Скачать:TXTPDF
Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед

короткий срок Общество Иисуса стало могущественной религиозно-идеологической, политической и экономической силой. Настолько могущественной, что Папа Климент XIV (1769–1774 гг.) под нажимом королевских дворов Португалии, Испании и Франции принял в 1773 г. решение о роспуске ордена. Впрочем, почти через полвека, когда Европа слегка подзабыла деяния иезуитов, папа Пий VII, восстановил его.

Интересно, что в булле «Dominus ac Redemptor» Климент ХIV обвинил иезуитов во всевозможных преступлениях перед церковью. И ни одного слова о преступлениях против людей!

Во Франции это варварство продолжалось до 1772 года, в Швейцарии — до 1782. В Италии инквизиция действовала до 1859. Последний приговор к галерным работам был вынесен евангелистам, супружеской паре, в 1852 году.

С тех пор орден значительно поубавил в воинственности: не те времена — и сосредоточился на религиозной пропаганде. Как сообщает журнал «Чивильта Каттолика» (La Civilta Cattolica), сейчас он насчитывает около 35 тысяч членов, имеет 33 собственных университета и 200 школ разного типа. Борьба за людские души продолжается.

В отличие от имперских орденов, орден уделял и уделяет до сих пор огромное внимание религиозному образованию. Его называли даже «орденом ученых». Он организовывал духовные семинарии, школы, университеты, став фактическим монополистом в области просвещения и воспитания в католических странах.

При этом первоначально широко и всесторонне использовался опыт и учреждения единобожцев. Мы уже говорили о том большом значении, которое придавали образованию имперские монотеисты. Они первыми и создали духовные семинарии и университеты в ХIII-ХIV веках. Средневековые университеты возникли как собрания единоверцев, т. е. как собрания, на которых произносились проповеди в пользу религиозного учения. Подобным способом внедрялось единообразное толкование понятий, что помогало избавляться от разночтения ортодоксальных постулатов.

Такой подход к обучению молодежи был крайне ценным. Его и взяли на вооружение иезуиты. Но для начала избавились от остатков иудаизма. Историки папства утверждают, что уже в 1239 году Николай Донин, французский отделитель иудеев, донес папе Григорию IX на Талмуд. И уже в 1240 году в Париже перед судом епископов и доминиканцев началось слушание дела против книги. Талмуд был признан «богомерзким», и его постановили сжечь. Что и произошло. Двадцать четыре повозки, полные талмудических книг, были сожжены в Париже в 1242 году.

Приведенной хронологии можно было бы поверить, если бы не одно обстоятельство: первый строго католический университет основан только в 1508 г. в Мадриде (Испания).

Р.Дэвидсон и К.Льюмен напоминают в «Очевидности и построении», что Людвиг святой позаботился о том, чтобы во всей Франции Талмуд и другие «богомерзкие» критические сочинения изымались и сжигались. Урон, нанесенный этим первым, но не единственным в истории книжным аутодафе, громаден. Жертвами оказались документы, которые помогли бы воссоздать истинную историю цивилизации Запада.

Заодно вычистили университеты от подозрительных педагогов и студентов. Это приводило к открытым волнениям и беспорядкам, при которых несколько студентов погибло. Парижский университет вообще закрыли на шесть лет. И лишь когда страсти поутихли, открыли вновь.

Свидетельства теснейшей связи иудейских ученых и богословов с первыми европейскими университетами сохранились в биографиях крупнейших ученых того времени. В частности, Роджера Бэкона, выпускника, а впоследствии преподавателя Оксфорда. Известно, что он занимался с иудеями, которые наставляли своего ученика в гебрейском и помогали ему переводить гебрейские тексты. Он заступился перед папой по отношению к изучению иврита. Более того, критиковал папу, духовенство и схоластиков.

За недозволенные речи в 1277 году Роджер Бэкон был заключен в тюрьму. Так сказано во францисканской хронике XIV столетия. Традиционные историки пишут, что он «на свое время не оказал никакого влияния и только в XVI столетии был открыт заново». Судя по всему, он и жил в ХVI веке. Ученого такого размаха Англия не забыла бы на три столетия.

Анализируя историю высшего образования в Европе, Я.Кеслер выяснил, группа универститетов противоположного Риму направления появилась в конце ХV века, когда возникли споры об истинной вере. Они открылись в Праге, Кракове, Вене, Гейдельберге, Кельне, а также в городах Северной Италии. Эта группа представляла собой светские учреждения, ставшие впоследствии центрами протестантства, и локализована она в Восточной и Центральной, а не в Западной Европе. Религиозный реформатор, основатель лютеранства Мартин Лютер работал в университете Виттенберга (1517 г.). Там он и выступил с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма.

Одно из ключевых для университетов понятий — “профессор” — появилось только в XVI в. впервые в Оксфорде. Характерно, что это слово означает на латыни — “исповедник веры”. Так что “профессора богословия” — изобретение XVI–XVII вв.

Параллельно университетам в XV в. не только в Западной, но и в Восточной Европе возникали цеховые братства, например, Львовское (1439 г.) и Виленское (1458 г.). В конце XVI — начале XVII вв. эти объединения из профессиональных постепенно превратились в религиозные — православные братства: Львовское (1586 г.), Киевское (1615 г.), Луцкое (1624 г.) и т. п. При братствах открываются православные школы и типографии. Через них внедряется искусственный церковнославянский язык и письмо на нем, вытесняющее гражданскую азбуку. (Я.Кеслер)

Таким образом, к середине XVII в. формируются и по-своему канонизируются основные разновидности христианства — католичество, протестантство и православие Аналогичный процесс происходил в Османской империи — там через медресе постепенно формировалось современное мусульманство, ставшее официальной религией Турции только в 1603 г.

Только к концу XVII века под давлением укрепившихся повсюду национальных религий оформляется современный иудаизм, для географической локализации которого уже не осталось места после раздела мира.

Еще раз подчеркнем: разделение византийского единобожия на несколько конфессий было неизбежным. Создание независимых государств невозможно без яркой идеи, способной сплотить людей на основе принципа «Мы с тобой одной крови». А эта идея стала популярной благодаря тому, что именно в средние века изменилась экономическая обстановка. Развитие общества привело к появлению прибавочного продукта. Начали развиваться капиталистические отношения наряду с существовавшими на протяжении всей цивилизации рабством, феодализмом и общинным строем.

Однако там, где рынок, там и конкуренция. Не только экономическая, но и идеологическая. Государства стали защищать своих производителей и своих торговцев, и точно также церкви встали на защиту своих единоверцев. Как и положено в конкурирующих фирмах, они внушали и внушают своим адептам, что только они поклоняются Богу так, как положено. Все остальные делают это неправильно и потому на том свете не попадут в рай.

Как точно определяет Я. Кеслер: «Сосуществование конкурирующих церквей с головой выдает рыночную природу церковных институтов, своего рода брокерских контор. Папская продажа индульгенций, святых реликвий и симония — торговля должностями в XV–XVII вв. — это уже дополнительные, дилерские услуги».

Образование различных конфессий на основе единобожия привело к созданию различных Священных книг. Во второй половине XV века взгляды византийских монотеистов получили названиеВетхий Завет”, а Библия как таковая была сформирована к концу XVI в. (само слово Bible появилось только в XVI в.) и впервые полностью опубликована только в начале XVII века в Англии.

12 января 2004 года Великобритания отметила 400-летие Библии:

«Four hundred years ago today, the king commanded, and the a landmark translation of Bible became the standard against which all other bibles compared. On Jan. 12, 1604, James 1, the brilliant, contrary, ugly son of Mary, Queen of Scots and successor to Elizabeth 1, convened a conference at Hampton Court to create an official Bible to be used in all churches of England. It took seven years to complete the project». (газета Toronto star) — «Четыреста лет назад, царь повелел, и перевод Библии стал стандартом, по сравнению со всеми остальными переводами. 12 января 1604 года, Джеймс I — блестяще, по сравнению с уродливым сыном Марии Стюарт, — наследник Елизаветы I, провел конференцию в Хэмптон-Корте для создания официальной Библии, которая будет использоваться во всех церквях Англии. Потребовалось семь лет, чтобы завершить проект».

ВЫТЕСНЕННАЯ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Вот уже немало веков исследователи пытаются понять и объяснить природу антисемитизма. Он распространен повсеместно. Его проявления находят даже в тех странах, таких как Корея или Монголия, где евреев в прошлом никогда не было.

Повсюду слова «еврей» или «иудей» вызывают настороженность, смутную тревогу, ожидание чего-то плохого. Они звучат как сигнал опасности.

К конкретным евреям эти чувства сплошь и рядом не имеют отношения. Невозможно подсчитать, сколько смешанных браков совершалось, совершается и будет совершаться во всех странах, где проживают евреи. В Соединенных Штатах и России счет идет на многие сотни тысяч. Неслучайно еврейская община США сокращается из десятилетие в десятилетие — не за счет эмиграции в Израиль или роста смертности, а только лишь потому, что дети в смешанных семьях перестают считать себя евреями. И тем не менее их родственники — неевреи относятся к еврейству в целом отрицательно. Оно воспринимается как абстрактное Зло, как зловещий рок, постоянно нависающий над человечеством.

Такое отношение оказывает влияние и на самих евреев. Среди значительной их части распространен еврейский антисемитизм. На бытовом уровне он проявляется в том, что тот или иной человек себя считает истинным евреем, а тех соплеменников, кого он ненавидит, — выродками: «Они позорят нас, настоящих евреев».

Немало произведений антисемитского толка написаны еврейскими авторами, пытающимися дистанцироваться от тех, кто по-прежнему считает себя представителями этого народа. Государственные и общественные деятели, бизнесмены, артисты и художники, имеющие, помимо других, и еврейские корни, как правило, скрывают сей факт. Евреи, перешедшие в христианство или вообще отринувшие какую-либо религию, зачастую являются наиболее последовательными антисемитами. Яркие тому примеры-инквизитор Торквемада и атеист Карл Маркс.

Видный исследователь ХIX века Д.Хвольсон подсчитал, что за столетие «около 150 евреев, перешедших в христианство, опубликовали враждебные по отношению к евреям сочинения… 5 или 6 из них наполнены фантасмагориями о ритуальных убийствах. (Д.А.Хвольсон. О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Историческое исследование по источникам. — С.-Петербург, 1880, сс.279–280).

Распространенность антисемитизма и его влияние на людей ставят исследователей в тупик. За эту тему брались выдающиеся литераторы, историки, философы, даже бизнесмены (Генри Форд). Они придерживались различных взглядов на еврейство, зачастую диаметрально противоположных, о чем мы говорили в начале книги. Они привлекали в качестве доказательств целые библиотеки трудов. Тем не менее проблема не прояснилась до сих пор.

Многие современные ученые сводят причины антисемитизма к ксенофобии. В самом деле, ксенофобия, означающая в переводе с греческого «страх перед чужим», лежит в основе всех националистических взглядов. Как выяснилось, она является даже законом зоопсихологии, порожденным естественным отбором. В животном мире чужой, как правило, несет опасность. Поэтому братья наши меньшие не приемлют чужих. И, по мнению психологов, первобытный человек унаследовал эту фобию, перенеся понятие «чужой» на незнакомые племена.

В первобытном обществе «мы» — это всегда «люди» в прямом смысле слова. Тогда как «они» — не совсем люди. Дальнейшая трансформация этой формулы: «они — совсем

Скачать:TXTPDF

Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед Католицизм читать, Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед Католицизм читать бесплатно, Средневековая империя израэлитов. Р. Гришин, Вл. Меламед Католицизм читать онлайн