Отец Чехова женился на Евгении Яковлевне Морозовой, дочери купца-суконщика из Моршанска.
1857 г. Отец Чехова открыл собственную торговлю колониальным товаром.
1860 г. Январь 29 (16). Рождение Чехова в Таганроге.
1867 г. Чехов поступил в греческую церковную школу.
1869 г. Чехов поступил в 1-й класс классической гимназии.
1873 г. Чехов подал заявление директору гимназии о желании обучаться в ремесленном училище сапожно-портняжному ремеслу.
1875 г. Отъезд старших братьев в Москву.
1876 г. Отец Чехова ввиду плохих дел закрывает свою торговлю и переезжает с семьей в Москву. Чехов остается один в Таганроге.
1877–1878 гг. Чехов в последних классах гимназии. Посещения местного театра. Поездки в степные хутора. Писание пьесы «Безотцовщина» и водевиля «Не даром курица пела» (не сохранилась) и издание рукописного журнала «Заика», посылаемого старшим братьям в Москву.
1877 г. Ноябрь. Первые попытки печатать в журнале, при посредстве брата Александра П-ча, анекдоты и остроты.
1879 г. Окончил гимназию, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет университета.
1880 г. 21 (9) Напечатал первый рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича № к ученому соседу доктору Фридриху» — в журнале «Стрекоза», № 10.
1880–1884 гг. Непрерывная литературная работа — рассказы и фельетоны — в юмористических журналах («Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Москва», «Мирской толк», «Свет и тени», «Спутник», «Развлечение», «Рус. сатирический листок», позднее — «Сверчок», усиленная работа в «Осколках» под псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата, Рувер, Улисс и др.).
1882 г. Ноябрь. Начало обширной переписки с Н. Лейкиным, редактором-издателем «Осколков».
1883 г. Предпринимает издание первого сборника рассказов На досуге, не вышедшего из печати.
1884 г. Окончил медицинский факультет Университета. Начало медицинской практики.
Лето работал под Москвой в г. Воскресенске в качестве врача в Чикинской земской больнице в Звенигородской больнице.
Декабрь. Первое заболевание (не туберкулезное кровохарканье).
Выход первого сборника рассказов «Сказки Мельпомены» и появление первых критических отзывов о Чехове.
1884–1885 гг. Занят собиранием материалов к труду «Врачебное дело» в России, не доведенному им до конца.
1885 г. Лето в усадьбе Киселевых. Бабкино, под Москвой около г. Воскресенска.
Май. Начал печатать рассказы в «Петербургской газете».
Сентябрь. Цензурой запрещена к постановке пьеса «На большой дороге».
1886 г. Апрель. Появляется сильное кровохарканье туберкулезного характера.
Лето. — Бабкино.
Январь. Выход сборника «Пестрые рассказы».
Февраль. Начало знакомства и переписки с А. Сувориным, издателем газеты «Новое время». Появление в этой газете первых рассказов Чехова («Панихида», «Ведьма» и др.) за полной его подписью.
Март. Письмо Д. Григоровича к Чехову, приветствовавшего его, как «настоящего таланта».
1887 г. Апрель. — Поездка на юг в Таганрог, в святые горы.
Лето. Бабкино.
Октябрь. Начало знакомства и переписки с В. Короленко.
Август. Выход сборника «В сумерки».
Сентябрь. Выход сборника «Невинные речи».
Октябрь. Писание и постановка 2 декабря (19 ноября), первой большой пьесы «Иванов» в театре Корша в Москве. Пьеса успеха не имела.
1888 г. Январь. Начало переписки с А. Плещеевым.
Лето в имении Линтваревых, Лука, Сумского уезда Харьковской губ. Поездка в Феодосию к А. Суворину, затем на Кавказ и в Закавказье.
Март. Начало работы в «толстом» журнале: «Степь» напечатана в «Северном вестнике». «Огни и Именины» там же. «Припадок», посвященный памяти В. Гаршина, помещенный в сборнике его памяти. Выход сборника «Рассказы».
Октябрь — декабрь. Ряд анонимных статей на общественные темы в «Новом времени».
Сентябрь. Писание и (следующие месяцы) первые постановки водевиля «Медведь».
Декабрь. Присуждение Академией Наук Пушкинской премии.
1889 г. Лето. Лука. Смерть брата Николая. Поездки в Крым, в Одессу.
12 февраля (31 января). Постановка пьесы «Иванов» в новой редакции на казенной сцене — в Александрийском театре в Петербурге. Пьеса имела шумный успех. — «Скучная история». Писание и постановка
8 января (27 декабря) в частном театре Абрамовой пьесы «Леший»; провал пьесы.
1890 г. Подготовка к поездке на остров Сахалин. Поездка (апрель) на Сахалин по маршруту: Ярославль, Казань Пермь, Тюмень и далее на лошадях до Тихого океана. 23 (11) июля прибыл на Сахалин. В течение трех месяцев обследовал остров, работал по переписи всего населения: 25 (13) октября выехал с острова пароходом и через Индию (был на Цейлоне) и Суэцкий канал вернулся в Одессу. 27 (9) декабря в Москве.
1891 г. Март — апрель. Поездка в Южную Европу: Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Ницца, Париж. Лето в усадьбе Богимово Калужской губ.
Выход 2-го изд. сб. «Пестрые рассказы», сильно исправленного.
1892 г. Январь. Участие в борьбе с голодом: сбор пожертвований, участие в «Сборниках» в пользу голодающих, скупка лошадей для бесплатной раздачи их безлошадным крестьянам голодных губерний, поездка с этой целью в Нижегородскую губ.
Февраль. Покупка под Москвой усадьбы Мелихово, Серпуховского уезда и переезд туда на жительство. Борьба с холерой, заведывание холерным участком.
«Палата № 6».
1893. Январь. Ряд анонимных статей в «Новом времени» на общественные темы и ряд театральных рецензий.
Февраль — март. Начал печататься в «Русской мысли»; первая повесть в журнале — «Рассказ неизвестного человека».
Октябрь. Начало печатания в журнале «Остров Сахалин».
Декабрь. Начал печататься в газете «Русские Ведомости».
1894 г. Ухудшение здоровья.
Осенью в южной Европе: Вена, Аббария, Милан, Генуя Ницца.
«Черный монах». Выход сборника «Повести и рассказы».
1894–1897 гг. Деятельность для крестьян Серпуховского уезда: проведение шоссе, постройка трех школ, колокольни. Забота о пополнении Таганрогской библиотеки.
1895 г. Август. Первая поездка в Ясную Поляну к Л. Н. Толстому. «Три года». Работа над «Чайкой».
Июнь. Выход «Острова Сахалина» отдельным изданием.
1896 г. Февраль. Чехов у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.
Осенью. Поездка на Кавказ и в Крым.
29 (17) октября. Постановка «Чайки» в Александрийском театре в Петербурге; провал пьесы. «Дом с мезонином». — «Моя жизнь».
1897 г. Работа по народной переписи: заведывание переписным участком.
Март. Продолжающееся ухудшение здоровья. Официально констатирован туберкулез. Посещение Чехова Л. Н. Толстым в клинике Остроухова в Москве.
Осень — зима по май 1898 г. Поездки в Париж, Биарриц, Бойону, Ниццу.
«Мужики». Выход сборника пьес; среди них впервые напечатан «Дядя Ваня».
1898 г. Следит по стенограммам за делом Дрейфуса и Золя. Резко отрицательное отношение по этому поводу к «Новому времени» и охлаждение к его издателю А. Суворину.
Сентябрь. Вынужденное, в силу продолжающегося ухудшения здоровья, переселение на жительство в Ялту. Покупка участка и постройка дачи под Ялтой в Аутке.
Ноябрь. Начало переписки с М. Горьким.
29 (17) декабря. Первая постановка «Чайки» в Московском художественном театре, имевшая исключительный успех.
«Человек в футляре». «Случай из практики».
1899 г. Апрель. Взаимные посещения Л. Толстого и Чехова в Москве. Запродажа полного собрания сочинений издателю А. Ф. Марксу.
15–17 июля приезд Чехова в Таганрог.
1899 г. 8 ноября (26 октября). Первая постановка «Дяди Вани» в Московском художественном театре.
1899–1901 гг. Подбор своих сочинений, разбросанных в разных изданиях, работа по тщательному редактированию этих произведений и издание 10-томного собрания сочинений (11-й том — посмертный).
1900 г. Январь. Избрание в почетные члены Академии наук.
Апрель. Сильное ухудшение здоровья.
Осень. Поездка в Европу: Вена, Ницца, Пиза, Рим.
«В овраге». Писание «Трех сестер».
1901 г. 13 февраля (31 января). Первая постановка «Трех сестер» в Московской художественном театре.
Май. Женитьба на О. Л. Книппер, артистке Московского художественного театра. Ухудшение здоровья продолжается. Поездка на кумыс в Уфимскую губернию.
Осень. Часто навещает Л. Толстого в Гаспре, близ Ялты. Чехова посещают писатели, живущие в Крыму: М. Горький, А. Куприн, И, Бунин, С. Елпатьевский и др.
1902 г. Сильное ухудшение здоровья продолжается.
Июль и август в подмосковном имении К. Станиславского — Любимовке.
Август. Отказ от звания академика в ответ на исключение из состава академиков М. Горького.
1903 г. Поездка из Ялты в Петербург, Москву.
Осень — начало редакторства литературным отделом ж. «Русская мысль».
Работа над «Вишневым салом». — Осенью в Москве наблюдает над постановкой пьесы в Художественном театре.
Декабрь. «Невеста». — Сочинения Чехова выходят приложением к массовому журналу «Нива».
1904 г. 30 (17) января. Первый спектакль «Вишневого сада» в присутствии автора. Чествование Чехова в театре по случаю 25-летия его литературной деятельности. Положение со здоровьем катастрофическое.
16 (3) июня. Выехал на лечение в курорт Баденвейлер в Шварцвальде (Германия) — 15 (2) июля.
Скончался. — 22 (9) июля. Погребен в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря.
ВЛ. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО[3] «ЧЕРЕЗ 30 ЛЕТ»
Близость между Художественным театром и Чеховым была чрезвычайно глубока. Родственные художественные идеи и влияние Чехова на театр были так сильны, что кажутся несоизмеримыми с тем коротким сроком, который они продолжались. Ведь это было всего на протяжении пяти с небольшим лет. В первый год существования театра Чехов его не знал со всем, и в театре только очень немногие знали Чехова лично, даже после блестящего успеха «Чайки», — истинной создательницы Художественного театра. Многие в театре, начиная с Константина Сергеевича, даже, поняли и полюбили Чехова только после того, как приобщили свое творчество к его творчеству. А потом, через пять лет, он уже умер. И за этот короткий срок произошла такая художественная сплоченность, что в театре едва ли проходила какая-нибудь серьезная репетиция, во время которой на том или на другом примере не было бы произнесено имя Чехова.
Какие задачи ставил театру Чехов-драматург?
Освободиться от заскорузлых наслоении сценической рутины и литературных клише старого театра.
Вернуть сцене живую психологию и простую речь.
Рассматривать жизнь не только через ее вздымающиеся вершины и падающие бездны, но и через окружающую нас обыденщину.
Отыскивать театральность драматических произведений не в пресловутой сценичности, отдавшей театр на много лет во власть особого рода мастеров и оттолкнувшей от нее живые литературные таланты, а в скрытом внутреннем психологическом движении.
Искусство Чехова — искусство, художественной свободы и художественной правды. Искусство художника, который любил жизнь тем более, чем менее имел на нее права вследствие своей болезни. Любил ту простую жизнь, какая дана всякому человеку. Любил березу и солнечный луч чистого утра, любил извилистую степную речку, которую «камыш украшает, как брови красивые глаза девушки». Любил мягкий посвист перепела и тоскливый крик совы. Беззаботный смех, молодость, наивную веру, женскую любовь, литературных друзей, даже обывателей, над которыми смеялся. Любил русский язык, его славянский лиризм, его меткие сравнения, неожиданную образность. И более всего любил «тешить свой ум мечтами».
Он был искренен и говорил и писал только так, как чувствовал.
Он был глубоко добросовестен и говорил и писал только о том, что знал крепко.
Он любил быт, как только может любить его художник-колорист. И глядел он на него простыми, умными глазами.
И вдруг отчего произошла эта тоска? Эта знаменитая «чеховская тоска», которая так ошеломила читателя красотою субъективной правды? Точно вскрыл он внезапно то, что носил тогда в душе каждый русский интеллигент. Вскрыл и стал так близок душе читателя.
Откуда она подкралась? От недуга ли, подтачивавшего его жизнерадостность, или от мечтаний о лучшей жизни?
Тем, что в душе Чехова было самым глубоким и серьезным, он не делился даже с близкими. Как человек большого содержания и скромный, он любил одинокость чувства