туда возвращаемся.
Так считают сегодня сторонники ислама. Есть серьезные основания думать, что были времена, когда закапывание отрезанной крайней плоти имело совершенно другой смысл. Но о том будет сказано дальше.
Как бы то ни было, иудеи и мусульмане считают этот обряд уникальным. По их убеждению, таким способом Бог выделил их из общей людской массы, отметил своим особым, Божественным знаком. Тем самым Он показал остальному человечеству, что они наделены особыми функциями и особой миссией в жизни. Они — носители слова Божьего, откровений и заветов Всевышнего. При этом иудеи считают, что избранность связана с целым рядом ограничений, запретов, строжайших правил поведения, касающихся всех сторон жизни. Эти правила объединены понятием «кашрут». Недаром популярна среди верующих евреев поговорка: «Тяжело быть евреем». Действительно, нелегко соблюдать все правила.
Однако миссия быть евреем еще и почетна! Не-иудею необходимо очень и очень постараться, чтобы попасть в ряды избранных. Массового перехода в иудаизм быть не должно. Иудеи во все времена оставались в незначительном, порой почти исчезающем меньшинстве, но так и полагается жить избранному народу. Иначе само понятие избранности потеряет смысл.
Таким образом, иудаизму свойствен ярко выраженный замкнутый, кастовый характер. Это его родовой признак, такой же неотъемлемый и неискоренимый, как генетическое своеобразие каждого из нас.
Мусульмане, напротив, убеждены, что призваны не только нести откровение Божье во все концы планеты, но и множить ряды обрезанных. Процесс закончится только тогда, когда не останется на земле ни одного мужчины с крайней плотью.
Христианство, как известно, не признает обрезания. Однако тот факт, что, согласно Новому Завету, Иисус Христов был обрезан, требовал объяснения отцов церкви. В результате родилось следующее положение: Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11–12).
Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38–39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).
Это — мнение верующих.
Есть и бытовая точка зрения. В современном обществе широко распространено убеждение, что circumcision служит средством мужской гигиены. Мусульмане, в частности, уверены, что эта процедура укрепляет здоровье и благотворно влияет на умственные способности мужчин.
Чисто сексуальное объяснение также имеет место. Мужчинам, прошедшим circumcision, приписывают неутомимость в любви и способность доставлять женщинам величайшее наслаждение.
Такое мнение распространено не только среди иудеев и мусульман. Что бы они ни говорили об уникальности обрезания, с этим ритуалом мы встречаемся во всех частях света — в Австралии, Полинезии, Африке, Америке, на Малайском архипелаге. Без преувеличения можно сказать, что он — всечеловеческий.
С фаллосом проделывают самые различные операции. Его разрезают снизу по всей длине, протыкают насквозь сверху вниз или с одного бока до другого, надевают на него кольца, держат в специальных футлярах… Ни с одним человеческим органом не связано столько ухищрений, граничащих с садизмом, сколько с этим.
Причина как обрезания, так и остальных манипуляций, кроется в том, что в определенный период человеческой истории повсеместно процветал культ фаллоса. Предки поклонялись именно ему, мужскому детородному органу. Отголоски того далекого языческого периода живы до сих пор.
Вкратце поясним, почему существовал такой культ и почему он породил обряд обрезания.
В основе всех земледельческих религиозных представлений в древности, а кое-где и в наше время, лежит почитание плодородия. Это находит свое отражение во многих как исчезнувших, так и сохранившихся обрядах и ритуалах.
При переходе наших предков от охотничьего промысла к упорядоченному животноводству и земледелию неминуемо менялись верования. Прежде все зависело от охотничьей удачи, и боги, которым молились и приносили жертвы, служили именно ей. Это были лесные духи, невидимые хозяева всех животных, равнин и гор, боги огня и охоты. Обычно им приносили в жертву части или целых животных, хотя, если долго не приходила удача, то прибегали и к человеческим жертвоприношениям. Жертву часто выбирали среди соплеменников, чтобы одновременно уменьшить число голодающих в роду или клане.
С переходом к оседлому животноводству и земледелию зависимость человека от удачи резко сократилась. Люди перестали быть зависимыми от «богов зверей» и потому перестали приносить им дань. Вместо старых богов появились новые-те, от которых зависел урожай и приплод скота. На первое место во всех верованиях вышли культы солнца, дождя и плодородия.
Хорошо известно, что практически во всех земледельческих культурах Европы и Азии главным богом было Солнце, а плохая погода считалась проявлением гнева богов.
Но это только одна часть мифологии. Есть и другая, включающая в себя богов плодородия. В отличие от первой, она изучена плохо, и причиной стал пуританизм, свойственный евроазиатской цивилизации XVIII–XX веков. Так уж мы воспитаны, что сексуально-религиозные представления наших предков нам иногда даже неловко обсуждать.
В самом деле, как говорить о почитании половых органов? А ведь именно в них предки видели и причины, и символ плодородия, и, хотим мы того или нет, надо признать, что именно этот культ оказал огромное влияние на развитие современной цивилизации. Но о том человечество предпочитает вспоминать как можно реже.
Наши предки не считали секс «грязным» делом. Наоборот, считали делом чистым и угодным богам. И устраивали в честь него игры, шествия, гуляния. И носили на праздниках, в отличие от нас, не флаги и транспаранты, а нечто совсем другое.
— В «древней» Греции во время проведения праздника Бахуса девственницы — «канефоры» несли изображение фаллоса, украшенное цветами.
— В Провансе, Лангердоне и Лионе пользовался большим почетом Св. Футэн, последователь Приапа. Св. Футэну приписывалась сила наделять плодовитостью.
Согласно ритуалу, ему подносили изображения ослабленных или больных половых членов. Статуя его имела вид громадной фаллической ветви.
— Святой Августин был свидетелем того, как в Карфагене во время праздничной процессии в изумительной по красоте колеснице провозили гигантский макет фаллоса, который женщины украшали гирляндами цветов.
— Знаком Осириса был «тау», а Исиды — «ван» — так египтяне называли мужской и женский половые органы.
— Ярило — это восточно-европейское божество, связанное с языческим культом Солнца.
Во время обрядов соломенное чучело Ярилы изготовлялось с огромным торчащим фаллосом.
Кстати сказать, в современной России, да и в других странах, где люди исповедуют православие, во время пасхи выпекается сдобный хлеб-кулич вытянутой цилиндрической формы, стоящий торчком. Он обливается глазурью цвета мужской спермы и обкладывается вареными куриными яйцами, выкрашенными, как правило, в темные коричневые тона. Все это считается истинно христианским православным обычаем, и священник после богослужения в честь пасхи освящает куличи.
— Викинги считали шест фаллическим символом, оплодотворяющим Мать — Землю. Вокруг этого шеста потомки викингов до сих пор водят хороводы, пляшут и пьют пиво.
— У народов Крайнего севера крупные моржовые пенисы ставят торчком в гробницах шаманов, и по ним всегда можно определить, где могила колдуна, а где простого смертного.
— Корейцы фаллический дух называли Пугын, а в посвященных ему святилищах вывешивали на стене изготовленный из дерева фаллос. Несмотря на официальный запрет, культ сохранялся до начала ХХ века.
— В Японии до сих пор в ряде мест, особенно на селе, проводятся празднества в честь фаллоса. Изображения и макеты полового органа проносят по улицам поселений на специальных носилках, и женщины воздают им почести, стараются к ним прикоснуться, как к источникам, помогающим в рождении потомства.
Важно подчеркнуть, что эти праздники не носят фривольного и пошлого характера. Они вовсе не призваны подстегнуть низменные инстинкты толпы, разжечь похоть, призвать к сексуальным оргиям. Все гораздо серьезней и значительней.
Без оплодотворения нет потомства у людей, нет урожая на полях и приплода скота. Нет жизни. Поэтому и поклонялись фаллосу. И плуг, взрыхляющий мать-землю, тоже олицетворял для них оплодотворяющий пенис. Оплодотворяло землю и Солнце своим сиянием. Оно посылало жаркие лучи, и растения впитывали их и расцветали, чтобы потом принести плоды. Так считали предки.
Следы культа оплодотворяющего Солнца остались в языках народов. Слово «Сион» связывается не только с «сиять» (shine), но и с «сын», объясняя удивительную похожесть слов «sun» и «son» в английском языке. Есть серьезные основания считать, что слово “Christ” означало то же самое, что и «Сион», только на другом языке, а “Jesus Christ” что-то вроде «посланник света».
В представлениях предков фаллос выполнял не только свои прямые задачи. О том сообщал, например, арабский путешественник Ибн Фадлан. Он констатировал, что многие башкиры-мужчины носили на шее деревянные амулеты в виде фаллоса как признак мужественности. Подобные, но более мелкие амулеты надевали на детей как способ защиты от окружающего зла.
Почитание фаллоса выражалось и в ношении защитных чехлов, предохраняющих причинное место. Этот обычай отмечается в десятках мест, но прежде всего в Средиземноморье — Египте, Греции, Малой Азии. Так, например, чехол для гениталий фигурирует среди эмблем египетских фараонов.
Особое место занимает фаллос в жертвоприношении. В качестве жертвы богам мужская половая принадлежность ценилась значительно выше, чем любые другие.
Разумеется, поначалу отрезали не собственные пенисы. На эту участь были обречены враги. В Африке и сейчас имеется племя, где процветает такой обычай. Чтобы мальчика признали воином и женихом, он должен принести своей избраннице отрезанный пенис врага, который невеста варит и съедает. Она в буквальном смысле вбирает в себя «плодородие» этой части тела.
В официальной истории «древнего» Египта читаем:
«В перечислении трофеев, добытых египетскими воинами в Ливии в XIII веке до н. э., упомянуто 13 320 пенисов. Они закапывались на поле. Так повышалось плодородие».
Одновременно, как отмечают исследователи, решались и сугубо практические проблемы. Эта процедура стала заменой убийства военнопленных при рабовладении и других формах принуждения.
Оскопление донесено до нас во множестве историй и легенд. Оно характерно для культов Исиды и Осириса, Адониса, Таммуза, Диониса. На нем основан и культ богини-матери Кибелы и Аттиса. Традиционная наука относит его к VIII в. до н. э. и описывает родину этого культа как полумифическую страну Фригия в Малой Азии.
В этом культе бог Аттис, возлюбленный Кибелы, умирающий и воскресающий бог, согласно мифу, был вынужден оскопить себя, став прообразом для жрецов богини Кибелы, являвшихся евнухами. Кибела, будучи причиной оскопления и гибели Аттиса, сама воскрешает его. Жрецы этого культа, после самооскопления, бросали фаллос в лицо жестокой богини. Описывается, что примеру жрецов следовали