спать не даю, беси приступают, во очах визжат и на месте не уснет; и той буде… Двенадцатый рече: имя ми есть Смертный и сильный начальник нечистых духов над человеками, страшный мучитель и погубитель в человеках. Силяюся, мучаю, морю, гублю, разные пакости и зло творю, все ругаю, горжусь, ненавижу, во чреве детей гублю, похоть, плоть и уду владение отнимаю, ничего не боюсь, всякую святыню принимаю, крепкий до смерти, вон из рабы не выхожу; и той буде всех проклятий, изыди вон, аминь. И прочие многие рече имя нам. Многие есть нас родов и пакостники разные нечистые духи, проклятый скрадены, бесы, дьяволы, демоны окаянные и прочие разные неисчислимые, ведомые и неведомые пакости, зло и действия творим; и тии все будете… Побежат все ненавидящие нечистые духи от роду Христа, от роду раба божия и «мя» р «ек», призову на нас архангелов, ангелов, херувимов, серафимов, престолов, господств, властей, силов, пророков, апостолов, мучеников, преподобных, праведников, угодников и всех святых, а сира сего ошире, аминь. Крест хранитель всей вселенной, крест красота церковная, крест царем держава, крест верным утверждение, кр «ест» ангелам слава, кр «ест» бесам прогонитель и язва. Крест порченным и больным избавление и исцеление. Главе, груди, сердцу и животу, рукам, ногам, телу, составам, костям, жилам, удам, частям, членам, крови, чувству и всему человеку на исцеление, самим господом И «исусом» Х «ристом», Михаилом, Авоидом, Илиею, Николаем, Нифонтом, Марофом, Кипр «ианом», Иуст «иниею», Каноном, Димитрием и всеми св «ятыми» твоими господи И «исусе» Х «ристе» сыне божий, помилуй грешного раба б «ожьего» и «мя» р «ек» аминь, аминь, аминь. (Из рук «описной» тетрадки Книголюбова). Стр. 345.
Наговоры на рыбную ловлю. Стр. 348.
Заговоры от лихорадки.
1) От трясцы. Писать поровну на бумаге три имени: Анфака, Иугалы, Фатулей. (Из старинного лечебника, доставл «енного» свящ «енником» А. Колциным из с «ела» Пингищей, Холмо «горского» уезда).
2) От лихорадки или дрожжалки. Больной, если хватит силы, идет в лес, находит осину, кланяется ей и говорит: «Осина, осина, возьми мою тресину, дай мне леготу!». После того перевязывает осину своим поясом. (Шенк «урский» уезд).
3) То же. «Мать ты моя вечерняя звезда, жалуюсь я тебе на 12 девиц Иродовых дочерей». Заговаривают по вечерним зарям, заговор читают по 3 раза, отплевывая после каждого в левую сторону с словами: «Покуда я плюю, потуда б рабу и „мя“ р „ек“ хворать. (Из очерков поверий. Обр „яды“, прим „еты“ и гад „ания“ в Ворон „ежской“ губ „ернии“. Свящ „енника“ маг „истра?“ Федора Никонова).
4) От лихорадки. Молитва от святого Силиния и Сихайла и четырех евангелистов: Иоанна Бог „ослова“, Марка, Л „уки“ и М „атфея“. Стоит среди моря столп камень, у столпа сидит Силиний и Сихайло и зрит „с?“ святым Силинием в море: возмутилася вода под небесем, изыдоша из моря 12 жен простовласых, и окаянных видением их диавольским, и вопрошали их св „ятые“ С „илиний“ и С „ихайло“: что есть за жены? и он рекоша ему: а мы есмы трясовицы и дщери Ирода царя. И вопрошает их св „ятой“ С „илиний“ и С „ихайло“: „Окаяннии диаволи! Почто ести семо пришли?“ И они рекоша ему: „Ми есмы пришли мучити христианскаго роду: аще хто перепьет, того мы мучим; аще хто завтрену Воскресенскую проспит, богу ее не молит, в праздники честные блуд творит, не чист ходит, рано пьет и ест, то ваши (наши) угодники“. И помолился св. С „илиний“ и С „ихайло“: „Господи! (bis)! Избави род человечь от окаянных диаволей!“ И услыша господь б(ог) молитву и посла к ним Силиния и Сихайла и четырех евангелист: Матф „ея“, Л „уку“, М „арка“, И „оанна“ Б „огослова“ — и веле мучити их дубцы железными и дати им по три тысячи на день ран. И они (оне?) рекоша и начаша молитися: святии великие С „илиний“ и С „ихайла“ и 4 евангел „иста“: Мар „к“, Л „ука“, М „атфей“ и И „оанн“ Б „огослов“! не мучьте нас! Где ваши имена святые да слышим, и не противимся ни в коем роде, в мужском и женском, — и мы того роду, мужеского и женского бегаем за тридевять поприщь. И вопрошает их св „ятой“ С „илиний“ и С „ихайло“ и апостоли, 4 евангелиста, что ваши имена? Едина рече: мне имя Огния: коего человека поймаю, тот ч „елове“ к разгорится, аки пламень в печи, так же я разжигаю всякого человека. Вторая рече: имя мне Ледиха: я коего ч „елове“ ка поймаю, тот ч „елове“ к не может в печи согреться. Третья рече: мне имя Желтая — аки цвет дубравный. Четвертая рече — мне имя Глохня: к „ото“ рого я поймаю, тот ч „елове“ к может быть глух быти. 6-я рече: мне имя Юдея: коего я ч „елове“ ка поймаю, тот ч „елове“ к не может насытиться многим брашном. 7-я рече: мне имя Корчея: коего человека поймаю, тот ч „елове“ к корчится вместе руками и ногами, не пиет, не ест. 8-я рече: мне имя Грудея: к „ото“ рого ч „елове“ ка изловлю, лежу на грудях и выхожу храпом внутрь. 9-я рече: мне имя Проклятая: коего ч „елове“ ка поймаю, лежу у сердца, аки лютая змия, и тот человек лежит трудно. 10-я рече: мне имя Ломеня: аки сильная буря древо ломит, тако же и аз ломаю кости и спину. 11-я рече: мне имя Глядея: коего ч „елове“ ка поймаю, тому ч „елове“ ку сна нет, и приступит к нему, и мутится. 12-я рече: мне имя Огнеястра: коего ч „елове“ ка поймаю старого, тот не может жив быти». Молитвами св «ятых» апостол, ангел, С «илиния» и С «ихайло» и 4-х еванг «елистов»: Матф «ея», М «арка», Л «уки» и И «оанна» Б «огослова», царь славы И «исус» Х «ристос» ника (?) — Крест хранитель вся вселенныя. Кр «ест» — красота церковная, кр «ест» — царев скипетр, кр «ест» — князем держава, кр «ест» — верным утверждение, кр «ест» — бесам язва, кр «ест» — трясовицам прогнание; прогонитесь от раба б «ожия» и «мя» р «ек» всегда и ныне и присно и во веки веков аминь. А говорити сия молитва трижды над главою больного, положа крест в воду на блюдо, и та вода пити, давати больному. (См. Пермский сб «орник»).
6) …Первая рече: имя мне есть Женнохолла и Трясовица: трясу всякого ч «елове» ка, что не может согретися в печи, я же жар и хол велик творю, озноб, подир и свербу творю. Та буде… Вторая рече: имя мне Перемежающая и дневная: мучаю ежедневно, двухдневно, трехдневно, четырехдневно и недельно, месячно, да я же перемежаюсь разными и недознанными болезнями, и немощами человека мучаю, и разные хвори, недуги и убожествы всякие навожу и все на свети бывшие и небывшие новые болезни творю и открываю. И та буде… 3-я рече: Имя мне Безумная: с ума сбродит, заговаривается, все мелет, говорит, что попало, не знает людей[59] и спит много и мало, не пьет, не ест, в нощи и на месте спать не даю. Беси, девицы и бабы приступают все, во очах видется и представляется, я же в голове сижу, главу разбиваю, мозги ворочаю, ум мешаю, непорядок, дурь, припадок, и как беснующую творю, шум и лом главе, и слепоту и сны разные, и многия пакости навожу. И тая буде… 4-я рече: имя мне есть Переходная: перехожу у человека по различным местам с места на место, ломлю кости, спину, поясницу, главу, руки, ноги; ною, свербю, мощу, ложусь у человека под ребром (lien?), у сердца, поясницей, в боку, в живот, аки камень или перок возымаю, вздохнуть и стоя кашлять и проговорить не даю, с души мечу, душу занимаю, и зажимаю, кашель и одышку творю, сердце щемлю и томлю, и сосу, сушу крушу ч «елове» ка; тоску, скуку, печаль, заботу, невеселие творю, аки бес претворяю. И та проклята… 5-я рече: имя мне Скорбная: ч «елове» ку разные немощи, недуги, хворости, убожествы, вреды, скорби и болезни всякие творю внутри и наружи и я же подобны порчи всякой делаю. И тая буде… 6-я рече: имя мне есть Расслабея: расслабляю ч «елове» ка, аки мертва, немеют и дрожат все члены и суставы я же отнимаю, ход и владения бесчувствия ногам и рукам, корчу руки, ноги, жилы, и свожу, немоту и косноязычие творю, ум, память и чувство отнимаю, и многие пакости творю… И та буде… 7-я рече: имя мне есть Пухлая:[60] Надымаю и разростаю у человека брюхо, аки пузырь говяжий; ноги и все тело отекает и опухает, желчь напускаю, душу занимаю, кашель и чахотку творю, гноение и запор делаю. И та буде… 8-я рече: имя мне Тайная.[61] Разные скорби и невиданные творю, я же хитрая, мудреная, неисповедимая, недознаемая, несказанная, неизвестная. Никто не может меня познати и доведатися и болезни, мною творимой, никаких врачевств прибрати, исцелити, я же лекарств божества и ничего не боюсь, сама желаю, прошу все, что хочешь, принимаю и сижу, я же самая сильная, крепкая, таюсь, кроюсь, креплюсь, перехожу и творю, что бесы творят, только от сего заговора изыду. И тая буде… 9-я рече: имя мне Белая: (горячка?) жар и огонь велик в человеки навожу, безумие, беснование, припадки, обморок творю, все в очах, в голове разной видении и слухи преставляю, ум, память, брожу, плачу, смеюсь, кричу, говорю, падаю, силу, дерзость, боязнь, страх, пугание, бессоние, мечты, бред, пустование (?) и глаголы неверные навожу, и прочие казни творю. И тая буде… 10-я рече: имя мне есть Противна: ничего не навижу, не терплю, не люблю, ч «елове» ку во всем надоедаю, против всех горжусь, грублю, ненавиствую, злюсь, бранюсь, все в постыл день, нехотение, нежалость и зависть, и в смех привожу, в позор, и брань и смех навожу. И та буде… 11-я рече: имя мне есть Причудница: в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, чрез долгое время опять отрыгаюсь, прихочу, причужаю всего, пить и есть хочу, а иногда не хочу, избавления всякого бегаю, ненавижу ч «елове» ка, отвращаю, отговариваю, в очах сама являюсь женским образом… (не разобрано слово), сны разные навожу, человека давлю, душу, и многие действия и козни творю. И та буде… 12-я рече: имя мне Смертная.[62] Та буде всех проклятий на болящим человеком страшная,