Скачать:TXTPDF
Что делать? (Черновая редакция романа, варианты, наброски)

и теперь хорошо. Теперь — то есть когда вы читаете мой рассказ о Верочке, написанный с ее согласия, — а мы переживали и тяжелые минуты, — ну да они миновались навсегда. {Далее было: Видите, я поступаю [с вами] честно с вами, читатель [вперед]: не заманиваю вас секретами неизвестности будущего: говорю, что будет и как будет [будет, говорю вам]; у меня от вас нет секретов;}

Да, так неизвестно, к чему {чем} бы пришло дело, если бы не явился новый случай, который дал ему крутой поворот. Случай состоял в том, что Верочка встретилась с человеком, {порядочн человеком} который в самом деле полюбил ее, и она его также, и что не захотели они расстаться. {Далее было: Видите [читатель], я поступаю с вами честно, — не заманиваю вас секретами неизвестности; — все вперед говорю, что было и как было. Вы меня простите, что я на первый случай и схитрил с вами и бранил вас, — мы были люди, друг другу не Знакомые. А теперь [я уже думаю, что] между нами уже установилась приязнь [и я не стану лукавить с вами, так] и у меня нет тайн от вас. [Да, я сейчас заметил]}

Дмитрий Сергеевич Лопухов {В рукописи: Андрей Вместо: Андрей Сергеевич Лопухов — было начато: а. Нов б. Чело} был студент Медицинской академии, живший уроками. Надобно стало готовить в гимназию маленького брата Верочки, {Против текста: Андрей Сергеевич ~ брата Верочки, — на полях заметка: Федя, брат Верочки.} Павел Константинович стал спрашивать у сослуживцев хорошего и дешевого учителя, {Далее начато: ему реком} один из сослуживцев рекомендовал ему Лопухова.

Раз пять или шесть он уже был на своем новом уроке, прежде чем он и Верочка увидели друг друга, {Далее начато: он все уходил} — он сидел с Федею в одном конце квартиры, она в {Начато: в своей} другом конце, в своей комнате, {Далее было: а. да однажды и — б. но потом он пере в. однажды он ска} — но дело подходило к экзаменам в Академии, он сказал однажды, что теперь будет приходить уже не по утрам, — по утрам ему нужно заниматься, — а вечером, и когда пришел в следующий раз, застал все семейство за чаем. {Далее было: Приличие требует, Марья Алексеевна исполнила приличие, она предложила [госп] учителю чаю; учитель сказал, что он посидит с ними, пока Федя напьется, [но сам пить не будет. Это очень понравилось Марье Алексеевне: «Хороший молодой человек!»] Далее начато: А там вот она, невеста.}

На диване сидели лица знакомые: {Далее было: хозяин, хозяйка [подле], после хоз} отец, мать ученика; подле матери, на стуле, ученик; а несколько поодаль лицо незнакомое — высокая, стройная девушка, {Далее начато: а. с черными большими б. с черными волосами} довольно смуглая, с черными волосами — «густые, хорошие волосы», — с черными глазами — «глаза хорошие, даже очень хорошие, в них много жизни», — с южным типом лица — «как будто из Малороссии, пожалуй даже скорее кавказский тип, — ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не по-южному, — здоровье {ну, здоровье} хорошее, мы, медики, поубавились бы в числе, если бы {если бы у нас} такой был народ, — да, румянец здоровый {Далее было: стетоскоп}, эта не познакомится с стетоскопом, — широкая грудь, {Далее было: и мускулы ничего} — когда войдет в свет, точно, будет производить эффект. {Далее было: а впрочем, не [любопыт] желаю [вам] тебе} А впрочем, не интересуюсь».

И она посмотрела на вошедшего {Далее было: гостя, среднего роста} студента, — студент был уже не юноша, человек среднего роста, или несколько повыше среднего, с темно-каштановыми волосами, {Далее начато: тоже с} несколько смугловатый, но так, слегка только; черты лица правильные, даже красивые, держит себя смело и гордо, смотрит человеком, видавшим жизнь и давно уже привыкшим надеяться на себя. «Недурен, и, должно быть, добр, только слишком серьезен». {Далее было: точно}

Она не прибавила в мыслях «а впрочем, не интересуюсь», потому что и вопроса об этом не было, станет ли она им интересоваться: {Далее было: с какой стати} разве Федя не наговорил ей столько, что уже скучно стало и слушать? — «Он, сестрица, добрый, только никогда не улыбается. Я, сестрица, расхохочусь, а он смотрит, {Далее начато: а я ему} не бранится, только смотрит, и не на меня, сестрица, на стол смотрит или в окно. А я ему, сестрица, сказал, что вы у нас красавица, а он, сестрица, сказал: «ну, так что же?» — а я, сестрица, сказал: «да ведь красавиц все любят», а сказал: «все глупые любят», — а я, сестрица, сказал: «а вы не такой, который их любит?», — а он сказал: «хлопот с ними много, мне некогда», — я ему сказал: «так вы с Верочкой не хотите познакомиться?», а он, сестрица, сказал: {Далее начато: а. «пожалуй, позн» б. «некогда мне»} «у меня и без знакомых много»». Это {Далее было: а. расска б. успе} все наболтал Федя после первого же урока, и потом все болтал в том же роде, с разными такими же пополнениями: — «а я ему, сестрица, и нынче сказал, что на вас все смотрят, как вы где бываете. А он, сестрица, сказал: «ну, и прекрасно». А я ему сказал: «а вот вы бы на нее посмотрели», а он, сестрица, сказал: «еще увижу»». Или, {Потом} потом: «а я ему, сестрица, сказал, какие у вас ручки маленькие, а он сказал: «вам болтать хочется, так разве не об чем другом, полюбопытнее?»».

И учитель узнал от Феди все, что требовалось узнать о сестрице; {Далее начато: а. чтобы отбить, и ту небольш б. и что у сестрицы бога} останавливая он Федю от болтовни о семейных делах, да как вы остановите девятилетнего ребенка {маль} от болтовни, если не запугаете его так, чтобы он дрожал перед вами? Учитель на пятом слове повертывал речь ученика на что-нибудь другое; но ведь дети начинают всегда, как Цицерон свою речь против Катилины, — без приступа, с самой сущности дела, — и вперемежку с другими объяснениями всяких других семейных дел учитель слышал такие начала речей: {цицероновских речей. Далее начато: а. погибших исто б. — А Михаил Иванович глупый, — нам маменька говорит} «А у сестрицы жених-то богатый. {богатый жених} — А маменька говорит, жених-то глупый. — А маменька уж как за женихом-то ухаживает. — А маменька говорит: «сестрица-то ловко богатого {такого} жениха поймала». — А маменька говорит: «я хитра, а Верочка-то хитрее меня». — А маменька говорит: «мы женихову-то мать из дому-то выгоним»». И так дальше, и так дальше.

Натурально, {Конечно} что при таких сведениях друг о друге молодые люди имели мало охоты знакомиться. Впрочем, Верочка — так, — мы ее знаем, она точно не должна была иметь охоты, — она не стояла на той степени развития, чтобы {а. когда б. чтобы «побеждать} стараться «побеждать дикарей», «сделать этого медведя ручным» или «захочу, так заставлю влюбиться», — да и не до того ей было — она рада, рада была, что оставили ее в покое, хоть сравнительно с прежним, — она была разбитый, {точно разбитый} измученный человек, которому как-то вдруг случилось прилечь так, сломанная рука затихла, и боль в боку не слышна стала, и дышать можно, и который боится пошевельнуться, чтобы не возобновилась прежняя боль во всех суставах. Куда уж пускаться в новые знакомства, да еще с молодыми людьми?

Ну, Верочка так; а его {ну, а его} мы еще не знаем, — дикарь он, судя по словам Феди, и голова его набита книгами, да, вероятно, анатомическими препаратами, составляющими самую милую приятность, самое любимое развлечение, самую сладостнейшую пищу души для хорошего медицинского студента. Или {Вероятно} Федя наврал на него?

Едва ли, — ведь все, что он пересказывал из рассуждений Марьи Алексеевны, было верно. {Против фразы: Едва ли ~ было верно. — дата: 22 декабр} Одно только может быть, — Верочка составила себе по словам Феди не совсем точное {Вместо: не совсем точное — было: а. неправ б. неверное} понятие об учителе, как и он по словам того же Феди составил не слишком верное понятие о ней.

Лопухов по денежной своей обстановке принадлежал к тому меньшинству медицинских студентов, которое не голодает и не холодает. {Вместо: Лопухов ~ не холодает. — было: Как и чем живет большинство медицинских студентов, это богу известно, а людям непостижимо. [Из всего учащегося] Бедность изумительная. Но Лопухов} Как {Как же} и чем живет большинство, это богу известно, а людям непостижимо: бедность изумительная. Но не о большинстве теперь речь, — этот рассказ не унижается до того, {до описания} чтобы заниматься людьми, которые терпят недостаток в съестном продовольствии. Потому он упомянет лишь в двух-трех словах о времени, когда Лопухов жил в таком неприличном состоянии. {Далее было: и поспешит перейти к периоду [более его жизни] более соответствующему}

Лопухов, {Он был} рязанского мещанина, кое-как существовал в гимназии; {Вместо: кое-как ~ в гимназии; — было: а. Начато: попавшего б. кончил в гимназии, жил хорошо} отец, по мещанскому сословию, жил достаточно, то есть его семейство имело {Вместо: его семейство имело — было: имел} щи с мясом не по одним воскресеньям и даже пило чай каждый день. Но для содержания сына в Петербурге такие ресурсы недостаточны, — впрочем, в первые три {два} года Лопухов получал из дому рублей по 30 или 35 в год, еще столько же он доставал перепискою бумаг по вольному найму в одном из кварталов Выборгской части — ну и жил, как живет большинство студентов, эти три года. Но {Но на третьем} когда он перешел, {Так в рукописи.} он оправился: помощник квартального надзирателя предложил ему уроки, потом нашлись еще кое-какие уроки, и дело пошло хорошо. Он уже два года жил на одной квартире, то есть в одной комнате, с другим таким же счастливцем из своих товарищей, прошедшим такую же школу. Они {Оба они} были величайшие друзья. Оба рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью, оба не имели никакой опоры и поддержки ни в ком, кроме самих себя; {Далее было: оба рано привыкли держать себя независимо} в характерах у них было много сходства, так что разница замечалась только при сравнении, а врознь они оба казались бы людьми одного и того же типа.

Скачать:TXTPDF

и теперь хорошо. Теперь - то есть когда вы читаете мой рассказ о Верочке, написанный с ее согласия, - а мы переживали и тяжелые минуты, - ну да они миновались