года, — Ре<9.), — писал А. Н. Пыпин в своей «Записке о деле Н. Г. Чернышевского» 18 февраля 1881 г., — происшедший, как после образумившись утвердительно говорили, от мошеннического поджога лавочника, дикая молва громко приписывала нигилистам, а Чернышевского провозглашала их главой» (см. «Красный архив», 1927, том XXII, стр. 219). Осведомленный во всех этих слухах и мнениях, носившихся по Петербургу, Л. Ф. Пантелеев в своих воспоминаниях без всяких колебаний связывает посещение Достоевским Чернышевского с пожарами 1862 года: «До какой степени, однако, в обществе существовало убеждение в причастности Чернышевского даже к крайним революционным проявлениям, всего лучше свидетельствует визит, который ему сделал Ф. М. Достоевский после апраксинского пожара, Ф. М. убеждал Чернышевского употребить все свое влияние, чтобы остановить революционный поток» (см. «Из воспоминаний прошлого», изд. «Academia», 1934 г., стр., 267). Связь между посещением Чернышевского Достоевским и пожарами подтверждается и В. Н. Шагановым. В своих воспоминаниях последний говорит: «Другой анекдот ^рассказал сам Чернышевский. В мае 1862 года в самое время петербургских пожаров рано поутру врывается в квартиру Чернышевского Ф. Достоевский и прямо обращается к нему с следующими словами: «Николай Гаврилович, ради самого господа, прикажите остановить пожары!» Большого труда тогда стоило, говорил Чернышевский, что-нибудь объяснить Ф. Достоевскому. Он ничему верить не хотел и, кажется, с этим неверием, с отчаянием в душе убежал обратно» (см. «Н. Г. Чернышевский на каторге и в ссылке», восп. В. Н. Ша-ганова. СГІ13., 1907, стр. 8). Достоевскому не удалось в то время выступить в печати по поводу пожаров, но тем не менее имеются основания предполагать, что Достоевский, до известной степени, склонялся к мнению о причастности революционеров к поджогам и о связи между поджогами и «Молодой Россией».
Не выступая публично против революционной группы журналистов, Достоевский в частной беседе с Чернышевским сделал попытку протестовать против творимых якобы nö заданиям вождя этой группы пожаров. Достоевский был сдержан в беседе с Чернышевским; однако его свидетельство о себе и его поведение отнюдь не лишают историка права и возможности усомниться к заверениях Достоевского относительно доброжелательных отношений его к Чернышевскому в 1862 году.
Расхождение Достоевского с Чернышевским обозначилось раньше 1 862 года. Первое печатное заявление Достоевского о несогласии с Чернышевским относится к 1861 году. Отвечая на полемику «Русского вестника» по вопросу об эмансипации женщин, Достоевский отклоняет обвинения Каткова в солидарности с «Современником» и довольно прозрачно намекает на несходство в коренных вопросах еввего мировоззрения с мировоззрением Чернышевского, незадолго до того в своей статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860 г., № 4–5) познакомившего русское общество с основами материалистической философии: «Уверяю вас, — обращается Достоевский к редактору «Русского вестника», — что я, пишущий эти строки, отнюдь не думаю и не верю, что я вышел из реторты. Я не могу этому верить» (см. его статью «Ответ «Русскому вестнику» в журнале «Время», 1861 г., № 5; Собр. соч., изд. «Просвещение», т. XXIII, стр. 60). В этих словах прямой выпад против материалистического монизма, провозглашенного Чернышевским. Продолжая полемику с «Русским вестником», Достоевский в статье «По поводу элегической заметки «Русского времени», напечатанной в журнале «Время», 1861 г., № 10, еще более откровенно говорит о размежевании с Чернышевским: «А знаете, — обращается Достоевский к Каткову, — что мы скажем в заключение? Ведь это вас г. Чернышевский разобидел недавно своими «полемическими красотами» (статьи Чернышевского под таким названием появились в «Современнике», 1861 г., № 6. «Коллекция первая. Красоты, собранные из «Русского вестника», № 7. «Коллекция вторая. Красоты, собранные из «Отечественных записок». — Ре<9.), вот вы и испустили свой элегический плач. Мы, по крайней мере, уверены в этом. Он даже нс удостоил заговорить с вами языком приличным. Такая обида! Нам можно говорить о г. Чернышевском, не боясь, что нас примут за его сеидов и отъявленных партизанов. Мы так часто уже задевали нашего капризного публициста, так часто не соглашались с ним» (Соч., т. XXIII, стр. 120). Достоевский, насколько нам известно, кроме указанного случая, ранее не полемизировал лично с Чернышевским, но он к этому времени провел большую дискуссию с Добролюбовым по вопросам искусства («Введение», «Г — бов и вопрос об искусстве») и, выступая против утилитаристов и обличительной литературы, через голову Добролюбова «задевал» Чернышевского. Таким образом, еще в 1861 г. ДостоеЬский вполне ясно отмежевался от Чернышевского. Несмотря на все расхождения между воспоминаниями Чернышевского и Достоевского, есть все основания верить тому, как Чернышевский освещает эпизод посещения его Достоевским. Воспоминания Чернышевского ценны и тем, что раскрывают неточность показаний Достоевского и позволяют пересмотреть вопрос о «дружеском расположении» автора «Бесов» к революционному демократу. Подтверждая факт встреч с Достоевским, Чернышевский дает клиническую картину состояния Достоевского. Этот диагноз, оказывается, определил и характер отношения Чернышевского к взволнованному событиями автору «Записок из подполья». Чернышевский отнесся к нему бережно и внимательно, как подобает здоровому человеку, вернее — психиатру, невропатологу, вообще врачу к пациенту. Достоевский же, не зная подлинной причины внимательного отношения Чернышевского к нему, приписал все это дружескому расположению, на которое-де и он отвечал тем же.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Настоящий именной указатель преследует две цели: во-первых, дать краткие биографические сведения о лицах, упомянутых Чернышевским, в целях облегчения понимания читателями публикуемых текстов, и, во-вторых, помочь читателям находить относительно лиц, интересующих их, упоминания, встречающиеся в сочинениях Чернышевского.
Исходя из этих задач, поставленных при составлении указателя, в него не включены многочисленные упоминания о случайных лицах, встретившихся почему-либо Чернышевскому на его жизненном пути, например, о владельцах магазинов, домовладельцах, случайных дорожных спутниках и т. д., если только из самого текста Чернышевского ясно, кем были эти лица, и если составители указателя не имели возможности сообщить относительно этих лиц никаких дополнительных сведений по сравнению с имеющимися в тексте.
К сожалению, далеко не все фамилии, упоминаемые Чернышевским, составителям удалось расшифровать. Некоторых лиц Чернышевский называет только по имени и отчеству; если установить их фамилии не удалось, то эти лица включались в указатель под теми буквами, с которых начинаются их имена.
А б а з а — кто-то из семейства Аггея Васильевича Абазы (1782–1852) — члена комитета по постройке Николаевской железной дороги. — 95.
А б у т і) к о в а — из семьи саратовских дворян. — 427.
Авдотья Яковлевна Богданова, вдова офицера, богаделка. — 640,
641.
Агезилай — спартанский царь IV в. до н. э. — 688.
А г и с (Агиз) — имя нескольких царей древней Спарты. — 669.
Адам Бр еме некий — каноник и миссионер XI в. (умер в 1076’г.). Его сочинения содержат ценные сведения по истории северных и северно-славянских народов и по географии скандинавских и балканских стран. — 165.
Адамович — знакомый В. П. Лободовского. — 84.
Адлер — знакомый В. П. Лободовского. — 102–104.
Ад/ерберг Александр Владимирович (1819–1888) — генерал-адъютант; с 1870 г. министр двора. — 753.
Акимов Василий Акимович — дальний родственник Чернышевских, саратовский брандмейстер. — 448–451, 455, 456, 459–474, 505, 515, 529, 539, 554, 558.
Акимов Павел Васильевич — сын В. А. Акимова. — 450, 451, 469, 515, 516, 554.
Акимова Елена Васильевна — дочь В. А. Акимова—470, 515–518, 557.
Акимова Елизавета Васильевна — см. Бусловская Е. В.
Акимова Мария Евдокимовна — жена В. А. Акимова, двоюродная сестра матери Н. Г. Чернышевского. — 410, 411, 424.
Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) — писатель-славянофил. — 758.
Александр Федорович — см. Раев А. Ф.
Александра Гри го р ь е в н а — см. Клиентова А. Г.
Александр Македонский (356–323 до н. э.). — 688. Александра Егоровна — сестра Лободовской Н. Е. — 54, 118, 120, 257, 321, 322.
Александра Ивановна — см. Введенская А. И.
Алексей Давыдович — см. Панчулидзев А. Д.
Алексей Иванович — инспектор студентов Петербургского университета. — 159, 238, 351–355, 363.
Алле з — учитель французского языка, на квартире которого в 1846 г. жил Чернышевский. — 311.
Алексей Тимофеевич — см. Петровский А. Т.
Алпатова — знакомая Чернышевского по Саратову. — 546.
А л ь б е р (Александр Мартен) (1815–1895) — рабочий, участник революции 1830 г., лионского восстания 1834 г., один из вождей тайных революционных обществ, в 1848 г. член временного правительства и вице-президент Люксембургской комиссии. По обвинению в соучастии в демонстрации 15 мая 1848 г. приговорен, к 20 годам тюрьмы. В 1859 г. был освобожден по амнистии. — 241.
Альбинская — из семьи саратовского полицмейстера Альбинского. —
Альбокринский Михаил Васильевич — знакомый Чернышевского по Саратову. — 384.
Амвросий (340–397) — епископ Миланский. — 272.
Андреев — саратовец, умерший в 1846 г., знакомый Чернышевского. —
Андреевский — священник. — 264.
Анжелика Алексеевна — см. Кобылина А. А.
Анна — прислуга у Терсинских. — 83, 91, 152, 293.
Андреев Николай Ефимович — знакомый Чернышевского в Симбирске.- 402–404.
Андрей Иванович — см. Райковский А. И.
Анна Дмитриевна — см. Колумбова А. Д. (На стр. 298–299 имеется в виду Ступина А. Д.)
Анна Ивановна — см. Цибулевская А. И.
Анна Кирилловна — см. Васильева А. К.
Анна Никаноровна — см. Пасхалова А. Н.
Анненков Павел Васильевич (1813–1887) — западник 40-х годов, литературный критик и мемуарист. — 734.
Антон — лакей у Терсинских. — 159, 160.
Антон Г ригорьевич (Антонушка) — см. Пустовойтов А. Г.
Антоний (1816–1879) — ректор киевской духовной семинарии в 1845–1848 гг. — 89.
Антонович — знакомый М. С. Куторги. — 174.
Антоновский — знакомый В. П. Лободовского. — 44, 84, 240, 262–264.
Анфантен Бартелеми Проспер (1796–1864) — французский социалист-утопист, ученик и последователь Сен-Симона; один из виднейших теоретиков сен-симонизма. — 375.
Анюта — см. Васильева А. С.
Арапетов Иван Павлович (1811–1887) — чиновник министерства императорского двора, был близок к кружку литераторов, группировавшихся в 50-х гг. вокруг „Современника“. — 732.
Аристотель (384–322 до н. э.) — древнегреческий философ. — 234, 394, 400.
Аркадий — император византийский (377–408), сын Феодосия I. Царствовал с 395 по 408 г. Первый император восточной империи. — 272.
Арну Плесси (родилась в 1819 г.) — известная французская артистка. С середины 40-х годов до 1855 г. жила в России, выступала на французской сцене Михайловского театра в Петербурге. — 404.
Артаксеркс — имя трех царей Персии (V–IV вв. до н. э.). — 688.
Архаров Матвей Иванович (ум. в 1851 г.) — чиновник, родственник-Чернышевского по матери. — 405, 557, 613–634.
Архарова Александра Павловна — жена М. И. Архарова. — 6І6—625, 629, 630, 632.
Аскоченский Виктор Ипатьевич (1813–1879) — журналист и писатель реакционного направления; редактор обскурантского журнала „Домашняя беседа“. Автор „Краткого начертания истории русской литературы“ (1846). —
Ауэрбах Вертольд (1812–1882) — немецкий беллетрист, автор рассказов из жизни шварцвальдских крестьян и ряда романов. — 731, 732.
Афанасия Яковлевна — знакомая Чернышевского по Саратову. — 427,