57.
Анты и славяне, как замечает Прокопий, не верили Судьбе, но думали, что все случаи зависят от мироправителя: на иоле ратном, в опасностях, в болезни, старались его умилостивить обетами… Стр. 81.
Славяне думали, что оно (злое существо, Чернобог) ужасает людей грозными привидениями, или страшилами, и что гнев его могут укротить волхвы, или кудесники, хотя ненавистные народу, но уважаемые за их мнимую науку. Сии волхвы, о коих Нестор говорит в своей летописи, подобно сибирским шаманам, старались музыкою действовать на воображение легковерных, играли на гуслях и для того именовались в некоторых землях славянских гуслярами. Стр. 83.
В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися россияне… Стр. 89.
Мы знаем, что и российские славяне приписывали озерам и рекам некоторую божественность и святость. В глазной болезни они умывались водою мнимо-целебных источников и бросали в них серебряные монеты. Прим «ечание» 214… «очные ради немощи (в кладезях) умывающеся и сребреницы в ня повергающе…» (Зри Житие муромского благоверного князя Константина Святославича). Стр. 92.
Другие славяне, торжествуя собрание хлеба, обрекали петуха в дар богам, и пивом, освященным на жертвеннике, обливали скот, чтобы предохранить его от болезней. Примеч. 230: Герб «ерштейн». Gesch. der Slav., т. I, стр. 36. Известно, что русские земледельцы в день св. Флора и Лавра приводят лошадей своих к церкви: сие обыкновение не происходит ли от древнего язычества? Стр. 100.
866 год — первое нападение русских на Византию. Стр. 118.
…истинное происшествие должно быть их (сказок) основанием, и самые басни древние любопытны для ума внимательного, изображая обычаи и дух времени. Стр. 160.
Сие благодеяние (школы) казалось тогда (при Владим «ире») страшною новостью, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их, как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством. Стр. 220.
Об умном старце, приказавшем при осаде Белгорода печенегами выкопать два колодезя и поставить в них кадь с сытою, другую — с тестом. Старшины неприятельские поверили, что земля сама собой дает тесто. Стр. 227.
Народы, из коих составилось Государство Российское, и до пришествия варягов имели уже нек «ото» рую степень образования. Стр. 241.
Волхвы славились при Олеге (при нем одном?) гаданием будущего: вот древние мудрецы нашего отечества! Наука их состояла или в обманах, или в заблуждениях… Стр. 248.
Примечание к I тому.
129. Славяне сажали пленников на кол, запирали в хлебы и сожигали вместе с скотом, к «ото» рого не могли увести с собою. Стр. 71.
277…В Ник «оновской» лет «описи» прибавлено: «Они ж (варяги) бояхусь звериного их (славян и финнов) обычая и нрава, и едва избрашась три брата»… Стр. 102.
416…И немцы и славяне пивали из черепа своих неприятелей. Так болгарский царь Крум, убив в 811 году императора Никифора, оправил череп его в серебро, и князья славянские употребляли сию мертвую голову вместо покала (Mem «oriae» pop «ulorum» II, 540). Стр. 164.
447. В прибавлении книги, изданной в Кельне (в 1676 году), под заглавием: Christophori Sandii nucleus Historiae Ecclesiasticae (Христофора Сандия Ядро Церковной Истории), напечатано (стр. 61–64) письмо к Великому князю Владимиру от Иоанна Смеры, его медика, будто бы посыланного им для наблюдения вер и нравов в чужих землях…Видебский диакон, Андрей Колодинский, перевел ее на польский язык, а Виссоватий на латинский… Не будем глупее глупых невежд, хотящих обманывать нас подобными вымыслами. Автор письма, знав о Владимире из Дитмара, Меховского, Кромера, хотел побранить греков: вот источник вымысла… Стр. 172, 173, 174.
506. Впрочем подложный Устав Владимиров достоит замечания своею древностью; он сочинен не позже XIII века… Напечатанный в Древней Вивлиофике есть испорченный и новыми умниками дополненный список. Вот древний, от слова до слова: Устав Св. Князя Володимира, крестившего русьскую землю, о церковных судех… А се церковнии суды: роспуст (развод), смилное (брачное) заставанье (в прелюбодеянии и блуде), пошибанье (драка)… ветьство (волшебство), зелиинчьство (отрава), потвори (колдовство), чародеяния, волхвования, урекания три: бляднею и зельи и еретичьством, зубоежа (укушение)… А ее церковные люди: Игумен, Поп, Дьякон, дети их, Попадия, и кто в Клиросе; Игуменья, Чернец, Черница, Проскурница (Просвирница), Паломник (странник: см. сей Истории т. IV, примеч(ание) 167), Лечець (лекарь)… слепец, хромець, монастыреве, болницы, гостинницы, странноприимницы: то люди церковные, богадельные… (От слов: бога деля или бога ради). Митрополит или Пискун ведает межи или суд, или обида, или котора, или вражда, или задница (спор о наследстве). Стр. 200. Фотий жил ранее, а потому устав подложен.
529. Есть другой, печатный Русской Библии перевод, по крайней мере пяти книг Моисеевых, Царств, некоторых Пророков, Апостола. Книги Моисеевы изданы в 1519 году, и в заключении их сказано: Божиею помощию, повелением и пильностью (старанием) ученого мужа в лекарских науках, доктора Франциска Скорины с Полоцка, у великом месте Празском…Апостол издан в 1527 году в Вильне, працею (трудом, польск. Ргаса) и великою пильностью доктора Франциска Скорины с Полоцка. Тут красными буквами напечатано известие, что доктор Скорина перевел и всю Библию, в дому почтивого мужа Якова Бабича, наистаршего бурмистра славного и великого места Виленского. Сии книги редки. Стр. 210.
Конец I тома.
Том II
Знаменитый варяг Якун пришел на помощь к Ярославу. Сей витязь скандинавский носил на больных глазах шитую золотом луду или повязку; едва мог видеть, но еще любил войну и битвы. Стр. 23.
«…за удар палицею и жердию 3 гривны, за всякий толчок и за рану легкую 3 гривны, а раненному гривну на леченье». (Из Русской Правды). Стр. 50.
Когда на двор княжеский — где обыкновенно судились дела — придет истец окровавленный или в синих пятнах, то ему не нужно представлять иного свидетельства; а ежели нет знаков, то представляет очевидцев драки… (Р «усская» П «равда»). Стр. 51.
…жестокая зима, голод и мор истребили большую часть сего народа. (Торков, восточн «ых» соседей Переяславской обл «асти». 1054–1060 г.). Стр. 70.
Сей народ (половцы) кочующий, единоплеменный печенегам (и вероятно киргизам)…[79] вытеснил узов (именуемых, как вероятно, торками в нашей летописи); принудил многих из них бежать к Дунаю (где они частью погибли от язвы, частью поддалися грекам)… Стр. 70–71.
Современный летописец называет Всеслава злым и кровожадным, суеверно приписывая сию жестокость какой-то волшебной повязке, носимой сим князем для закрытия природной на голове язвины. Стр. 74.
…Святослав умер (1076 27/XII г.) от разрезания какой-то затверделости или опухоли… Стр. 84.
В 1071 году явился в Киеве волхв, к «ото» рый сказывал народу, что Днепр скоро потечет вверх и все земли переместятся; что Греция будет там, где Россия, а Россия там, где Греция. Невежды верили, а благоразумные над ним смеялись, говоря ему, чтобы он сам берегся. Сей человек (пишет Нестор) действительно пропал в одну ночь без вести. Около того же времени сделался в Ростовской области голод. Два кудесника, или обманщика, жители Ярославля… ходили по Волге и в каждом селении объявляли, что бабы причиною всего зла, и скрывают в самих себе хлеб, мед и рыбу… Стр. 93.
Изяслав и его братья соблюдали неразрывную дружбу с греками и давали им войско, которое в частых внутренних неустройствах поддерживало слабых императоров на троне. Стр. 92.
(1092 г.)…голод, болезни, мор свирепствовали во многих областях, и в одном Киеве умерло от 14 ноября до 1 февраля 7000 человек (Примеч «ание» 152:…мнози человеци умираху р а з л и ч н ы м и недугы… Корсты значит гробы. Стало быть, по числу проданных гробов судили о числе смертных случаев).[80] Стр. 100.
В 1089 году Янка привезла из Константинополя митрополита скопца Иоанна, человека весьма обыкновенного, слабого здоровьем и столь бледного, что народ прозвал его мертвецом: он через год умер. (Прим «ечание» 159: Нестор: «Его же людье вси рекоша: „се навье пришел“…» Навь, или навье, означало мертвеца). Стр. 104.
См. поучение Мономаха. Стр. 161.
В 1120 году… приехал из Константинополя в Россию митрополит Никита и заступил место умершего Никифора, мужа знаменитого сведениями и красноречием: чего памятником остались два письма его к Мономаху: первое о р а з д е л е н и и ц е р к в е й, восточной и западной, второе о п о с т е, особенно любопытное, ибо оно содержит в себе не только богословские, но и философские умствования… См. Примеч «ание» 243. Стр. 168.
Город Гнойни. Стр. 259.
…все роздал (Ростислав имение дяди Вячеслава) по монастырям, церквам, темницам, богадельням… (1155 г.). Стр. 269. г. 1157–1159…
В княжение Изяслава Новгород вторично испытал бедствия мора; не успевали хоронить ни людей, ни скота; от смрада бесчисленных трупов нельзя было ходить по городу, ни в окрестностях. Летописцы не говорят о происхождении, свойствах и наружных знаках сей язвы, которая свирепствовала единственно в Новегороде. Стр. 288.
Примечания
26…В харатейных списках Нестора: «в се же лето всташа волсви в Суждали, избиваху старую чадь» — в В о с к р е с е н с к…и в других прибавлено: б а б ы — «по дьяволю наученью и бесованью, глаголаше, яко си держать г о б и н о». Под именем старой чади разумеются старые люди. Г о б и н о есть и з о б и л и е (см. Лексикон Кутеинский). Нестор называет здесь волхвами не обвиняемых в чародействе, но самих обвинителей, которые хвалились откровением свыше, уверяя, что они знают тайную причину голода, столь великого, что мужья отдавали жен своих в рабство для прокормления.
58. См. Стурлез «он». Hist. Reg. Sept. т. I, стр. 745 и след. Сей летописец рассказывает, что Ярослав хотел отдать Олафу землю В у л г а р и ю, где жили язычники (может быть, область соседственную с Казанскою Болгариею: ибо народ болгарский не зависел от России). Занимаясь единственно святостью, Олаф думал только о спасении души своей, лечил больных и делал чудеса (стр. 743 и 749); но увидев к несчастью во сне тень Олафа Триггвасона, которая подала ему надежду снова быть королем Норвежским и проч…Сын его Магнус жил в России до 1033 году.
74. Немецкие законы определяли цену особенную всякому поврежденному члену: голове, глазу, носу, ушам, зубам, бороде, усам, руке, ноге; даже всякому пальцу и составу его: см. Р е ч ь академика Струбе стр. 12; далее см. в Р у с «с к о й» П р а в д е стр. 69, 76, 77.
106. Следующие места находятся только в новейших списках Р у с с к о й П р а в д ы (и для того мы не внесли их в содержание): 1. «А кто конь купить княжь, боярын