очах волосы растут).
6) От бельма. Добыти сова, да совиною желчью мазать, и сгонит. Яйцо куричье провертети да белок выцедить, желток оставить в скорлупе, да утерти соли самосадки, и положити в яйцо, да обмажь его глиною, и сожги на пепел, да просей ситом, и посыпли на бельмо.
7) Лебяжью желчь мазать, масло яичное жежчи же, да тот пепел мешати с пресным медом и с маслом деревянным мазати…
8) Аще у ч «елове» ка глаза кровавы, изсуши семя (?), смеси с 3-мя белками яичными, да заткни хлопьем, да прикладывай к очам.
9) Аще у ч «елове» ка преет, изотри сабур траву, да ртути, да масло древеное со сцем, помажь веки, а в очи не пущай.
10) Козьи говна девять пер… истолки, смешай с медом, с пресным, пущай в очи…
11) Иссуши желчь коровью, изотри и сыпли в очи.
12) Сахар леденчатый да женское молоко, у которое с чужим не бывало, или черные коровы, пущай в очи. Стр. 419.
От обморока. Аще у кого душа займетца напрасно, язык отъиметса — зажещи две свещи вощаны, да погасити одна и подкурити под нос, пременяя. Стр. 420.
Конский мозг добро от грыжи мазати. Аще у кого грыжа, и ты помажь собачьею кровью, и поможет ему. Стр. 420.
От зуда. Возьми кропивки, да соли, да яичной желток, да смешай вместо, да мажь по 3 дни куде свербить. Стр. 420.
Ко «то» рый ч «елове» к часто сцыт, нити кровь заячья, да мясо ясти заячье. Стр. 420.
Аще ч «елове» к чахнет, ходячи, не оживет, ни умрет, в… день зарезати корова, да лести на лохтях в брюхо до горла и минет болезно. Перм «ский» сб «орник». Стр. 420.
…от всех заговоров и всякой порчи носят на голом теле из тонкой сетки вязаной шарф. См. Простон «ародная» медиц «ина», рук «описная» ст «атья» Ив. Костылева… Стр. 421.
Состав о голосу Филамента, философа Афинейского. Стр. 421.
Утин прискать. Утин, или спинную боль, лечат преимущественно старухи, след «ующим» образом: больной лежит ниц через порог, и когда он так ляжет, лекарка-старуха кладет на спину его веник (листоватик) и ударяет по нем острием топора. После каждого удара… спрашивает… (Шенк «урский» уезд). Стр. 421.
Соняшница — врачевание от брюшных болезней.[73] Знахарь требует миску, в которую взошло бы три штофа воды, пеньки и кружку. Миску с водой ставит больной на живот; пеньку зажигает. Как скоро пенька загорится, он обматывает ею больную. Часто случается, что больная от того остается обожженною в нескольких местах; раны, полученные на теле, приписывают знахари тому, что чрез обожженное этим место выходит болезнь, которая тут находилась. Пеньку после того кладет знахарь в кружку, а кружку ставит в миску. В это время начинаются наговоры, между тем, как больная вопит от болезни, а окружающие считают вопль страдалицы удалением нечистой силы из больной. Прочтя наговоры, знахарь дает пить эту воду и удаляется. (Сахаров).
Лекарство от стени. (Изнурительная сухотка детей, детская дряхлость. Atrophia infantum). Для этого больное дитя несут в лес, ищут раздвоенного дерева, кладут его в этот промежуток на двое или на трое суток, сорочку вешают на дерево, потом вынимают его и ходят трижды девять вокруг дерева. После того приносят домой, купают в воде, собранной из девяти рек или колодцев, обсыпают золою, собранною из семи печей, кладут в печь. Если дитя после этого засыпает, то это верный признак исцеления, а если оно кричит, то должно умереть. Часто случается, что дитя мрет в лесу, оставленное обнаженным, или испускает дыхание при обливании холодной водою. — 424.
Зубы. К числу средств в народе существу «ет» обычай лечения пальцем… Палец обмочивают наркотическими ядами и трут больной зуб, или ловят крота, умерщвляют его указательным пальнем без всякого орудия, приговаривая… После чего полощут утром и вечером кислым уксусом. Стр. 424.
…страждущие куриной слепотой, по совету знахарей, выходят в лавку, нагибаются над дегтярного кадушкою и при этом говорят: деготь! деготь! возьми и пр. Стр. 425.
Волшебный горох… Убейте весною змею, разрежьте ей брюхо и, положив в брюхо 3 горошины, заройте в землю… выростет цвет, то сорвите его в полночь или в полдень, закатайте его, будучи в чистоте сами, в воск и положите в рот; то вы можете узнавать, что у каждого ч «елове» ка на уме. Стр. 426.
Соком калины примачивать раны. 426.
Плакун трава… обладает удивительными (но не мед «ицинскими») силами… См. Сахаров и Абевега. Стр. 427.
Трава колюка. См. Сахаров. Адамова голова. Таул. Стр. 428.
Крапивное коренье… иссуши, истолки, просей ситом, натирай лицо, руки и ноги — и не озябнет. Пермс «кий» сбор «ник». Стр. 429.
Трава козлец. От клопов. Пермск «ий» сб «орник». 429.
Трава галган. Перм «ский» сб «орник». 429.
От духа чеснокового бегает всяк гад, к «ото» рый ядовитой. Хто так грызет, вельми вредительно есть очам. А хто приемлет по рассуждению, того да глисты и змеи и жабы изнутри выганивает. Чеснок в масле изжен древянным и тем пользует елеем по укушению ядовитого зверя, где на теле не будь. Пермск «ий» сб «орник».
Составы пластырей. См. Перм «ский» сб «орник». 429.
Против плешивости… возьми коневью брюшину и сожги в пепел, да истолокши просей мелко, столкши с древянным маслом и мажь голову гораздо, да увяжи платом… Перм «ский» сб «орник». 430.
Коневий кал, да козевий кал истолки с древянным маслом, мажь голову гораздо, обвяжи платом, в 3 дня волосы вырастут (?). Стр. 430.
От рябины на лице. Мазать салом волчьим, ино сгонит, у кого — видение рябо и угриловато.
Колос(а?) пшеничный (аго?) цвет утри мелко и смешай с белок яичьной, доспей, как масть (то есть мазь) и мажь — видение рябье будет гладко.
Возми мозг оленей из голеней, мажь видение. Плат новый избери и тем платком росу снимай со пшеничного колоса и той росой мой видение рябое и угриловатое. Дрожжи медвяные мазати. Стр. 430.
Чернение волос. Перм «ский» сб «орник». Стр. 430.
Трава Прикрыш. См. Сахарова.
Одолен-трава. С корнем можно ходить по разным суд «ебным» учреждениям, чтобы выиграть тяжбу, с ним можно победить сердце мол «одой» девушки… поить коров во время теления. 431.
Сон-трава… обладает пророческой силой. 431.
Трава Тирлич… достается в удел одним ведьмам… 431.
Петров корень… для одоления демонской вражьей силы… 432.
Разрыв-трава, иначе прыгун, скакун. Это растение столь редко, что люди только посвященные в таинство чернокнижия могут находить его… См. Сахарова… Стр. 432.
Трава Не чуй-ветер… растет зимою по берегам и озерам. Не мед «ицинская». Стр. 433.
Девясил (enula companea)… заключает в себе 9 сил. 433.
Спорынья… 433.
Трава Песий язык… Не мед «ицинская». Стр. 434. Кильная трава… в Костр «омской», Вологод «ской» губ «ерниях»
…избавляет от зоба или от килы… накаливают кирпичи докрасна, кладут эту траву на кирпичи и предлагают больному держать лицо над дымом или парами… и прикрывают этого больного сверху наглухо и так, чтобы пары эти как можно более поглощались ртом. (М. Евстигнеев.) Стр. 434.
Трава железняк… производит ссору. 434.
Семена розанов… повешенные с семенами горчицы и с ночь ласки… лишают плодовое дерево его плодов. 434.
Чернобыльник… в шкурке молодого зайца… ловкость в бегу…[74] 435.
Бузина… путника от опасных зверей… 435.
Ятрышник. Кукушкины слезы… делает бег лошади быстрым…[75] 435.
Крапива… одарена свойством определять… будет ли больной жить или умрет? Для этого только что в отлитую больным мочу положить несколько свежей крапивы и дать в моче крапиве мокнуть. Ежели по истечении суток крапива высохнет, сожмется и потеряет цвет, то больной умрет. Когда же крапива останется зеленой, и как бы свежей, то больной выздоровеет… от ломотного ревматизма, простуды… 435.
Петуния… свойство сохранять от опьянения… пред отправлением на бал… принять 2 ложки порошка этой травы и запить ложкой оливкового масла. 436.
Трава чистотел… жить со всеми в мире… 436.
Дурман. 436. Nihil.
Сонная одурь, белладона. Nihilissime.[76] 437.
В сенях каждого дома лежали рогожи или ковры. Они положены были для того, чтобы обтирать подошвы ног, так как в старину не было в употреблении калош. 479.
Повивальная бабка наз «ывается» у них (пермяков) гог-баба, то есть пуповая баба, или бабитчись баба, то есть повивальная… (о ней и вообще о родах 533).
VII
Карамзин. История государства Российского. 1818
Том I.
Россия была[77] обитаема «дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками». Стр. 1.
…о с о б е н н о е б ы т и е скифов исчезло для Истории. Стр. 11.
Ж и т е л и К и р и а л а н д и и (ф и н ы) «беспокоили набегами земли соседственные и славились мнимым волшебством еще более, нежели храбростию. Биармиею называли скандинавы всю обширную страну от Северной Двины и Белого моря до реки Печоры, за коею они воображали Иотунгейм, отчизну ужасов природы и злого чародейства». Стр. 37.
…но сии варвары (обры), великие телом и гордые умом (пишет Нестор), исчезли в нашем отечестве от моровой язвы, и гибель их долго была пословицею в земле Русской… Стр. 40.
(Нестор: и есть притча в Руси и до сего дне: погибоша аки обри, их же несть племене ни наследка. Лавр «ентьевская», стр. 5).
859 год — первое хронологическое показание в Несторе. Стр. 44.
…Но житель полунощных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены воздуха, и терпением укрепляется. Таковы были древние славяне по описанию современных историков, к «ото» рые согласно изображают их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли греков своею быстротою; с чрезвычайною легкостью всходили на крутизны, спускались в расселины… в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей… Примеч.: (121) Memor. popul. II, 29. Нек «ото» рые пишут, что славяне омывались три раза во всю жизнь свою: в день рождения, женитьбы и смерти (см. в Раичевой Истории слав «янских» народов. Кн. I, гл. V). Стр. 55.
Они (славяне)[78] еще долгое время таиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поверхность воды. — Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжелых щитах. Примеч. 125: См. Маврик. Strateg. Кн. II, гл. 5, — Тацита о Венедах, Прокопия в Mem. popul. II, 29, 33 и Фредегария Chron. гл. 48. Маврикий пишет, что яд, коим славяне намазывали стрелы, был весьма действителен и мог заразить все тело уязвленного, ежели не давали ему принять фериака, либо других лекарств, или не вырезывали мяса вокруг раны… Стр.