главным толчком в создании верований, отличающихся от имперского монотеизма. Но подробнее об этом — в следующих главах.
Сам Комнин отразился в восточных позднейших хрониках как Август, который якобы передал знаки императорской власти славянскому великому князю Владимиру Мономаху, а в западных церковных хрониках — как Константин Великий.
К середине 14 века расшатывание империи приняло катастрофический для Константинополя характер. В Греции вспыхнуло восстание зелотов (1342–1349 гг.), описанное Иосифом Флавием в «Иудейской войне» как революция зелотов 1 века н. э. Один наиболее известных зелотов — Симон. Зелот — отразился впоследствии в Евангелиях как один из апостолов Иисуса Христа.
Началась мировая война за императорскую корону.
Впоследствии воспетая Гомером как Троянская, а также отраженная в хрониках как Тарквинийская и Готская войны, она коснулась всех. В бой вступили самые разные регионы и претенденты на престол: с севера болгарские лидеры, с востока-турецкие, с запада — галлийские, греческие и многие другие.
Империя рушилась, и это привело к массовой смене династий по всей Европе. Вот данные традиционной историографии:
1379 г. — раздел Австрии между Альбрехтом III (Альбертинская линия) и Леопольдом III (Штрийская линия)
1359–1371 гг. — раздел Болгарии на Тырновское и Видинское царства. 1396 г. — потеря независимости — Турция.
1373–1411 гг. — Брандербург (Бранибор) Правление Люксембургов перед сменой на Гогенцоллернов.
1377-99 гг. — Англия. Последний Плантагенет, замена на Ланкастеров.
1382–1387 гг. — Венгрия. Мария, замена на чешских королей Эгмонд Люксембург (Сигизмунд I)
1370–1385 гг. — Польша. Анжуйский дом. С 1386 г. — Династия Яггелонов, начиная с Владислава Ягайло.
1385 г. — Португалия. Начало Династии Ависсо, конец Бургундской династии.
1363 г. — Швеция. Конец династии Фолькунгов.
1357–1371 гг. — конец династии Брюсов, приход династии Стюардов.
1396 г. — смена династии в Арагоне (Беренгары).
Те, кто были ставленниками бывшей империи, должны были уйти с арены истории.
Уходили и монотеисты. Часть религиозной элиты бежала из Нового Рима на юг Франции — старый библейский регион. Позже пребывание там монотеистов в качестве беглецов отразится в Ветхом завете как пленение евреев в Вавилоне, а в истории католической церкви — как пленение пап в Авиньоне, что одно и то же.
Большинство же Judaies сбежало в имперско-семитскую Мавританию. Именно там с середины XIV до конца XV века сформировались этнические признаки людей, которых позже назовут евреями.
Новая западная элита, полная честолюбивых замыслов, устраивает решительный штурм столицы бывшей империи, названный в традиционной истории четвертым крестовым походом. Идеологическим оправданием ей служит новая религиозно-политическая идея, связанная с казнью богомила Василия, превратившегося в Мессию, то есть в Иисуса Христа. «Наказать «палачей Иисуса» — таков официальный лозунг похода.
Рядовые крестоносцы, собираясь на войну, были уверены, что действительно идут покарать палачей Иисуса. Причем на картах крестоносцев Иерусалим указан сразу за Македонией, на Балканах — там, где и находится современный Истанбул.
То, что крестоносцы воевали не с мусульманами, а с греками, подтверждается множеством фактов, в том числе и лингвистических. Во Франции слово «мечеть» (musquette) до 1351 г. неизвестно. Минаретов (minaret) не видели до1606 года, муэдзинов не слышали (в форме maizin) — до 1568 года, нынешнее muezzin появилось аж в 1823 году. Imam (в форме iman) введено в употребление с 1559 года. (Я.Кеслер)
Даже слово «сарацин» (sarrasin) отмечено во французском языке одновременно с словом «синагога» якобы в 1080 году, хотя вторглись эти самые сарацины-мусульмане на территорию Франции, согласно школьному учебнику истории, ещё в VIII веке.
После взятия Иерусалима-Рима-Константинополя, свержения греческого правления образовалось латинское государство крестоносцев.
В 1431 году на Базельском соборе впервые вводится дата от Рождества Христова — в честь Иисуса-Василия, сравнительно недавно распятого. На Флорентийском соборе в 1439 году часть греческой и славянской религиозной элиты признали Иисуса Христа и верховенство западных религиозных стандартов. Наступила эпоха современного христианства.
Однако далеко не все части бывшей империи признали новых латинских хозяев.
Многие из восточных орденов, например, тюркоязычная Золотая орда, воспротивились им. Это было продиктовано все теми же политическими мотивами — образованием независимых государств и стремлением отделить себя не только физически, но и духовно от бывшей империи, а также от христиан, заявлявших о себе как о преемниках имперских монотеистов. Противостояние двух мощных блоков — западного и восточного-определило политическую жизнь на несколько веков вперед.
Начиная с 1400 года, давление с востока усиливается. В 1453 году мощным ударом Мехмет II захватил Вечный Город. Казалось бы, после захвата начнется повальное преследование христиан. Ведь если следовать скалигеровской хронологии, христианство к середине 15 века уже существовало и процветало целое тысячелетие, а ислам, победоносно овладев умами людей во многих азиатских странах, сумел сформироваться в законченную по форме и постулатам религию, не признающую другие верования.
Мехмет II, однако, повел себя как добрый друг христианства. Традиционная история признает, что в константинопольских церквах сохранилась «православная» служба. Великий Турок возродил греческие «античные» искусства, что для мусульманина немыслимо. Есть сведения, что Европа просила его возглавить Мировую Вселенскую Апостольскую Церковь. С точки зрения традиционной истории, это необьяснимо — просить мусульманского султана стать главой Вселенской христианской Церкви! Поэтому и объяснений в исторических трудах найти невозможно. Историки лишь рассуждают о широте души и терпимых взглядах Мехмета II.
Насчет души Великого Турка спорить не будем. О ней можно высказывать любые предположения. Есть гораздо более основательные аргументы. Главный из них-мусульмане еще не отделяли себя от остального мира.
Все это было впереди. А пока Мехмет II относился к израильтянам и христианам по-братски и охотно признавал их языки, верования, культуру.
Герб мусульманского Самарканда с символом христианской Троицы. (Средняя Азия.)
«Поклонение Христу», Х.Мемлинг.
Государственным языком по-прежнему оставался греческий. В своих обращениях к странам Запада султаны использовали, как правило, именно греческий язык. Мехмет II прибегал также к итальянскому, точнее, его венецианскому диалекту, немецкому с элементами идиша и редко к латинскому. Венеция на протяжении всего XV в. в своих сношениях с Gran Turco пользовалась исключительно греческим.
Родовое превосходство, то есть Ватиканство, Мехмета II признало большинство династий, но прежней централизации уже не получилось, а тем более религиозного единства. Греко-православная религиозная элита ушла из Константинополя. Флетчер (Джильс), автор описания Московского государства в XVI столетии, пишет, что греческий остров Хиос стал временным Сионом для православных:
«Патриарх, или главный правитель в делах веры, до прошедшего года был Константинопольский, которого называли патриархом Сионским, оттого что, будучи изгнан из Константинополя (места своего пребывания) турками, он перешел на остров Сион, иногда называемый Хиос, где и основал свой патриарший престол.
Русские цари и духовенство отправляли ему каждый год дары и признавали себя в духовной от него зависимости и в подчинении тамошней Церкви».
Есть доказательства того, что мусульмане в те времена считали себя истинными христианами.
Любопытное свидетельство этого содержится в «Книге путешествий» — «Сейахатнаме» турецкого путешественника и придворного османского султана Эвлии Челебе XVII век). Он красочно описывает, как Чингиз-хан принимал ислам и при этом сомневался чуть ли не во всех его постулатах. Дальше следует фраза: «…МуазБен Джебель разгневался и забыл научить Чингиз-хана словам единобожия и веры, молитве: «Выйдя из тщетной веры и войдя в веру истинную, я верую в святого Ису, раба Божия. и его мать, деву Мерьем, и в четыре Книги».
Яснее выразить суть христианской веры невозможно. И это написал, не видя в такой формуле единобожия ничего крамольного, знатный мусульманин в середине 17 века!
Характерное описание религиозных нравов приводит писарь Виленского воеводы Михалон Литвин, рассказывая о верованиях людей, населявших юг России (XVI век).
Вот извлечение из десятого фрагмента:
«Религия, или закон, общий у татар с турками, а также с прочими сарацинами, напоминает иудаизм (judaismum) и несторианскую ересь (haeresim Nestorianum). Они признают единого и цельного (simplicem) Бога. Ибо они верят в Христа, святого проповедника и конечного судию мира, рожденного от непорочной Девы, но не претерпевшего страстей… Нас же, христиан, из-за большой небрежности к божественным делам и тому, какие один