отличается от инспектора, но на случай могущего быть пожара, дабы г. обер-полицеймейстер мог отличить старшего от младшего, должен спать ночью без невыразимых. Сенат разрешает ему спанье в невыразимых только в том случае, если инспектор согласен спать в штанах.
3) В отличие от великих мира сего и чтобы показать подчиненным, что он доволен и малым, он имеет под своей кроватью микроскопическую ночную вазу, каковою и обязан довольствоваться даже в случаях неумеренного употребления пива.
4) Права его суть следующие: a) он имеет особый ключ от ватерклозета; сей ключ должен быть вывешен на видном месте; b) по пятницам он парится в бане. c)*
____________________
* Не окончено.
«ЗАПИСЬ В КНИГЕ ПОЧЕТНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
НОВО-АФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ»
Люди, покоряющие Кавказ любовью и просветительным подвигом, достойны большей чести, чем та, которую мы можем воздать им на словах.
«РЕЦЕНЗИЯ»
Вчера в селе Богимове любителями сценического искусства дан был спектакль. Это знаменательное событие, как нельзя кстати, совпало с пребыванием в Кронштадте могущественного флота дружественной нам державы, и таким образом молодые артисты невольно способствовали упрочению симпатий и слиянию двух родственных по духу наций. Vive la France! Vive la Russie!*
____________________
* Да здравствует Франция! Да здравствует Россия! (франц.)
Спектакль был дан в честь маститого зоолога В. А. Вагнера. Не нам говорить о значении зоологии как науки… Читателям известно, что до сих пор клопы, блохи, комары и мухи — эти бичи человечества и исконные враги цивилизации — истреблялись исключительно только персидским порошком и другими продуктами латинской кухни, теперь же все названные насекомые превосходно дохнут от скуки, которая постоянно исходит из сочинений наших маститых зоологов.
На сцене было представлено что-то очень похожее на сцены из «Ревизора» и следующие живые картины: 1) Индус в панталонах Хлестакова, 2) Цыгане на пиру у греческих царей, 3) Греческие цари в цыганском таборе и 4) Гений, венчающий банным веником готтентота и испанку. Исполнение, в высшей степени талантливое, добросовестное и обдуманное, вызвало всеобщий восторг. Г. Киселев, обладающий прекрасной сценической наружностью, выказал свой превосходный комический талант. Он несомненно комик. Но когда он становился к публике в профиль, то в его игре и в костюме чувствовался глубокий, потрясающий трагизм. Г-жа Киселева 1-я с самого начала овладела вниманием и сочувствием публики, заявив себя артисткою во всех отношениях выдающеюся. Хорошие вокальные средства, при несомненном умении прекрасно владеть ими, сценический талант при большой выработке его, громадном знании сцены и сценической опытности делают из нее отличную актрису. Ей горячо аплодировали и после каждого акта подносили венки и букеты, которые публика приобретала за кулисами у гг. исполнителей, озаботившихся преждевременно приготовить предметы, необходимые для их чествования. В игре г-жи Киселевой 2-й, исполнявшей трудную роль Мишки, мы не заметили тех недостатков, которые так не нравятся нам в Сарре Бернар и Дузе; дебютантка входила в комнату в шляпе и не брала письма, когда ей давали его, и такими, по-видимому, ничтожными нюансами и штрихами она выказала оригинальность своего дарования, какой могла бы позавидовать даже М. Н. Ермолова. Что же касается г-жи Вагнер, то игра ее произвела фурор; эксцентричное, полное веселого шаржа исполнение, легкость, воздушность, небесность, и при том прекрасная дикция в связи с редким знанием условий сцены были истинным торжеством таланта; ее появление и уход всякий раз возбуждали в публике неудержимый смех. Из исполнительниц живых картин надо прежде всего отметить г-жу Киселеву 3-ю (Надю), сияющее лицо которой все время заменяло артистам и публике бенгальский огонь.
Аменаиса Эрастовна, к сожалению, участия в спектакле не принимала.
«ЗАПИСЬ В АЛЬБОМЕ Ф. Ф. ФИДЛЕРА»
Примечание к автографу А. С. Суворина: слово «изречение» пишется через е, а не через ять.
92 7/1. Антон Чехов.
«ЗАПИСЬ В АЛЬБОМЕ В. М. ЛАВРОВА»
Я ночевал у И. И. Иванюкова в квартире В. М. Соболевского и проспал до 12 часов дня, что подписом удостоверяю. Ноября 5 1893 г.
Антон Чехов.
____________________
Мой брат-доктор (который никак не может простить Вашему мужу женитьбы на Вас) запретил мне завтра идти в Кремль, находя это вредным для моего горла; все эти дни у меня болит горло. Не знаю, насколько прав мой брат, но ослушаться его я не решаюсь. Извините, что я и Лидия Устахиевна не будем сегодня в Вашей молочной доить коров. Любящая Вас Машка Каналья.
____________________
Ваше Высокоблагородие! Будучи преследуем в жизни многочисленными врагами и пострадал за правду, потерял место, а также жена моя больна чревовещанием, а на детях сыпь, потому покорнейше прошу пожаловать мне от щедрот Ваших келькшос благородному человеку.
Василий Спиридонов Сволачев.
«ЗАПИСЬ В АЛЬБОМЕ А. Ф. ОНЕГИНА»
17 января р. 1860
Поверь мне, — счастье только там, * Где любят нас, где верят нам.*
Лермонтов
____________________
* Курсив А. П. Чехова (ред.).
Я не влюблен, свободен я;
Я выбрал лучшую дорогу
На скучной степи бытия.
Языков * Где нас любят и где нам верят, там нам скучно; ко счастливы мы там, где сами любым и где сами верим…
Антон Чехов.
10 май 98 г.
____________________
DUBIA
____________________
АКТЕРАМ-РЕМЕСЛЕННИКАМ
(ЭКСПРОМТ)
На сцене вижу я премного
Так называемых артистов.
Им несть числа, и мне, ей-богу,
Не до статистики статистов!
РАЗОЧАРОВАННЫМ
Минутами счастья,
Верьте, не раз
Живет, наслаждаясь,
Каждый из нас.
Но счастья того мы
Не сознаем —
И нам дорога лишь
Память о нем.
КОМУ ПЛАТИТЬ
(СНИМОК)
В ресторане. Плотно поужинав, два франта требуют счет. Счет подан. Оба франта намереваются расплатиться. Половой ждет.
– Брось! — говорит первый, — я заплачу.
– Нет, братец, это моя обязанность.
– Не болтай пустяков! Мне именно впала идея поужинать; значит, я и заплачу.
– Не буду же и я на твой счет ужинать!
– А зачем же мне на твой счет?
– В последний раз ты заплатил, значит, теперь моя очередь.
– Тогда мы только бутылку пива выпили…
– Все равно, я ни за что не позволю…
– Ты меня обижаешь, Саша!
– Так же, как и ты меня, Коля!
– Ну, если ты непременно так хочешь…
– Так и быть: плати, плати.
– Я согласен, чтоб ты заплатил.
– Мне кажется, что я уже согласился.
– Ну, все равно, плати.
– Значит… ты не хочешь…
– Нет, напротив: но ведь ты так настаивал.
– Ну, да, я готов заплатить! Только знаешь, братец, я забыл дома бумажник. Так ты отдай, а я тебе потом заплачу.
– Вот тебе на! Со мною совершенно такой же случай. А я на тебя положился.
– Да ведь ты же сам хотел заплатить! Я тоже на тебя положился. У меня ни гроша.
– У меня столько же.
(Лицо полового вытягивается. Картина.)
«ОДНА ИЗ «ЭТИХ ДАМ»…»
Одна из «этих дам» встречается в клубе с своим знакомым.
– Что это вас давно не видно? — спрашивает она.
– Но, моя милая, я не знаю вашего нового адреса!
– Так вот возьмите!
И она подала ему целый десяток своих визитных карт.
– Но зачем же столько? Мне одной довольно!
– Ничего: остальные вы раздайте своим приятелям…
ОСКОЛОЧКИ
Один юноша-классик, сотрудничающий только в почте «Осколков», производит слово «редактор» от латинского слова «reddo», что значит «возвращаю». Неверно, но не совсем!
***
– Что значит слово «аминь»? — спросили одного писаря, державшего экзамен на первый классный чин.
Писарь несколько задумался.
– Шабаш… Довольно… — отвечал он на вопрос.
МОСКОВСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО РЫНКА
М а л ы й т е а т р. Драматическое искусство дало сильную трещину. Жертвенник в алтаре потух и сильно чадит. Самый храм очень покосился на один бок и ждет капитальной перестройки.
Б о л ь ш о й т е а т р. Так же хорошо освещается и так же мало посещается.
П у ш к и н с к и й. По будням сохнет и тоскует о своей первоначальной владелице.
Р у с с к и й т е а т р. С уходом Иванова-Козельского на театральном костюме этого театра оторвалась самая нужная пуговица!
С о л о д о в к а. Парадиз, судя по сборам, все еще не в раю…
Н е м ч и н о в к а и С е к р е т а р е в к а. Дурачатся себе в свое удовольствие.
С к о м о р о х. Изобретают волшебный порошок для радикального искоренения барышников.
Н е м е ц к и й к л у б. Ждет скорого прибытия труппы немецких ученых блох, имеющих дипломы от трех германских университетов.
Т е а т р Ш у м о в а в Т а г а н к е. Один, своими силами, мечтает восстановить упавшее искусство.
А р т и с т и ч е с к и й к р у ж о к. Дает русские спектакли на польском языке, подыскивая в антрактах охотника, который согласился бы платить жалование труппе…
Н о в ы й т е а т р М. и Л. Л-с к и х. С рожью крепко!!
О значении «батогов» в древнем русском быту, по «Домострою» и другим источникам, исследование И. С. Аксакова. Москва 1883 года, 255 страниц, цена 1 руб. 50 коп.
О наилучшем устройстве флюгеров; лекция бывшего профессора Чи…на, цена 10 к.
Интрига, кулисы и сцена, популярные лекции, сочинение Г. Кор…ва, бывшего певца. Раздается даром всем попадающим под руку.
Повесть об изгнании из Петербурга. «Новелла», его же, цена 10 к.
Полный толковый словарь «площадных слов» с примерами. Сочинение и издание Соколова, Буренина и Суворина, цена 10 к. за выпуск. Число выпусков неопределенно.
***
Приготовление паштета из мужичьего мяса. Проект Блюма. Сочинялся исключительно для гастрономов и медиков, изучающих первичное умопомешательство. Цена… бесценная.
Я верил, потому что получил 2000. Иеремиада блудослова Курилова (защитника г. Мельницкого). В сей интересной книге доказывается, что вера увеличивается по мере увеличения гонорара. Вера, за которую заплатили, не уменьшается даже и тогда, когда невозможно верить. Цена 5 руб.
Сон при освещении и воплях. Новелла бердичевского префекта. Цена пятиалтынный.
КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Глухов. В одно из последних заседаний местной городской думы гласным г. Балбесовым был предложен на рассмотрение проект об «упразднении в городе наук и искусств». Почтенный гласный предложил на рассмотрение несколько вопросов, и на все вопросы, без замедления, им же самим были даны ответы самые обстоятельные. Он более всего напирал на пример иностранных государств, кои погибли и погибают только благодаря наукам и искусствам.
Обрисовывая яркими красками деморализующее влияние наук и искусств, г. Балбесов поверг всех заседающих в уныние. Гласный г. Смысломалов (наш Демосфен) успокоил гг. гласных, доказав, что в Глухове нет ни искусств, ни наук, а чего нет, того нельзя упразднить. После восьмичасового заседания гласные постановили: «науки и искусства, за неимением оных, не упразднять и на предметы сии сумм не ассигновать; изобрести что-нибудь другое для упразднения; г. Смысломалова благодарить, а г. Балбесову выразить порицание за то, что он дерзнул домыслить, что в мудросмиренном Глухове есть науки и искусства».
Тегеран.