от концепции, так ясно изложенной в Новом Завете, и обоснованной осторожным выбором слов в Ветхом Завете.
Второзаконие 7:2
Как мог добрый Бог приказать Израилю полностью уничтожить народы, жившие в Ханаане?
Этот вопрос возникает каждый раз, когда такие повеления Бога встречаются нам в Ветхом Завете (см. комментарий к Чис 31). С одной стороны, призыв уничтожить хананеев был юридическим приговором, который Бог произнес за их порочную нравственность и порочные религиозные обычаи. Многие археологические раскопки действительно подтвердили это, как факт.
Однако в этой главе Второзакония названа еще одна причина, почему Бог повелел уничтожить хананеев. Бог, через Моисея, предупредил: «Они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа» (7:2). Чистоту веры и поклонения Израиля можно было сохранить только в том случае, если полностью изолировать Израиль от порочности в обетованной земле. На самом деле, Израиль не послушался повеления Бога изгнать или уничтожить хананеев и поддался пагубному влиянию этих народов.
Второзаконие 10:12
Как можно объединять в одном стихе призывы бояться Господа и любить Его? Разве страх и любовь — совместимые эмоции?
В нашем языке страх — это комплексное понятие, значение которого варьируется от легкого беспокойства о будущем до ощущения невыразимого ужаса. Еврейское уаге обычно употребляемое для обозначения страха, имеет также значение «религиозного благоговения». В этом смысле бояться Бога — значит признавать Его, как Творца и Господа: Того, Кто есть, Кто всегда с нами, Кто всегда активно действует на нашей стороне, следовательно, призыв Ветхого Завета бояться Господа — это напоминание и том, что мы должны признать Его, как самую необычайную реальность нашей жизни; не только любить Его, но и оказывать Ему наше уважение ми всем, что делаем. Страх Господа и любовь к Нему — это две доктрины Ветхого Завета, которые совершенно гармонично сочетаются друг г другом. Каждая из них призывает нас к тому, чтобы мы сделали Бога центром наших размышлений и нашей жизни.
Второзаконие 13:6-11
Как мог добрый Бог призывать Свой народ отдавать своих близких людей на казнь? Это совершенно не вяжется с пониманием Бога, данным в Иисусе.
В этом повелении — не жалеть даже своих близких — нет никакого ощущении скрытого торжества. И это не всеобщее правило: отдавать своих любимых на казнь за незначительные проступки. Напротив, это повеление нм гот случай, когда близкий человек решил, что будет поклоняться другим богам, и начал «тайно уговаривать тебя» принять участие в этом поклонении. В этом случае народ Божий должен был встать на сторону и сохранить свою верность Ему, а не своим близким людям, и «истребим, зло из среды себя» (13:5).
Это повеление является свидетельством страшной реальности. Если народ израильский не сможет оставаться преданным Богу, то погибнет много мюлей. Если израильтянин не закрывал глаза на то, что кто-то из его близких испортился, то этим он предупреждал возможность массового Идолопоклонства (13:11) и спасал свой народ от отступления, которое, и Полое поздние века, действительно привело еврейскую нацию к краху и плену.
Второзаконие 15:4, 11
Как мог Бог сказать: «Не будет у тебя нищего», если ниже в этом же отрывке предсказано, что «нищие всегда будут среди земли твоей»? явное противоречие.
Противоречие особенно заметно в более поздних переводах, там, где ми 4 трактуется, как обетование: «Разве только не будет у тебя нищего. Но /иже и в этом случае здесь нет никакого противоречия, потому дальше в этом отрывке сказано: «Если только будешь слушать Господа» (15:5). В контексте этого отрывка речь идет об одном из нескольких социальных механизмов, данных законом Ветхого Завета для того, чтобы защитить бедных и уменьшить бедность. Что включал в себя этот механизм?
1. Бесприбыльные, не требующие возвращения займы нуждающимся (Лев 25:35-37; Вт 15:1-3; 23:19, 20).
2. Ежегодный допуск бедных на поля других, чтобы собрать недожатый урожай (Лев 19:10; 23:22), а также на все участки, где урожай вырастал самостоятельно каждый седьмой год, когда хозяину запрещалось сеять или работать на своей земле (Исх 23:10-11).
3. Сохранение семейного капитала путем возвращения земель предков изначальной семье-владелице каждые пятьдесят лет: «В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое». (Лев 25:13-14).
4. Беспристрастный суд, когда при тяжбах не отдается предпочтение ни богатым, ни бедным (Исх 23:3, 6).
5. Добровольное рабство, позволявшее бедному человеку продать себя своему более успешному соотечественнику на семь лет (Вт 15:12-18; Лев 25:39-54).
6. Организованные денежные сборы, десятина, которая проводилась каждый третий год и сохранялась в данном районе, чтобы раздавать ее не только левитам, но и «пришельцам, и сироте, и вдове…» (Вт 14:28, 29).
Примененный в целом, этот социальный механизм мог бы уничтожить бедность, как вид общественного зла. Следовательно, мы можем сказать, что Вт 15:11 означает, что в каждом поколении всегда будет существовать необходимость в действии таких социальных механизмов. Однако, некоторые читатели подходят к 15:11 более пессимистично, считая эти слова предсказанием: если бы все, что сказано в законе о бедных, исполнялось, то бедных не было бы. В Ветхом Завете нет сведений о том, чтобы какое-либо из поколений на деле применяло эти механизмы, хотя отдельные люди, такие, как Вооз, например, действительно были щедры к нуждающимся.
Постановления Ветхого Завета о бедных и угнетаемых напоминают нам о том, что Бог призывает нас проявлять заботу о нуждающихся, Также они напоминают нам, что сами по себе законы бессмысленны, Писание сможет внести положительные изменения в жизнь отдельного человека только тогда, когда люди на деле пожелают вести тот образ жизни, к которому призывает нас Библия.
Второзаконие 18:9-13
Почему Ветхий Завет так строго осуждает оккультизм? Означает ли это, что христианам запрещено обращаться к астрологам, хиромантам и гадалкам? А как насчет гороскопов в газетах?
Но времена Ветхого Завета оккультная практика являлась неотделимым элементом многих языческих религий. Те, кто занимался оккультизмом, стремились к тому, чтобы получать руководство или важную информацию о будущем от божества. В тех же религиях магия и оккультные заклинания использовались также для того, чтобы управлять богами, принуждая или склоняя их к тем действиям, которых желал практикующий. И так как оккультизм был тесно связан с язычеством, для народа Божьего все виды подобной практики были запрещены.
Сегодня многие виды оккультной практики, такие, как астрология или хиромантия, например, не имеют прямой связи с языческими религиями. Означает ли это, что они позволительны христианам? Совсем нет. Конечно,
Израраилю, как и современным христианам, нужно было сверхъестественное руководство во многих ситуациях, о которых ничего не говорилось и иконе Ветхого Завета. Но во Вт 18 есть обетование о том, что Бог будет пинать Израилю пророков, которые будут говорить от Его имени и давать и л роду Божьему те наставления, в которых он будет нуждаться. Главная мысль в том, что единственным источником сверхъестественного ведения, | которому должен был взывать народ Божий, был Сам Бог. Тоже самое можно сказать и о нас сегодня. Бог дал христианам Своего Святого Духа, чтобы Он служил нам, как советник и учитель. Искать совета у каких-либо оккультных источников, будь то ежедневный гороскоп или местный колдун, и означает искать в стороне от Бога. Сегодня, как и когда-то, мы должны полностью положиться на Господа и довериться Ему в том, что Он шаг за шагом поведет нас в то будущее, которое запланировано для нас.
Второзаконие 20
Бывает ли вообще справедливая война? Как мог добрый Бог устанавливать правила ведения такого ужасного дела, как война?
Война -это всегда страшно. Однако Ветхий Завет признает, что порой она является необходимым злом. Отдельные войны, которые вел Израиль, были по своей природе карательными. Божий или другие народы были орудиями Бога, которыми Он пользовался с тем, чтобы наказать зло в обществе (Авв 1:5-11). Другие войны велись для защиты или требовались из «соображений национальной безопасности. Некоторые из библейских войн начинались по повелению Бога; другие красноречиво свидетельствовали о греховном желании какого-либо правителя возвеличиться.
Снимают ли современные христиане позицию пацифизма, или, напротив, считают, что оборонительные или какие-либо другие виды войн оправданы,— ясно одно: приемы ведения войны, о которых мы читаем в Ветхом Завете, были чем-то совершенно уникальным для тех древних времен. Во Вт 20 сказано, что по каким-то религиозным или гуманитарным причинам на войну не брали людей определенных категорий. Если; какой-то город лежал в пределах земли, отведенной для Израиля, то он должен быть полностью уничтоженным. С городами же, находившимися за пределами этой земли, заключали мир и хорошо к ним относились, в частности, интересное запрещение (можно сказать — уникальное) состояло о том, чтобы не уничтожать плодовых деревьев, когда какой-то вражеский город брали осадой. По сравнению с обычаями других народов, к женщинам-пленницам должны были относиться гуманно(Вт21:10-14), а правила гигиены, которые армия должна была соблюдать на марше, были тщательно расписаны (23:9-14).
В Ветхом Завете ясно прослеживается страстное желание скорейшего наступления эры мира на земле. Это время мира, однако, связано с приходом правления Мессии — Единственного, Кто способен установить мир на земле после того, как армия Господа одержит победу в страшной последней битве с силами этого мира (Ис 13:4; 24:21-23; 29:5-8; Зах 14:5).
Второзаконие 21:18-21
Как мог Бог любви потребовать от родителей отдать своего маленького сына на смерть только за то, что он был «буйный и не покорный, неповинующийся»?
Во-первых, «сын» — не значит маленький мальчик или даже юноша. Из контекста ясно, что речь идет о взрослом сыне. Откуда мы это знаем? В Экспозиционном Словаре Библейских Слов (Expository Dictionary of Bible Words, Zondervan — прим. пер.) написано о двух еврейских словах, означающих «неповинующийся» — sararw qaseh. Первое означает «настырный и непослушный», а второе говорит об отношении, которое характеризуется жесткостью и упрямством. И то и другое переводятся, как «неповинующийся» и описывают враждебное отношение неверия Богу в ответ на Его откровение о Себе. Повеление Божье «Истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (21:21) относит его к той же категории, что и ранее представленное распоряжение о наказании ли поклонение языческому божеству (Вт 13:11). Теперь понятно, что в данном стихе речь идет не просто о родителях, у которых «буйный и непокорный сын», отвергающий их советы или отказывающийся проявлять должно уважать. На самом деле, здесь говорится о религиозном грехе, так как это бунт направлен против Бога и против того образа жизни, который повелел вести Своему народу. Смертное наказание было необходимым только потому, что такие люди представляли собой угрозу целостности и чистоте народа Божьего.
Второзаконие 22:5
Означает ли запрет носить мужчинам и женщинам одежды друг друга то, что девушкам и женщинам нашего времени нельзя носить Брюки?
Цель этого запрета — напомнить Израилю о том, что необходимо