не поехал, отговорившись тем, что принимает лекарство. Стр. 86.
(Царь) Шуйский за день до выезда из Москвы велел заключить в оковы Антония и двух докторов Давида и Криштофа. Стр. 104.
Примечание 57: Вероятно Давида Васмера и Христофора Рейтлингера, о которых[85] упоминает Бер. Стр. 229.
В Дневнике послов польских Олесницкого и Гонсевского — Nihil.[86]
Примеч. 3…Самозванец уверил поляков, что его спас доктор Семен, о чем писал и к Борису (см. Zycia Sapiehow, prz. Kognowickiego, 1791, Tom II, 82), но в Угличе такого доктора при царевиче не было: иначе бы его не оставили без допроса при следствии о смерти Димитрия, и имя его было бы упомянуто хотя мимоходом в Следственном акте, где находим все лица, окружавшие царевича, кроме одного Семена.
Finis.
Д н е в н и к С а м у и л а М а с к е в и ч а 1594–1621.
Пер. с польского. (Н. Устрялов)
Науками в Москве вовсе не занимаются; они даже запрещены. Вышеупомянутый боярин Головин рассказывал мне, что в правление известного тирана один из наших купцов, пользовавшихся правом приезжать в Россию с товарами, привез с собою в Москву кипу календарей… Русским они казались очень мудреными; сам царь не понимал в них ни слова; посему опасаясь, чтобы народ не научился такой премудрости, приказал все календари забрать во дворец, купцу заплатить, сколько потребовал, а книги сжечь… стр. 66–67.
Смерть его (брата Даниила Маскевича) я приписываю перемене воздуха: к московскому климату он привык и наслаждался цветущим здоровьем. Могло быть также, что он расстроил свое здоровье горелкою при следующем случае: находясь в полку Струсевом в Борисове в 2 милях[87] от Можайска, он строил себе шалаш: на закладку сего жилища пришло к нему несколько товарищей, и как нечем было угощать их, кроме горелки, то брат послал за нею. Сначала гости и хозяин пили по чарке, а потом по целому штофу одним духом. Уже всех сшибло с ног, кроме брата, да какого-то Недзведского, также из роты Калиновского. Этот Недзведский предложил пить вдвоем, с условием, что если один ослабеет, другой, крепчайший, будет иметь о нем попечение и приготовит ксендза с цирульником. Итак, оба они пили до того, что тот упал замертво; его вынесли и ухаживали за ним целую ночь, ежеминутно ожидая смерти: душа в нем чуть-чуть держалась. Брат же устоял на ногах и еще помня условие, послал ко мне в столицу хлопца во весь опор за цирюльником. Я немедленно отправил его: но уже поздно. Недзведский испустил дух. Брат похоронил его и остался здоров; но такая жестокая попойка не могла не повредить ему. Стр. 123.
30 декабря (князь Клецкий) под вечер по совету Пукинского обратился в Будзивишки к Вильне в намерении полечиться там тайно от болезни, которую подарили ему при дворе в Варшаве. Стр. 154.
IX
Сказания Массы и Гернмана о смутном времени в России
Изд. Арх. Комиссии. 1874.
М а с с а о начале и происхождении современных войн и смут в Московии бывшем в непродолжительный период царствования нескольких государей ее, до 1610 года.
Говорят, что один из главных вельмож, Богдан Бельский, пользовавшийся доверием царя (Иоанна IV), подал ему прописанное доктором Иоанном Эйлофом питье, бросив в него яд в то время, когда подносил царю. От этого напитка он умер. Справедливо ли это — известно одному богу… Стр. 32.
Здесь (в Хорошеве в 1 мили от Москвы) Борис часто веселился с иностранными докторами и другими лицами, роскошно угощал их и, дружески обращаясь с ними, нисколько не умалял своего достоинства. Стр. 53.
(Между приближенными Бориса) Семен Никитич Годунов был казначеем и имел в своем ведении придворных докторов и аптекарей. Стр. 68.
В то время по воле божией (в 1601 г.) по всей московской земле дороговизна и голод были так велики, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку… У людей, употреблявших такую пищу, желудки становились так же толсты, как у коров. Таких людей постигала жалкая смерть. Зимою страдали головокружениями и в беспамятстве падали на землю. На всех дорогах лежали люди, умершие от голода и их трупы были пожираемы волками, лисицами, собаками и другими животными… В Москве для вывоза трупов назначили людей, снабженных санями и телегами. Они ежедневно свозили множество трупов к ямам, вырытым за городом в поле. Туда бросали их как сор, подобно тому, как здесь в деревнях бросают с телег в ямы солому с навозом. Когда яма наполнялась, ее зарывали и рыли другую. Люди, собиравшие трупы на улицах и дорогах, иногда брали, что достоверно, и таких, у которых душа еще не разлучилась с телом, хотя они и лежали бездыханными. Таких хватали за руки или за ноги, втаскивали их на телегу, где они лежали друг на друге, как мотовила в корзине. Эти люди, находившиеся в беспамятстве, будучи брошены на телегу вместе с мертвыми, задыхались. Стр. 77.
1601. Повсюду распространялись опасные болезни и чума. Стр. 81.
Герцог (Датский Иоанн 1602) привез с собою пасторов, докторов, хирурга, палача… Стр. 89.
16 октября 1602 года герцог Иоанн внезапно заболел, что очень опечалило его свиту и царедворцев. У него сделалась горячка, все более и более усиливавшаяся. (Не заразился ли?) Царь очень испугался, послал к нему всех своих докторов, аптекарей и хирургов, приказал им сидеть при больном поочередно, днем и ночью. Стр. 90.
1604–1605. Между тем в Москву прибывало много раненых и отсюда посылали докторов, аптекарей и хирургов в войско для лечения больных и раненых. Стр. 118.
…повсюду узнали о смерти Бориса. Доктора, бывшие наверху, тотчас же узнали, что он умер от яду. Они сказали об этом одной только царице и больше[88] никому. Стр. 136.
Он (Борис) ходил с трудом по причине подагры, от к «ото» рой часто страдал. Эта болезнь обыкновенно бывает у московских бояр, которые много стоят и ходят, ибо они постоянно должны находиться при дворе и там целые дни стоять около царя, ни разу не отдыхая иногда в течение 3 или 4 дней. Стр. 137.
Всех противников Димитрия схватили. Некоторые невинные, в числе которых были доктора, аптекари и хирурги царя, также сделались жертвою грабежа, хотя им самим не причинили никакого вреда. Стр. 152.
В это время (1606) свирепствовала в Новгороде чума, от которой погибло множество людей, между коими было много попов, Стр. 237.
У Геркмана Nihil.[89]
X
Рукопись Жолкевского
(Начало и успех Московской войны в царствование е «го» в «еличества» короля Сигизмунда III-го, под начальством его милости, пана Станислава Жолкевского, воеводы Киевского, Напольного коронного гетмана). Издание Павла Муханова 1835.
Он (Борис) лишил жизни Иоанна, подкупив английского врача, который царя Иоанна лечил… Стр. 4.
(В битве 24 июля 1610 г.)…[90] лошадей эскадронных за исключением тех, коих излечили, погибло более четырех сот. Стр. 104.
…запершись вдруг в крепости в столь большом количестве они (русские) постигнуты были чрезвычайно большою смертностью; и так вскоре, по прибытии нашем под Смоленск, их тотчас стало убывать во множестве от болезни, начинавшейся в ногах и распространявшейся потом по всему телу. Столь ужасной и частой смерти москвитян, умиравших по нескольку сот ежедневно, причиною был не столько недостаток в продовольствии (которого и после, по взятии крепости — ржи, овса — нашлось в достаточном количестве), как особенно бывшая между ними какая-то язва, не вредившая нам нисколько; москвитян выходило из крепости весьма много, спускаясь различными способами и уловками со стены и выскакивая из окон: находясь между нами,[91] они были чрезвычайно бледны, но нас ничто не коснулось. Стр. 172.
В приложении: От чего умер князь Скопин-Шуйский?
XI
Каталог Межова 1869
Евецкий Орест. Перев «од» из книги Мацеевского. История первобытной христианской церкви у славян.
Казанский Петр. История правосл «авного» русск «ого» монашества.
Арх. Макарий. История христ «ианства» в России до Владимира. 1868.
Куприанов. Крестные ходы, местные праздники и проч «ее» древнего Новгорода. 1859.
Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церкви.
Христианский памятник, содержащий в себе: исчисление праздников и святых… духовные стихотворения… врачебные наставления… 1833. Изд. 3.
Путешествие игумена Даниила по святой земле в начале XII в. Изд. археол «огической» к «омиссии». 1864.
Хождения за три моря. Афанасия Никитина. (1466–1472). 1856.
Акафист Авраамею, Городецк «ому» чудотв «орцу».
Тоже Симеону Верхотурскому 1863. Александру Невскому. Григорию Вологодскому.
Быстротоков. Анафема, или торжество православия. 1863.
Ловягин. Богослужебные каноны на греч «еском», слав «янском» и русском языках.
Историческое обозрение богослужебных книг греко-рос «сийской» цер «кви». Киев. 1853.
Молебное пение во время губительного поветрия и смертоносныя немощи. 1855.
Дмитрий Ростов. Врачество духовное. 1864.
Акты, относящиеся до юридич «еского» быта древн «ей» России. Изд «ание» Арх «еологической» ком «иссии». 1864.
Н. Калачов. Исследования о Русской Правде.
Псковская судная грамота 1467 года.
Калачов. Текст Русской Правды.
Андреевский. О договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом, заключ «енном» в 1270 г.
Его же. О правах иностранцев в России до Иоанна III.
Памятники диплом «атических» сношений древней России с иностранцами).
Калачов. Артели в древней России. 1864.
Калиновский. Исторический очерк акклиматизации важнейших в сельском хозяйстве растений и животных. 1858.
Турчанинов. История сельского хозяйства в России. 1854.
А. Уваров. Исследование о древностях южной России и берегов Чер «ного» моря.
А. Вельтман. Аттила и Русь IV и V в. Свод истор «ических» и нар «одных» преданий. 1858.
Срезневский. Исследования о языческом богослужении древних славян. 1848.
Шеппинг. Мифы славян «ского» язычества. 1849.
Костомаров. Славянская мифология. 1847.
Библиотека иностранных писателей о России. 1836.
П. Петрей де Ерлезунд. История о вел «иком» княж «естве» Московском. Пер «евод» Шемякина.
В. Ключевский. Сказание иностранцев о моск «овском» государстве). 1866.
М. Т. Каченовский. Два рассуждения о кожаных деньгах и русской правде. 1849.
Древности российского государства.
Фундуклей. Обозрение Киева в отношении к древностям. 1847.
Его же. Обозрение могил, валов и городищ Киев «ской» губ «ернии» 1848.
П. Савваитова. Описание старинных царских утварей, одежд, оружия и проч. 1865.
В. Доброхотов. Памятники древности во Владимире Кляз «емском». 1849.
И. М. Снегирев. Русская старина в памятниках церковн «ого» и гражд «анского»[92] зодчества. 1851.
Герберштейн. Записки о Московии. Перевод И. Анонимова.
И. Прыжов. История кабаков в России.
В. Шульгин. О состоянии женщин в России до Петра.
А. Терещенко. Быт русск «ого» народа: народность, жилища, домоводство и проч.
Худяков. Великорусские загадки.
Его же. — ″ — сказки.
А. Афанасьев.[93] Ведун и ведьма. 1851.
А. Щапов. Истор «ические» очерки народн «ого» миросозерцания и суеверия. 1862.
П. Бессонов. Калеки перехожие.
А. Юшкевич. Литовские народные песни.
А. Афанасьев. Народные русские сказки.
Смирнов. Песни к «рестья» н Влад «имирской» и Костр «омской» губ «ерний».
Сахаров. Песни рус «ского» народа.
П. Киреевский. Песни.
Рыбников. Песни.
Шеппинг. Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках.
Снегирев. Русские в своих пословицах.
Его же. Русские простонар «одные» праздники и суеверные обряды.
Его же. Пословицы и притчи.
Макаров. Русские предания.
В. Варенцов. Сборник духовных стихов.