что он имеет дело со сведущим писателем.
К беллетристам, относящимся к науке отрицательно, я не принадлежу; и к тем, которые до всего доходят своим умом, — не хотел бы принадлежать.
Что касается практическ «ой» медицины, то еще студентом я работал в Воскресенской земской больнице (близ Нового Иерусалима), у известного земского врача П. А. Архангельского, потом недолго был врачом в Звенигородской больнице. В холерные годы (92, 93) заведовал Мелиховским участком Серпуховского уезда.
«Ответ на анкету „Отжил ли Некрасов?“»
Я очень люблю Некрасова, уважаю его, ставлю высоко, и если говорить об ошибках, то почему-то ни одному русскому поэту я так охотно не прощаю ошибок, как ему. Долго ли он еще будет жить, решить не берусь, но думаю, что долго, на наш век хватит; во всяком случае, о том, что он уже отжил или устарел, не может быть и речи.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Врачебное дело в России
I
Калеки перехожие, сборник стихов и исследование П. Бессонова
Москва. 1861,
Сохраняй вас и помилуй:[26]
Буйные головы от боли,
Ясные очи от нищёты,
Вып. I, 14. Стих заздравный, 34–36. Стр. 36.
Попаси жь ему, господь бог,
Хлор, Лавёр лошадок,
Уласий коровок,
Настасей овецек,
Василий свинок,
Мамонтий козок,
Терентий курок,
Зосим Соловецкий пцолок…
Вып. I, 16. Песнь богоносцев, 17–25. Стр. 38.
Взглянул убогий (Лазарь) на небеса:
…
«Вынимай душу скрозь ребра мои…»
Вып. I, 19. Лазарь убогой, 21. Стр. 43.
Сказал богатый:…
…
Выньте мою душу во сахарныя уста…
Вып. I, 19. Лазарь убогой, 38. Стр. 44.
Ссылал господь бог трех пекельников,
Старших и больших, с зелезным крючьём,
По тую душу по богачову:
«Вырвите, вымкните с богача душу
Скрозь его три ребра и скрозь темя,
Несите ее вы крутя и мутя…»
Вып. I. Лазарь убогой, 25, 104–110. Стр. 64.
…княгиня забременела,
Забременела княгиня святым духом,
В скором време забременела,
Легкия поноши споносила,
Споносила поноши сорок недель…
Вып. I, Алексей божий человек, 32, 27–32. Стр. 120.
В ту пору княгиня понеслася,
Оброчное время проносила,
Спородила детища — сына…
Вып. I. Ал «ексей» божий чел «овек», 34, 16–19. Стр. 144.
II
Песни, собранные П. В. Киреевским
Изд. О. Л. Р. С. 1868.
Он (татарчонок) и бьет доброго молодца (Илью), не жалует;
Дал он ему девять ран,
Десятую хотел смертную:
Ударил он его в ретиво сердце.
Вып. I, 1, 3, 47–50. Стр. 5.
Слова Путятина Путятовича: Вели там ему убить зверя лютого,
Зверя лютого, сивопряного, лихошерстного;
Вели вынуть из него сердце со печенью.
Вып. III. Данило Ловчанин, 39–41. Стр. 29.
А с того время-часу захворала скорбью недоброю,
Слегла княгиня (Апраксевна) в великое во гноище.
Вып. III. Сорок Калик со каликою, 3, 232–234. Стр. 96.
У Ильи был оберег[27] полтора пуда,
Полтора пуда был с четвертью…
Вып. IV, 3, 165–166.
Скакал ему (Добрыне) татарин на белы груди,
Порол ему белы груди,
Вынимал сердце с печенью.
Вып. IV. С каких пор перевелись витязи на Святой Руси, 73–75. Стр. 110.
Приносил мертвой и живой воды;
Вспрыскивал Алеша Добрыню мертвой водой,
Сросталося тело его белое,
Затягивалися раны кровавые;
Вспрыскивал его живой водой,
Пробуждался молодец от смертного сна.
Вып. IV. С каких пор перевелись витязи и проч., 140–148. Стр. 112.
Аника говорит Смерти: Я казну свою расточаю
По тем церквам по соборным,
По тем тюрьмам-богадельням…
Вып. IV. Аника Воин. Стр. 125.
И Смерть вынимала пилы неувидимы,
И подпилила у Аники в руцах и в нозях становные жилы…
Вып. IV. Аника Воин, 4, 68–70. Стр. 131.
Сослал господь по Аникину душу
Двух ангелов, двух архангелов,
И вынули Аникину душу
Сквозь рёбер-костей…
Вып. IV. Аника Воин, 4, 185–190. Стр. 135.
Известно, что янтарь ценился у древних не по одной красоте, а именно как снадобье и лекарство, носившееся в амулетах: так и у нас янтарь был издревле не только любимым ожерельем, но вместе оберегом шеи и груди, и всего тела; самое название ладонки едва ли не происходит отсюда же, от латыря (латырка, латонка) и только развитие христианства ввело сюда ладан… Псковичи, торговавшие с древним славянским прибалтийским союзом, с Ганзою, поют в том же Стихе, Голубиной книге:
Белый Латырь камень всем камням отец:
С под камешка с под белого Латыря
Протекли реки, реки быстрые,
По всей земле, по всей вселенной,[28]
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание.
Известно, что по народному представлению море и море-Окияя есть источник для всех рек; а на этом море лежит Латырь, и Латырь целебный: отсюда, из-под того камня, все реки, отсюда целения…читаем в одном из списков Голубиной книги, ближайших к Свиткам Иерусалимским:
Кармаус камень Илитор (илектрон):
И лежит он у моря Тёплого,
На восточном устье Волгском;
А коя рыба с моря пойдет
И о камень потрётся,
И на Русе той рыбы ловцам не добыть,
И птицам ее не убить,
И того году смерти ей не будет…
Здесь, хотя поприще действия перенесено уже к Черному морю, а с развитием торговли даже к Хвалынскому, или Каспийскому, но в основе те же представления об Алатыре, его чудодейственной и целебной силе, даже о трении, этом поразительном для древних свойстве янтаря, давшем в позднейшей науке имя электричеству.
Вып. IV. Примечания. Стр. II.
Он (Суровей) стегал коня по крутым бедрам,
Простегал кожу ровно до мяса,
А мясо рвал до белых костей…
Вып. IV. Примечание о Суровце Суздальце.
Стр. XXIX.
Между столпотворением, от которого разделились и пошли народы, а вместе пошел и народ славянский со своим Дажбогом, до первых веков по Р «ождеству» Х «ристову», когда славяне упоминаются, и до IX века, когда начинают говорить об себе на поприще положительной истории, лежало времени немало и не могли славяне наполнить его одной праздностью и бездействием… Вып. IV Примечания LXX.[29] М. П. Погодин некогда получил от г. Меледина из города Семенова и поместил в «Москвитянине» (1843, № 12, стр. 507–511) следующие о сем деле любопытные предания: «В Нижегородской губернии, в Макарьевском уезде, в 40 верстах от города Семенова, есть село Владимирское, Люнда тожь. Близ села за полем красуется озеро Светлоярое, из которого вытекает небольшой источник… Поутру обыкновенно с благоговением умываются святой водицей из Светлоярого озера и пьют ее, как для исцеления от болезней, так и для предохранения от тяжких недугов души, соблазнов мира и козней лукавого; после непродолжительной молитвы расходятся посмотреть, где находится подземная обитель царствующих там угодников. В простые дни многие приходят к этому озеру, чтобы послушать… рассказов у пустынников, которые, пришед туда по усердию, выкапывают в земле землянки и подолгу живут там, пропитываясь подаянием от приходящих на молитву, из коих каждый ставит себе в обязанность принесть с собою несколько хлеба, свеч и денег. Тогда-то эти пустынники… складывают целые повести чудесного, как самовидцы, приходящих укладывают на ночь ближе к озеру и заставляют их вслушиваться, приложив уши к земле. Уверяют между тем, что тот больше услышит чудесного, кто больше имеет усердия к этой святыне, …и что усердных берег этого озера ночью убаюкивает, качая их, как детей в люльке, что, говорят они, все усердные люди чувствуют сами.» Стр. CXXI.
И расплатился Василий с попами и с дьяконами;
И которые старцы при церкви живут,[30]
Дает золотой казны не считаючи…
Вып. V. Василий Буслаев, 4, 196–199. Стр. 29.
Она (Авдотья Ивановна, жена Терентьища) с вечера трудна-больна,
Со полуночи недужна вся;
Расходился недуг в голове,
Разыгрался утин[31] в хребте,
Пустился недуг к сердцу,
Опустился недуг ниже пояса,
Во те ли во нижни во черева…
Вып. V. Гость Терентьище. 25–30.
Слова Терентищи: А кто бы де недугам пособил,
Кто недуги бы прочь отгонил,
От моей молодой жены,
От Авдотьи Ивановны,
Тому дам денег сто рублев —
Без единыя денежки.
Вып. V. Гость Терентьище. 70–75. Стр. 56.
Говорит князь Роман сударь Митриевич:
«Ты не плачь, княгиня Марья Юрьевна,
Юрьевна ты, Лебедь Белая!
Я как съезжу в далеко-чисто поле,
Так сыщу там много знахарей,
Что могут тебе рассудить твой сон».
Вып. V. Князь Роман. 2. 20–25. Стр. 97.
Скоро повел (Малюта Федора Ивановича) за Москву-реку
К этому месту ко Лобному
Ко этой плахе ко липовой,
Грозными казнити казнями
Очи вынимать косицами[32]
Вып. VI. Царь хочет убить сына. I, 55–60. Стр. 57.
Тут воскрикнул наш Грозный Царь
Царь Иван Васильевич:
«Есть у меня лекари и дохтуры?[33]
Лечите дядюшке ногу правую,
А с Малютки Скурлюткина
Снимите с живого шкуру!»
Вып. VI. Царь хочет убить сына. III, I, 159–165. Стр. 66.
Возговорит (Иоанн Гр «озный») громким голосом:
«Подайте мне первого дохтура,
Залечал бы ему ногу в три часа!» (Миките Романовичу)
Вып. VI. Царь еще женится. 117–120. Стр. 113.
Говорит Майстрюк:…«Как я сяду на калиновом мосту,
Да буду брать пошлину:
Со стариков похоронное,
Со старух повивальное»…
Вып. VI. Царь еще женится. III, 3. 38–41. Стр. 130.
Умертвил себя Борис с горя ядом змейным,
Ядом змеиным, кинжалом вострыим.
Вып. VII. Убиение Царевича Димитрия. 2, 28–29. Стр. 3.
Ее (Оленушку Клементьевну, жену Терентия) с вечера недуги берут,
К полуночи ее немочь бьет,
К белой заре лихорадка трясет,
Немочь-то черная,
Лихорадка красная:
Пухота, подживотна скорбь.
Тут возговорит жена молода
Оленушка Клементьевна:
«Ой ты гой еси, Терентий гость,
Ты славен-богат человек!
Что ты мастеров не спрашиваешь,
Подмастерьев[34] не допытываешь?»
Вып. VII. Прибавления. Терентий гость. 6 — 18. Стр. 48.
III
Снегирев. Русские народные пословицы и притчи. 1848
Ангеликова водка живет вину тетка.
Аптека не на два века.
Аптеками лечат, а больные кричат.
Аптекам предаться, деньгами не жаться.
Без притчи и трясца не берет.
Береги здоровье смолоду, а честь под старость.
Блин не клин, брюха не распорет.[35]
Бог дал живот, бог даст и здоровье.
Боль врача ищет.
Больного брюхо умнее докторской головы.
Больному все горько.
Больному и золотая кровать не поможет.
Больному в еже не верь.
Больной что ребенок.
Больной от могилы бежит, а здоровой в могилу спешит.
Болящий здоровья уповает даже до смерти.
Бортник горек, а мед сладок.
Брюхо не зеркало, не видно, чем набито.
Была б голова здорова, а в голове вши будут.
Бог не честен да здоров.
Вино сперва веселит, а потом безумным творит.
Воск к огню мягок, а кал жесток.
Всякая болезнь идет к сердцу.
В иной волости лихие болести.
В чужую часть не ворогушей пасть.
Выпьешь много вина, так убавится ума.
Где больно, тут рука, а где мило, тут глаза.
Где не холодно, тут и оводно.
Гнев человека сушит кости, крушит и сердце.
Гортань гласу родитель, глас же гортани кормитель.
Грешное тело и душу съело.
Давно ли ошелудивел, да заспесивел!
Дай болю волю! полежав, да умрет!
Доброму сухарь в пользу,[36] а злому и мясное не впрок.
Живая кость мясом обрастет.
Живот болит, а детей родит.
Животу да сердцу винцу да перцу.
Жилы рвутся от тяжести, а слезы льются от жалости.
Закрытую рану лечить неудобно, а тайную муку легчить неспособно.
Здоровому врач не надобен.
Здоровому все здорову.
Зелие знати, по ночам не спати.
Зелие сбирают, звезды считают.
Знай нас плешивых, объезжай шолудивых.
Исай, понемножку кусай; а кто животом свеж, тот побольше ешь!
И хорошая аптека убавит века!
Ичется с голоду, дрожится с холоду.
Кинуло в пот: голова, что лед, а язык хоть выжми.
Кнут да пластырь да добрый пастырь.
Который член не можно исцелить, лучше его отрубить.
Кровь отворить, гвоздь в гроб вколотить.
Кто благодействует, у того борода белеет, злодействует, у того кости белеют.
Кто пьет много вина, тот скоро сойдет с ума.
Кто солнца убегает, тот всегда озябает.
Легонько поел, легонько и сделал.[37]
Лизав медок, заглянешь и в гробок.
Лучше мертвого схоронить, чем в избе коптить.
Ленивому