Скачать:TXTPDF
Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед

из «Истории Руссов» Конисского, относящейся к 1625–1635 гг.:

«Пасхальные хлебы, продаваемые в городах, содержались под стражею урядников польских. Имевший на груди своей надпись «уният» покупал паску (т. е. пасхальный хлеб) свободно, не имевший этой надписи платил пошлину в 38 польских грошей.

Во многих местах пасочный сбор был отдан на откуп евреям, которые взимали дань без пощады… В первый день Пасхи, когда православные приносили в церкви оплаченные уже паски, евреи, из опасения подлога, являлись на погост церковный, присутствовали при освящении пасок и тут же помечали мелом или углем как базарные, так и дома испеченные паски, оплаченные налогом».

Трудно относиться к таким людям по-хорошему. Можно лишь проклинать их и изгонять из приличного общества. Как считает известный французский историк Эрнест Ренан: «Эти несчастные люди, изгнанные из общества, виделись только между собою». Полная изоляция, похожая на положение секты неприкасаемых в Индии.

Таким образом, мытари и члены их семей, по мнению историков, — парии имперского мира. Но тогда непонятно, почему многие из них занимали высшие ступени иерархической лестницы государства! Именно высшие. Об этом свидетельствуют документы, о которых пойдет речь несколько ниже.

А пока скажем, что они становились даже святыми. Иисус, проходя мимо места взимания пошлин, увидел сидящего на мытнице мытаря, именем Левия, сына Алфеева.

«Следуй за Мною», — сказал Он ему.

В этом эпизоде все: и мытница — место сбора пошлины, и привлечение ненавистного всеми мытаря в сонм апостолов. Христос явно следовал примеру сильных мира сего.

Испания, Англия, Венеция, Флоренция, Хазария, Русь. Торговые и ростовщические дома, флот генуэзский и венецианский, союз ганзейский и ломбардийский принадлежали иудеям. В Турции и Бухаре, Самарканде и Тегеране, языческой Хазарии и Уйгурском каганате — везде во главе торгово-финансовых организаций стоят они же, Judаis. Они получают папскую буллу, выражаясь современным языком, об эксклюзивном ведении финансовых операций в Европе. В России им принадлежит царская монополия на шинки и кабаки. Их охраняют, холят и лелеют ордена Тамплиеров, Госпитальеров, Тевтонов.

Неважно, что говорят они на разных языках: идиш, ладино, сфарадит, польский, фарси, — неважно, что поют они разные песни и даже цвет кожи у них разный. Они — служители государевы. Всем они нужны, когда надо деньги в долг занимать, и всеми они ненавидимы, когда надо отдавать.

Государство берегло их пуще глаза: преступно резать курицу, приносящую золотые яйца. Власти шли на все, даже на создание специальных поселений, где бы иудеи-мытари и финансисты могли более или менее спокойно жить с семьями, собирать налоги перед отправкой в центр, вести сложную бухгалтерскую работу. Такие поселения помогали заодно обособить финансовую сеть от влияния местных князьков и подчинить ее только столице.

Книга Иисуса Навина содержит любопытный текст. Вот строки из него:

«И дали сыны Израилева левитам из уделов своих, по велению Господню, сии города с предместьями их».

И левиты живут в специальных городах-укрытиях. Их должностное соответствие в иерархии каст указано точно: «Божьи служители». Не княжеские, не воеводские, даже не царевы. Божьи.

Удивительны эти легендарные города-укрытия. Хотя бы тем, что находятся они внутри уже существовавших городов. Их названия сохранились в языках и топонимике всех народов: Еврейские кварталы, Жидовские слободы, Жидовские острова, Гетто.

Да, «гетто».

Исследователь А.Синельников проанализировал карту Венеции, бывшей в средние века крупнейшим в Европе торговым и финансовым центром. Так вот, если плыть по Большому каналу от площади Святого Марка и Дворца Дожей вверх к Палаццо Калерджи и Палаццо Лабиа, то прямо за ними, на впадении в него северного канала, находится район пушечного завода и пороховых складов с названием «GHETTO». Никто и помыслить не мог, что слово gheta, пушечно-литейный цех, станет через столетия самоназванием еврейских кварталов во многих странах.

1. Дв. Вендрамин-Калерджи

2. Фондако деи Турки

3. Скальци

4. Дв. Пезаро

5. Ка д’ Оро

6. Санта Мария деи Мираколи

7. Скуола Сан Марко

8. Санти Джованни э Паоло

9. Сан Симеоне Пикколо

10. Мост Риальто

11. Скуола Сан Рокко

12. Фрари

13. Дв. Лоредан

14. Дв. Фарсетти

15. Дв. Гримани

16. Дв. Контари + и даль Боволо

17. Сан Марко

18. Дв. Дожей

19. Старые Прокурации

20. Новые Прокурации

21. Кампаниле

22. Библиотека св. Марка

23. Дв. Фоскари

24. Дв. Редзонико

25. Ла Фениче

26. Сан Моизе

27. Дв. Контарини-Фазан

28. Галерея Академии

29. Санта Мария делла Салюте

30. Сан Джордже Маджоре

Самый центр Венеции, древнейший район Риальто, с которого она и начиналась. Рядомпорт, Дворец Дожей, площадь Святого Марка. Самый охраняемый и запретный район — оружейные склады. Самый удобный район для торговли, рядом — два главнейших канала и лагуна. Напротив — складской район и торговые ряды. Можно предположить, что в этом районе жили и трудились знаменитые венецианские стеклодувы, или морские волки великого венецианского флота во главе с адмиралом мавром Отелло, или гвардия венецианского государства.

Ничего подобного. Здесь жил ростовщик Шейлок, запечатленный Шекспиром в «Венецианском купце», иудей, скряга и вообще, по мнению его должников, очень нехороший человек.

Да, именно здесь, в лучшем месте, разместили иудеев.

Дожам не подчиняющихся и живущих по своим законам и к тому же отчеты отправляющих невесть куда. Здесь, рядом с Фондако деи Турки (Турецким домом) и Скальци, почти напротив великого Ка д’ Оро (Золотого дома), высится синагога Спагнола.

Проект размещения внутри городского квартала сборщиков налогов в самом защищенном и самом удобном в торговом отношении месте, после апробации его в Венеции, пошел в тираж. Аналоги венецианского «Гетто» появляются повсеместно при строительстве новых имперских городов или отвоевывают себе лучшие места в старых городах, зачастую оттесняя торговые слободы. Во многих случаях они становятся зародышами новых городов, разраставшихся вокруг мытного двора под защитой охраны.

Примерами городищ или кварталов первого типа являются римское гетто, еврейские кварталы на Родосе, Мальте, Кипре, Крите, Новгородская жидовская слобода. Ко второму типу относятся еврейский квартал в Иерусалиме, по словам Гийома Трирского и Пульхерия Шартрского, находившийся там, где сейчас находится мусульманский квартал, рядом с мытным двором, а также жидовские слободы в Киеве, Любеке, Саламанке и других городах.

Наконец, основой таких городов, как Париж, Лондон, Клерво, были так называемые Сити (Сите), за которыми легко угадывается «жидовское» начало. Остров Сите в Париже до недавнего времени так и назывался Жидовским островом. А братья из аббатства Клерво носили имя жидовских братьев.

Точно такое же положение наблюдается и на востоке. Знаменитые «Меллах» в Марокко и «хара» (аббревиатура от харат ал-яхуд — еврейский квартал) в странах Ближнего Востока являются точными копиями «гетто».

Любопытно, что во Флоренции не было «гетто», но там и крепостных стен не было. В столице Тосканы, сердце Этрурии, бояться флорентийским герцогам было некого. Они ведь не вассалы, не слуги, а друзья государевы. А посему и службы государевы жили у них вольготно. (Я.Кеслер)

И в Османской империи тоже не было гетто. И на Руси, включая Польшу, Финляндию и Прибалтику, гетто не наблюдалось. Варшава о нем узнала только при нацистах. Но это уже другая история.

Чем же отличалась жизнь чужаков — «иври» от жизни местных жителей?

Во-первых, жесткой автономией, доходящей до самоизоляции. Это важно подчеркнуть: была не изоляция окружающих, а прежде всего и главным образом самоизоляция иудеев. Недаром критически настроенные исследователи иудейства подчеркивают, что «стены гетто строились с обеих сторон».

Внутри такого города имелась собственная военная структура — цеховая стража. Это в дополнение к тому, что охрана таких образований возлагалась законодательно на местную власть.

Внутри своих городов-укрытий они имели собственного правителя — «кагал» во главе с «коэном», «мукадмином», местной власти не подчиняющемся и перед ней не отчитывающемся. Все коэны в гетто имели над собой только одного властителя — «еврейского епископа», «придворного раввина». В Испании он носил титул — Rab del Corte, в дословном переводе «судейский раб».

Добавьте к этому свою казну, свою школу, свой общинный дом. Поистине государство в государстве.

И еще один штрих жизни касты. Закрытые общины имели право на собственный флаг и герб. Например, пражская община имела знамя, украшенное Магендавидом. А ведь право на копейный прапор (знамя) и герб закреплялось только повелением монарха и давалось или за службу государю, или за родовые заслуги. (Я.Кеслер)

Юрисдикция местных властей на эту территорию не распространялась. Гетто имело собственный суд — «малый синедрион» (от арамейского «санхедрин» — «собрание») или «даяним». Он состоял из 23 членов общины и подчинялся только Большому Синедриону, находящемуся где-то далеко, в Храме.

Развернутая законодательная база была собрана в своде предписаний под названием «Галаха», то есть «Путь». Кодифицированным законом, созданным на основе Галахи, являлась Мишна. Она включала в себя 63 трактата и в своих 6-ти разделах — седарим охватывала все стороны жизни общества, растолковывала стиль поведения члена касты во всех сферах его существования.

1. Зераим (Семена) регулировали вопросы, связанные с сельским хозяйством, и содержали трактат о ежедневных молитвах.

2. Моэд (Срок) посвящены праздникам, постам и Субботе.

3. Нашим (Женщины) касаются, в частности, вопросов брака, развода, супружеской неверности, назареев (т. е. монашества) и обетов.

4. Незиким (Ущербы) толковали вопросы нанесения ущерба, торгового права, судебной процедуры, смертной казни, клятв. Этот раздел содержит также трактат об этике — Авот (Изречения отцов).

5. Кодашим (Святыни) — о жертвоприношении, ритуалах и службе.

6. Тахарот (Очищения) — о проблемах ритуальной чистоты и нечистоты.

Текст Мишны отличается разнородностью в языке, стиле и разных способах подачи материала. Это означает, что ее составляли долго и привлекали разных авторов, словом, корректировали в течение многих десятилетий. И, что очень важно, она обновлялась. Появлялись дополнительные сборники правил, в частности, Барайта — дополнение к Мишне. Судя по ее названию (арамейское «барайта» — буквально «внешний»), — это сборник для внешнего пользования. Затем родился «Шулхан Арух» («Накрытый стол») — сборник, толкующий гражданские и уголовные права, корректирующий правила повседневной жизни, праздников и брака. Что характерно, в нем подробно рассматриваются и вопросы приема пищи, чистоты и траура.

Зачем это понадобилось, понять нетрудно, если вспомнить времена, когда создавался «Накрытый стол». В средневековье на Европу одна за другой накатывались эпидемии чумы и холеры, уносившие сотни тысяч жизней. Как воздух, нужны были законы карантинной службы. Выжить без них в перенаселенных городах не представлялось возможным. Люди образованные, иудеи создали эти законы. Они ближе всех подошли к пониманию природы смертельных болезней и выработали особые правила гигиены и санитарии.

Неслучайно именно с тех времен выходцы из иудейских гетто заслужили славу лучших врачевателей. Любой уважавший себя феодал имел в своем дворце или замке иудейского лейб-медика.

Вернемся, однако, к финансовой деятельности мытарей. Вкратце она сводилась к тому, что, собирая налоги (дань), они создали, по сути, основы современной финансово-торговой системы. В частности, придумали бухгалтерские книги с приходно-расходной отчетностью. Затем — банковские чеки и вексельный расчет. Временное пользование под залог собственностью заемщика, то, что сейчас известно под названием «ломбард» по имени основных его пользователей — ломбардцев, — тоже их изобретение

Они

Скачать:TXTPDF

Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед Католицизм читать, Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед Католицизм читать бесплатно, Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед Католицизм читать онлайн