предположение о том, будто вода была остановлена оползнем, который случился вверх по течению, точное время этого оползня, когда воды «стали стеною» Иордана» (ст. 16), как только «ноги священников… погрузились в воду Иордана» (ст.15)без сомнения, было делом сверхъестественным Если Бог использовал естественные причины с тем, чтобы остановить воды, время и компоненты этого события были, вероятно сверхъестественными.
Иисуса Навина 6
Ничему израильтяне получили такие странные инструкции по осаде Иерихона?
Некоторые объясняют, что стены Иерихона пали по причине землетрясения, которое произошло в результате топанья ног и восклицаний израильских оря в седьмой день их марша вокруг города. Но такое объяснение, цель Которого – вложить смысл в эту странную историю о падении Иерихона, упускает самое важное. Главная тема книги Иисуса Навина: послушание приносит благословение, а непослушание ведет к поражению. Бог дал такие инструкции, чтобы продемонстрировать данный принцип. Израилю не нужно было понимать повеление Господа, ему нужно было выполнить его.
Иисуса Навина 7
Ничему был убит Ахан? Более того, почему его семья должна была умереть вместе с ним? Разве это нравственно?
Непослушание Ахана привело к тому, что в битве при Гае погибло тридцать шестьизраильских солдат (Нав 7:5). Прямым результатом непослушания Ахана — он украл из вещей, которые Господь повелел полностью уничтожить —стало то, что Бог удалил Свою защиту от израильского ннрода. Посему Ахан был осужден не только за свое непослушание, Но и за то, что его поступок привел к гибели стольких его сотоварищей — солдат.
А как же его семья? Некоторые обращают внимание на тему корпоративной ответственности, которая часто встречается в Ветхом Завете; кроме того, мы видим ее отражение и в других древних культурах. Это значит, что отдельный человек в некотором смысле ответственен за поведение всей группы, а группа ответственна за поведение отдельной личности. Но самое лучшее решение данной проблемы дает нам стих 7:22, где сказано, что добыча Ахана была «спрятана в шатре его». Так как вся семья жила в одном шатре, маловероятно, чтобы кто-нибудь из них не знал о поступке Ахана. Следовательно, они стали соучастниками его преступления.
Иисуса Навина 8
Археологические раскопки свидетельствуют, что во времена завоева¬ния земли обетованной Гай не был заселен. Это доказывает, что книга Иисуса Навина передает события неточно.
Большинство археологов полагает, что Гай был расположен в местности под названием Эт Телль (хотя топография данной области и не соответствует библейскому описанию). Раскопки свидетельствуют, что приблизительно в 2200 г. до Р.Х. там был разрушен какой-то крупный город и с тех пор крупных городов больше не было. Чтобы как-то объяснить этот конфликт между Библией и археологическими находками, некоторые выдвигают положение о том, что Гай времен Навина — это сторожевая застава Вефиля. Однако, недавно археологи обнаружили, что Гай был расположен не в местности Эт Телль, а в крае, который сегодня называется Кхирбет Нисья — к юго-востоку от Эт Телля. И хотя необходимо проделать еще значительную археологическую работу, вполне вероятно, что Гай действительно никогда не размещался в ЭтТелле, так как в таком случае падение города в 2200 г. до Р. X. не соответствовало бы дате завоевания Ханаана.
Иисуса Навина 10:12-14
Как можно объяснить такую продолжительность дня, о котором сообщает эта глава? Если солнце действительно «стало», то должны быть хоть какие-то упоминания об этом необычном явлении в документах других древних народов.
Язык этого отрывка 10:12-14 можно толковать по-разному. Одни считают, что еврейское слово dom, переведенное как «стой» в стихе 12, употреблено в своем основном значении «прекратить» или «замолчать», и означает, что Иисус попросил солнце прекратить греть, потому что израильские воины теряли свои силы. Однако фраза «и остановилось солнце» (ст. 13) не подтверждает данного толкования. Другие предполагают, что это был «оптический обман»: путем особого преломления лучей Бог сделал так, что видимый солнечный свет освещал эту местность. Третьи, тем не менее, настаивают на том, что слова Библии — «стояло солнце среди неба, и не спешил к западу почти целый день» (ст. 13) — нужно понимать буквально. Интересно, что авторы некоторых книг приводят сведения о том, как астрономы сверили древние записи Египта, Китая и других культур пришли к выводу, что в их подсчетах недостает одного дня. К сожалению, в настоящие время нельзя доказать, что Нав 10 речь идет об истинном чуде. Но, практически, нет сомнений в том, что сам текст Библии действительно описывает чудо, которое оказало влияние на весь мир, если только описание Навина не является чисто феноменологическим и, следовательно, не касается только одного Ханаана,
Книга Судей
Книга Судей
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Сама книга не называет нам имени своего автора. В предании сказано, что Самуил, последний из судей израильских, был, вероятно, тем, кто собрал и рассказал истории в этой книге. Книга Судей повествует о нескольких веках, начиная со смерти Навина и его сотоварищей — руководителей завоевания, и заканчивая временем Самуила. В этот период Израиль снова и снова впадает в отступничество и, как следствие, оказывается под властью других народов. Когда страдания угнетаемого поколения вынуждали их снова обратиться к Господу, Он посылал военного или политического вождя, называемого судьей, который освобождал своих соотечественников от угнетения и затем руководил ими до конца своей жизни. Как и в Книге Иисуса Навина, которая иллюстрирует принцип о том, что послушание дает победу и покой, здесь также изложены факты, красноречиво свидетельствующие о том, как непослушание приводит к поражению и катастрофе.
Судей 1:7
Разве это правда, что такая маленькая страна, как Ханаан, могла иметь семьдесят царств? Очевидно, здесь есть ошибка. И почему большие пальцы на руках и ногах этих царей были отсечены?
Еврейское melek означает «царь». Также оно может быть переведено, как «правитель», «князь», «вождь». Это слово не означает какой-то определенной должности или формы правления, а просто употребляется для обозначения человека, наделенного гражданской властью. Семьдесят царей, о которых идет речь в этом отрывке, были, без сомненья, правителями многочисленных городов-государств, которых было множество в Ханаане этого периода. Вполне возможно, что эти семьдесят были сменявшими один другого правителями одних и тех же городов- государств, захваченных на протяжении не одного десятка лет. Пальцы пленников были отсечены для того, чтобы они никогда не смогли взять и руки оружие. Большие пальцы на ногах отсекали с тем, чтобы человек был неспособен сохранять равновесие и не смог убежать.
Судей 2
Соответствуют ли археологические находки картине ранних иудейских поселений, описанной здесь и во всей книге в целом?
Внимательное исследование образцов поселений Ханаана свидетельствует, что огромное число небольших поселков было расположено в холмистой части страны, а в долинах продолжали существовать более древние более развитые хананейские городские цивилизации. Эти поселки были рукоположены в местностях, где было мало осадков. Они существовали только за счет того, что научились делать цистерны из обожженной глины, в которых хранили воду для нужд семьи. Эта картина двух культур Ханаана — более бедной группы, изолированной в менее плодородных холмистых областях, и группы побогаче, контролирующей плодородные долины и равнины,— в точности соответствует картине, описанной и Книге Судей.
И хотя археологические доказательства определенных событий Писания встречаются довольно редко, свидетельств об историческом и культурном фоне, в котором происходили эти события, очень много. Например, структура Второзакония отражает форму сюзеренного договора, который пыл в обиходе только в 1500-1200 гг. до Р.Х.,.— в тот период, когда она Пыла написана. Археологические обследования Израиля обнаружили образцы поселений в период между 1300 и 1000 гг. до Р.Х, которые соответствуют описанию, данному в Книге Судей.
Судей 3:11
В Книге Судей подробно описаны годы, когда правил каждый судья. Если сложить их вместе, получится 410 лет. Однако, этот период продолжался прибл. с 1390 по 1050 гг. до Р.Х. Как это объяснить?
Если посмотреть на карту и внимательно прочесть Книгу Судей, то несложно будет найти ответ. Отметьте на карте местоположение каждого и судей, названных в этой книге Ветхого Завета, и расположение врагов, притеснявших Израиль. Ответ на вопрос о времени прост: ни один судья не правил над всем Израилем, а только над областью из одного или нескольких племен. Точно так же и иностранные угнетатели, которые были нередко локализированы, совершали набеги на ту местность, которая прилегала к их территории. Получается, что некоторые судьи правили в одно время, и точно также некоторые угнетатели нападали на территории разных израильских племен одновременно.
Судей 4:2
Как мог Асор (или Гацор) угнетать Израиль, если этот город был разрушен Иисусом Навином, как записано в Нав 11:10, ?
Событие, описанное в книге Иисуса Навина, произошло приблизительно за сто лет до истории, рассказанной здесь, в книге Судей. Следовательно, у города было достаточно времени, чтобы отстроиться. Тем не менее, появление в обеих историях имени Навина, вызвало у некоторых предположение о том, что было только одно разрушение Асора. Однако это имя, скорее всего, передавалось по наследству, как титул от поколения к поколению. К тому же, нет веских причин, которые заставили бы нас сомневаться в том, что Асор был восстановлен, так как город занимал стратегически выгодное положение и контролировал главные торговые пути между Египтом и империями Азии. Археологи обнаружили, что во времена хананеев Асор был одним из ведущих городов: он располагался на 200 акрах земли, а его население, как считается, составляло приблизительно 40 ООО человек.
Судей 5:24-27
Описание смерти Сисары отличается от текста Суд 4:18-21. Здесь присутствует не только фактическое расхождение, но и культурная проблема. Ведь для Иаили убить Сисару означало нарушить один из наиболее обязывающих обычаев культуры: обычай оказывать гостеприимство.
Суд 4:18-21 и 5:24-27 имеете дают полное и гармоничное описание данного события. После того, как Иаиль пригласила Сисару, дала ему напиться и предоставила место для отдыха, она вонзила кол от шатра ему в висок. Тот факт, что в одном описании дано больше подробностей этой истории, а в другом меньше, еще поделает эти описания противоречащими друг другу с другой стороны, убийство, совершенное Иаилью, действительно было нарушением одного м.< самых важных обычаев древнего Ближнего Востока, который обязывал хозяина предоставлять защиту своему гостю. И то же время Иаиль, как кенеянка, была связана с Израилем давними обязательствами. Как могла она оказать поддержку жестокому угнетателю народа Божьего? Кроме того, Иаиль была одна, иначе навстречу гостю кишел бы ее муж. Будучи женщиной, могла ли она воспротивиться требованию Сисары предоставить ему место, где он смог бы спрятаться и отдохнуть?
Обратите внимание, что Иаиль не получила похвалы от Бога за свой поступок. В то же время, Девора воспевает это убийство так, будто оно пило проявлением такой же доблести, как и на войне.
Судей 6:17
Гедеон неоднократно