Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 15 т. Том III

Достойных граждан: знаешь ты Их участь— преклони колени! Лентяй! смешны твои мечты И легкомысленные пени;

В твоем сравненьи смыслу нет.

Вот слово правды беспристрастной: Блажен болтающий поэт И жалок гражданин безгласной.

П о в т

Немудрено того добить,

Кого уж добивать не надо.

Ты прав: поэту легче жить

В правдивом слове есть отрада.

Но был ли я причастен ей?

Ах, в годы юности моей Печальной, бескорыстной, трудной, 620

Короче: очень безрассудной —

Куда ретив был мой Пегас!

Не розы — я вплетал крапиву В его размашистую гриву И гордо покидал Парнас; без отвращенья, без боязни Я шел в тюрьму и к месту казни;

В суды, в больницы я входил.

Не повторю, что там я видел…

Клянусь, я честно ненавидел, Клянусь, я искренно любил!

И что ж?.. мои послышав звуки,

Что было делать? Безрассудно Винить людей, винить судьбу…

Когда б я видел хоть борьбу. Бороться стал бы, как ни трудно,

Но… впрочем, главная беда:

Я молод, молод был тогда!

Лукаво жизнь вперед манила,

Как моря вольные струи,

И ласково любовь сулила Мне блага лучшие свои —

Душа пугливо отступила…

Но сколько б ни было причин,

Я горькой правды не скрываю И робко голову склоняю При слове: честный гражданин.

Тот роковой, напрасный пламень Доныне сожигает грудь,

И рад я, если кто-нибудь В меня с презреньем бросит камень. Бедняк! и из чего попрал Ты долг священный человека?

Какую подать с жизни взял,

Ты — сын больной больного века?.. Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья У двери гроба я стою…

Ах! песнею моей прощальной Та песня первая была!

Склонила Муза лик печальной И, тихо зарыдав, ушла.

С тех пор не часты были встречи: Украдкой, бледная, придет И шепчет пламенные речи И песни гордые поет.

Зовет то в города, то в степи, Заветным умыслом полна;

Н о……………………………………….

И мигом скроется о-на.

Не вовсе я ее чуждался,

Но как боялся! как боялся1 Когда мой ближний утопал В волнах существенного горя — 621

То гром небес, то ярость моря Я добродушно воспевал.

Вйчуя маленьких воришек Для удовольствия больших, Дивил я дерзостью мальчишек И похвалой гордился их.

Под игогм лет душа погнулась, Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась, Презренья горького полна. Теперь напрасно к ней взываю — Увы1 сокрылась навсегда,

Как свет, я’ сам ее не знаю

И не узнаю — никогда.

О, Муза1 гостьею случайной Являлась ты душе моей,

Иль песен дар необычайной Судьба предназначала ей?

Увы!кто знает?рок суровый Все скрыл в глубокой темноте.

Но шел один венок терновый К твоей угрюмой красоте,..

ЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ

I

У бурмистра Власа бабушка Ненила Починить избенку леса попросила; Отвечал: нёт лесу, и не жди — не будет! «Вот приедет баринбарин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка,

И велит дать лесу» — думает старушка.

II

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,

У крестьян землицы косячек изрядный Оттягал, отрезал плутовским мане ром — «Вот приедет барин: будет землемерам!» Думают крестьяне: «скажет барин слово— ] И землицу нашу отдадут нам снова

III

Полюбил Наташу хлебопашец вольный;

Да перечит девке немец сердобольный, Главный управитель. «Погодим, Игната,

Вот приедет барин!» говорит Наташа. Малые, большие. — дело чуть за спором —

«Вот приедет барин!» повторяют хором

IV

Умерла Ненила; на чужой землице

V соседа-плута — урожай сторицей;

Прежние парнишки ходят бородаты,

622

Хлебопашец вольный угодил в солдаты,

И сама Наташа свадьбой уж не бредит…

Барина все нетубарин все не едет!..

V

Наконец однажды середи дороги Шестернею цугом показались дроги:

На дрогах высоких гроб стоит дубовый,

А в гробу-то барин; а за гробом — новый.

Старого отпели, новый слезы выте р,

Сел в свою карету — и уехал в Питер.

ОТРЫВКИ ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАПИСОК ГРАФА ГАРАНСКОГО

(Перевод с французскою: Trois mois dans la Pairie. Essais de Poesie et de Prose, suivis d’un Discours sur les moyens de parvenir au developpement _ des forces morales de la Nation Russe et des richesses naturelles de cet Etat,

Par un Russe; comte de Garansky. 8 vol. in —4°. Paris. 1836.)

Я путешествовал недурно: русский край

Оригинальности имеет отпечаток;

Не то, чтоб в деревнях трактиры были — рай.

Не то, чтоб в городах писцы не брали взяток, —

Природа нравится громадностью своей.

Такой громадности не встретите нигде вы:

Пространство широко раскинутых степей-Лугами здесь зовут ; начнутся ли посевы —

Не ждите им конца I Подобно островам Зеленые леса и серые селенья Пестрят ровнину их, и любо видеть вам .

Картину сельского обычного движенья…

Подобно муравью трудолюбив мужик; .

Ни грубости их рук, ни лицам загорелым Я больше не дивлюсь: я видеть их привык В работах полевых чуть не по суткам целым.

Не только мужики здесь преданы труду,

Но даже дети их, беременные бабы,

Все терпят общую, по их словам, «страду»,

И грустно видеть, как иные бледны, слабы!

Я думаю, земель избыток и лесов Способствует к труду всегдашней их охоте;

Но должно б вразумлять корыстных мужиков,

Что изнурительно излишество в работе.

Не такова ли цель — в немецких сюртуках Особенных фигур, бродящих между ними-1

…………………………Какие реки здесь!

Какие здесь леса! Пейзаж природы русской Со временем собьет, я вам ручаюсь, спесь С’, природы рейнской, не только что с французской! Во Франции провел я молодость свою;

Пред ней, как говорят в стихах, все клонит выю,

Но все ж по совести и громко признаю,

Что я не ожидал найти такой Россию!

623

Природа не дурна: в том отдаю ей честь,—

Я славно ел и спал, подьячим не дал штрафа…

Да, средство странствовать и по России есть

С французской кухнею и с русским титлом графа!

Но только худо то, что каждый здесь мужик Дворянский гонор мой, спокойствие и совесть Безбожно возмущал; одну и ту же повесть Бормочет каждому лукавый их язык:

Помещик не живет, а немец-управитель

Непьющий человек, н о………………………….

Ужели господа в России таковы?

Я к многим заежал: иные, точно, грубы • —

Муж ты своей жене, жена супругу вы,

Но есть премилые: прилично убран дом,

У дочерей рояль, а чаще фортепьяно,

Хозяин с Францией и с Англией знаком,

Хозяйка не заснет без модного романа;

Ну все как водится у развитых людей,

Которые глядят прилично на предметы И вряд ли мужиков трактуют, как свиней…

Я также наблюдал — в окно моей кареты —

И быт крестьянина: он нищеты далек!

По собственным моим владеньям проезжая,

Созвал я мужиков; составили кружок И гаркнули: «ypal» С балкона наблюдая,

Спросил: «довольны ли?..» кричат: «довольны всем!» — И управителем? — «Довольны…» О работах Я с ними говорил, поил их — и затем,

Бекаса подстрелив в наследственных болотах,

Поехал далее… Я мало с ними был,

Но видел, что мужик свободно ел и пил.

Плясал и песни пел; а немец-управитель Казался между них отец и покровитель

Чего же им еще?.. А если, точно, есть

Любители………………………………………..

Которые, забыв гуманность, долг и честь,

Пятнают родину и русское дворянство

Чего же медлишь ты, сатиры грозный бич?..

Я книги русские перебирал все лето:

Пустейшая мораль, напыщенная дичь

И лучшие темны, как стертая монета!

Жаль, дремлет русский ум. А то чего б верней?

Правительство казнит открытого злодея,

Сатира действует и шире и смелей,

Как пуля находить виновного умея.

Сатире уж не раз обязана была Европа (кажется, отчасти и Россия)

Услугой важною…………………………………..

62 < С И З № 12 «СОВРЕМЕННИКА)» Александр Сергеевич Пушкин, его жизнь и сочинения. С портретом А. С. Пушкина. СПБ. 1856 *. Детей обыкновенно хвалят, но хвалят более по привычке, по какой-то нежной лести, нежели по ясному убеждению в их доброте, уме и других хвалимых качествах. В самом деле, мы не всегда умеем ценить по достоинству, например, ум детей, — по крайней мере, мы вообще слишком мало доверяем ему, — мы или мучим его затверживанием сухих правил и мертвых слов, смысла которых не объясняем детям, «потому что они еще дети, не поймут они этого», или, когда хотим доставить им приятное чтение, болтаем с ними о таких вещах и таким языком, что умное дитя тотчас же заметит в наших словах приторное ребячество и будет подсмеиваться над этим неловким и скучным ребячеством. Мы думаем, что детский рассудок слаб, что детский ум непроницателен; о, нет, напротив, он только неопытен, но, поверьте, очень остер и проницателен. Ведь научается же двенадцатилетний мальчик понимать алгебраические отвлеченности, которые и взрослому не всякому объяснишь. Если детский ум в состоянии понять квадратные уравнения, бесконечные дроби, ньютонов бином, то можно ли сомневаться в том, что он поймет такие живые, объясняемые наглядными примерами понятия, как, например, поэзия, литература, поэт, и т. д.? Ведь согласитесь, что из нас, взрослых людей, найдется вдесятеро больше имеющих сносное понятие о поэзии, искусстве, нежели имеющих хотя какое-нибудь понятие о неполных квадратных уравнениях? Стало быть, первые понятия гораздо легче охватываются пониманием, нежели последние. Да, нужно только умеючи приняться за дело, и с детьми можно говорить и об истории, и о нравственных науках, и о литературе, так что они будут не только узнавать мертвые факты, но и понимать смысл, связь их. В этом отношении мы вообще недовольны книгами для детского чтения: они слишком — извините за выражение — оскорбляют детей недоверчивостью к их уму, отсутствием мысли, приторными сентенциями. К чему эта преднамеренная пустота, преднамеренное идиотство? Детям очень многое можно объяснить очень легко, лишь бы только объясняющий сам понимал ясно предмет, о котором взялся говорить с детьми, и умел говорить человеческим языком. С этой стороны, мы довольны книжкою, заглавие которой выписали. Надобно детям узнать, кто был Пушкин и что он писал. Да почему же надобно знать это? Потому, что он был великий поэт, — и книжка объясняет своим читателям, что такое просвещение, литература, поэзия, поэт, великий человек, и объясняет эти понятия в их настоящем смысле, нисколько не искажая их, и посмотрите, как доступно уму двенадцатилетнего ребенка это объяснение таких возвышенных предметов: 40 Н. Г. Чернышевский, т. III 625 «Пушкин — великий поэт», говорит каждый из нас, и эти слова так важны, что надобно постараться как можно лучше вникнуть $ смысл их и объяснить их: что такое значит «великий поэт»? почему великие поэты пользуются общим глубоким уважением? и почему Пушкина все считают великим поэтом? Объяснив себе это, мы увидим, как необходимо каждому из нас ближе познакомиться с жизнью Пушкина и его сочинениями. Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны. Чтобы убедиться в этом, стоит только припомнить рассказы путешественников о дикарях. Краснокожие индейцы жили и отчасти еще живут в тех же самых землях, которые заняты теперь Северо-Американскими Штатами: посмотрите же, какая разница между краснокожими, малочисленными, нуждающимися во всем необходимом для жизни, и многочисленными, богатыми, имеющими все в изобилии северо-американцами! И отчего вся эта разница? Только оттого, что северо-американцынарод образованный, а краснокожие туземцы — дикари. Другой пример, более близкий к нам: Россия теперь государство могущественное и богатое, потому что русские, благодаря Петру Великому, стали народом образованным; а

Скачать:TXTPDF

Достойных граждан: знаешь ты Их участь— преклони колени! Лентяй! смешны твои мечты И легкомысленные пени; В твоем сравненьи смыслу нет. Вот слово правды беспристрастной: Блажен болтающий поэт И жалок гражданин