Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед

ввели контроль за чистотой и содержанием золота и серебра в монетах, контроль за сбором десятины и налогов, взимание штрафов за нарушение Законов Божьих даже с монархов и иерархов церкви на местах. Если проводить аналогии с нашим временем, выполняли функции налоговой полиции, или структуры, обеспечивающей бесперебойную работу финансовой мировой сети.

Додумались и до регистрации бизнеса. Система занялась также таможенными и портовыми сборами, финансированием экспедиций, строительства, колонизации — всем, где требовалось вложение денег. Вот откуда произрастало могущество государевых сборщиков налогов! На них держалась экономика.

Закономерно возникает вопрос: то, что иудеи умели считать, понятно, но как они готовили кадры? Где их учили?

Как подтверждают документы, финансовые чиновники Империи отвечали не только за сбор налогов. Они собирали и знания. Обо всех открытиях и изобретениях, о разных диковинах и необычных природных явлениях они сообщали в Царь-Град, в столицу, главное хранилище знаний. Его называли Вавилоном-Бабилоном (от греч. Библос — книга). Через тех же чиновников — наместников центра — происходило и распространение знаний.

Иудейская культура отличалась трепетным отношением к знаниям. Мало того, что грамотность в безграмотной среде кормила иудеев, знания служили и надежной защитой, когда окружение становилось враждебным. Население взирало на грамотных мытарей как на волшебников. Их ненавидели, но и боялись.

Об этом можно судить уверенно. Известно, как восприняли письменность, принесенную белыми людьми, аборигены Америки и Австралии. Они сочли, что обучение письму — это некий религиозный ритуал и что книга — живое существо, умеющее говорить и видеть. Описан случай, когда туземный гонец отказался брать письменное послание, опасаясь, что оно будет разговаривать с ним по дороге. В другом случае туземец нес в соседнюю деревню четыре буханки хлеба и письмо с указанием количества буханок. Одну из них он съел по дороге, и его, естественно, разоблачили. В следующий раз, прежде чем съесть буханку, он спрятал письмо в дупло, но правда опять восторжествовала. Тогда он избил письмо, чтобы оно не подглядывало за ним и не доносило. (С.Валянский, Д.Калюжный «Другая история средневековья»)

Точно также в былые времена воспринимали письменность и знания народы Европы, Африки и Азии. В такой ситуации иудею лучше было знать и уметь как можно больше, иначе могли перестать бояться.

Образование — одна из основ иудейства. Это подтверждают положения Талмуда:

«Реш (Resch) говорил от имени раввина Егуды князю: мир состоит только в волевом дыхании школьников.(…) Нельзя школьникам мешать, даже из-за построения святынь». [Шаббат 119 b (согласно Талмуду, S. 264)].

«Раввин Хия, сын Аббаса, говорил, что раввин Йоханан сказал: все без исключения пророки только тех оповестили, кто дает дочь ученому в жены, кто за ученого занимается делом и кто позволяет ученому получить из его добра.» (Brachot 34 b (Талмуд, S. 265)).

Имеется также доклад об иудейской школе в Амстердаме (1680 год) от раввина Саббатаи бен Иосиф Басс. Среди прочего он сообщает, что преподаватели оплачиваются из специальной кассы общины и не должны поэтому льстить «никаким людям, и каждый школьник, беден он или богат, образование может получать в равной степени». (Schoeps, Judische Geisteswelt («Иудейский мир ума»).

Ученик Пьера Абеляра выразил это так: «Христианские дети получают образование не из религиозных побуждений. Они надеются, что старший брат, став клерком, поможет родителям и младшим братьям… Еврей, как бы он ни был беден, даже если у него десять сыновей, посылает всех их учиться, не ради заработков, как делают христиане, но ради познания Закона, и не только сыновей, но и дочерей тоже». («Великие евреи в древнее время и средневековье», ред. Симон Новек, стр. 240.)

Еврейское образование достигло своей вершины в Западной Европе в XII веке. Обычный круг познаний включал Тору, иврит, поэзию, Талмуд, философию и ее связь с откровениями, элементы Эвклида, арифметику, оптику, астрономию, музыку, механику, медицину, естественные науки и метафизику. Вот как описывает У. Лекки, ирландский историк и моралист, интеллектуальное положение евреев в средние века: «В то время как все окружающее ползало на четвереньках во тьме одуряющего невежества… в то время как интеллект христианина, «порабощенный бесчисленными суевериями, впал в смертельную апатию, где жажда знаний и поиски правды были запрещены, — евреи шли по дороге познания, развиваясь с тем же постоянством, какое они уже показали в своей вере. Они были наиболее способными финансистами, искусными врачами и глубокими философами». («Рационализм в Европе», т. II, стр. 271.)

Что и говорить, ответственно подходили Judаis к подготовке кадров.

Но готовить их с детского возраста — занятие многолетнее, а люди нужны уже сегодня. Поэтому ежегодно, перед пасхой и в конце лета, суда венецианских, пизанских, амальфитанских, марсельских купцов доставляли в портовые города Нового Рима-Константинополя партии новых рекрутов из Южной Франции, Италии, Германии, Фландрии. Новоприбывшие учились, кто долго, кто быстро, и уезжали назад в Европу, пополняя финансово — экономическую сеть мира.

К этому времени относится образование в районе озера Лугано, в современной Швейцарии, маркграфства Евреи и Земли Лотаря в среднем и нижнем течении Рейна и в долине Мозеля. Оба этих образования выполняли функции промежуточного мытного двора Империи при сборе десятины в западных землях.

Есть и другие места в центре Европы, бывшие промежуточными звеньями в финансово-экономической сети. Как сообщает Я.Кеслер, в Карпатских Альпах не меньше пяти населенных пунктов до сих пор носят название «Юдендорф». В горах Штирии насчитывается еще больше «Юденбургов» и «Юденштадтов». «В зените Средневековья мы обнаруживаем на востоке россыпь поселений (иудейских), протянувшуюся от Баварии до самой Персии». (Mieses, M., Die Entstehungsuhrsache der judischen Dialekte, Berlin, 1915)

В дополнение ко всему возникли новые братства, близкие по характеру к орденам. Известно несколько таких братств: Святых Андрея и Петра, созданное в Акре, Пизанцев, Святого Духа, Святого Якова, братство, названное именем короля Эдуарда Исповедника, Гильдия Вольных каменщиков, Гильдия Менизингеров … В отличие от духовно-рыцарских орденов, братства представляли собою ассоциации, включавшие в свой состав, главным образом, купцов и ремесленных мастеров.

Проясним и вопрос о том, чему учили на финансовых курсах империи, если пользоваться современной терминологией. Традиционные историки придерживаются той точки зрения, что математика имеет древнейшие индийские, египетские, арабские корни. На наш взгляд, слишком расплывчатое утверждение. Всюду и во все времена люди нуждались в счете и понятиях, связанных с измерением расстояний, объёма, веса и прочего. Так что, кроме названных корней, можно назвать и любые другие.

Если же говорить о современной математике, то она родилась в средние века. Для такого утверждения есть серьезные основания. Известно, что при всей своей абстрактности эта наука всегда решала и решает конкретные практические задачи. Так вот, именно средневековый бурный рост экономики, строительство грандиозных сооружений типа европейских соборов, навигационное обеспечение кругосветных путешествий, появление огнестрельных видов оружия потребовали создания современных математических разделов.

Один из них — алгебра. Отцом ее стал человек по имени Моисей из Хорезма, называемый также Аль-Хорезми. Труд «Al-Muhtasar fi hisab al-gabr wal-muqabala» переводен впервые якобы в 1145 году на латынь Робертом из Честера под заголовком «Книга алгебры и альмукаболы».

«Альмукабола» — термин из иудейской каббалистики. (Р.Девидсон, К.Льюмен «Очевидность и построение»)

Подтвердить значение иудеев для развития экономики и финансов, естественно, значительно легче для XIX века, чем для раннего средневековья. Слишком мало подлинных документов тех столетий сохранилось до нашего времени. Но без гипотезы о цивилизаторской роли иудейства до сих пор никому не удавалось объяснить средневековое развитие мира. В исторической реальности не существует никакой рациональной, динамичной и ориентированной на соревнование и рынок концепции вне иудейства.

С этим согласны многие исследователи. Ц.Гордон пишет даже так: «…начало цивилизации не может быть отделено от иудейской культуры».

В финансовых документах, все же сохранившихся с тех времен, видны следы именно иудейской деятельности. Так, «многие документы из архива государства Венеция о коммерсантах, которые вели торговлю с Ближним Востоком, представлены на гебрейском шрифте». (Lewis, Juden» Иудеи»).

В таможенном уставе города Рафельштеттена понятие «торговец» — синоним слова «иудей.» Оказываются синонимами также такие понятия, как «буржуа» — «гражданин» и «иудей».

Договор, заключенный императором Генрихом IV с городом Вормс якобы в 1074 году (скорее всего — в XIV веке), начинается со слов: «Judais ceterisque civibus Wormsae («Иудеям и другим жителям Вормса» [Bernt Engelmann, «Deuthsclandohne Juden» («Германия без иудеев»), Munchen,1974].

Иудеи названы персонально, все остальные императора не интересуют, они — пренебрежительно «другие».

Средневековые иудеи использовались как лучшие организаторы княжеских и королевских хозяйств. Они указываются в документах соответственно как ‘Servi Camerae’ (придворные служители).

Похожей была их роль на Востоке. Как выяснили Р.Дэвиндсон и К.Льюмен, там их рассматривали как, собственно, носителей экономики. Омар I (согласно традиционной истории, якобы в VII веке) напомнил одному из губернаторов:

«Думал ли ты, что осталось бы после нас, правоверных, если бы мы неверных не брали в плен и как рабам не поручали и не назначали от имени Аллаха, чтобы из их работы извлекать пользу».

В официальном османском письме 1567 года губернатору Сафеда в Палестине говорится: «У меня есть тысяча богатых и состоятельных иудеев… с их имуществом, добром и с семьями». Надо эту тысячу послать на Кипр, чтобы они подняли экономику острова.

Губернатор Кипра отвечает, что приказ выполнен:

«В интересах обетованного острова объявлен мой громкий приказ … пятьсот иудейских семей из Сафеда рекрутировать и выслать». Кроме того, он заостряет внимание на том, что посылает богатых, а не бедных иудеев. (B.Lewis» Иудеи в исламском мире»).

Французский капуцин, объехав Турцию, писал в 1681 году: «Нет под турками и иностранными коммерсантами никакого разряда семей, которые не имели бы на службе иудеев. Они оценивают товары и их качество, работают как переводчики или дают советы для всего, что подобает…»

Леди Мэри Вортли Монтагу, побывавшая в Турции уже в XIX столетии, пишет:

«Я заметила, что наиболее богатыми коммерсантами были иудеи. Этот народ имеет в этой стране невероятную силу. Они имеют много привилегий по сравнению с коренными жителями Турции и образовывают здесь очень значительное свободное государство, так как оно управляется согласно собственным законам.

Они сделали всю торговлю государства слишком собственной, частично из-за твердой связи друг с другом, частично из-за текущей благосклонности турков при отсутствии их старательности. Любый паша имеет иудея, как homme d’affaires (домашнего поверенного), он посвящен во все тайны и обеспечивает все дела». (Durant, Bd. LG, S. 172).

Немецкое банковское дело XIX столетия является плодом иудейского развития:

«Как и в более ранние столетия, так и в этот раз христианские финансисты были слишком осторожны, чтобы предпринимать неизвестные и рискованные попытки решения новых задач. Эта функция приходилась … на частную предпринимательскую деятельность банков, которые были созданы, по существу, иудеями. (…) Наряду с большими банками возникает целый ряд мелких и средних иудейских банковских контор, главная задача которых — обеспечивать кредиты для торговли и предпринимательской деятельности

Скачать:TXTPDF

Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед Католицизм читать, Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед Католицизм читать бесплатно, Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед Католицизм читать онлайн