духовных сил, с которыми устанавливается подобный и по характеру, и по своим намерениям являются демоническими. Отсюда следует, что любой сверхъестественный контакт, установленный Имамумом, спиритистом или вызывателем духов,- это контакт не с умершими любимыми людьми, а с иными злыми духовными существами. Но как же быть с тем, что в этом отрывке все, казалось бы, свидетельству о том, что волшебница Аэндоры установила контакт с реальной личностью — человеком Божьим? На самом деле, текст не поддерживает ДАННОГО толкования. Стих 12 ясно говорит, что волшебницу охватил ужас, когда она увидела дух Самуила. Она сама не ожидала настоящего призрака. К тому же, Самуил, явившись, заговорил не через ошеломленную и онемевшую волшебницу, а обратился напрямую к Саулу. В данном случае произошло следующее: Бог вмешался и воспользовался этим происшествием, чтобы вынести Саулу Свой окончательный приговор, Эта история демонстрирует, что существование человека не прекращается с его физической смертью. Также она показывает, что притворство тех, кто занимается оккультизмом, заканчивается в тот момент, когда с уст подобных личностей срывается крик ужаса, если они лицом к лицу встречаются с духовной реальностью.
1 Царств 31
Это описание смерти Саула не согласовывается с таким же описанием во 2 Ц 1. Вот вам наглядный пример ошибки в Библии.
Всякое противоречие кажется таковым только на первый взгляд, и легко поддается объяснению. Саул был тяжело ранен, и когда его оруженосец отказался заколоть его, он сам пал на свой меч. История, которую рассказал Давиду амаликитянин, была или правдой, означавшей, что Саулу не удалась его попытка самоубийства, или ложью, с помощью которой амаликитянин надеялся получить от Давида награду за убийство врага. Скорее всего, амаликитянин нашел мертвое тело Саула и сочинил всю эту историю, надеясь поживиться. Это было большой ошибкой. Вместо того, чтобы наградить амаликитянина, Давид, допустив, что это могло быть правдой, приказал казнить его, как преступника, убившего избранника Божьего. Кстати, это решение было не только правильным, но и очень мудрым История древнего Ближнего Востока изобилует рассказами о предательских убийствах правителей. Давид хотел, чтобы его постановление о том что любой правитель Израиля, помазанный во имя Божие, обладав неприкосновенностью, было понято безошибочно.
Вторая книга Царств
2-я книга Царств
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
( См комментарий к 1 Ц.)
2 Царств 2:8
Почему в этой книге сын Саулов назван Иевосфей, а в І Пар 8:33 —Ешбаал?
Основанное значение слова Ьааl — «господин» или «хозяин». Кроме того, оно имеет и религиозное значение: с одной стороны, это общее обозначение понятия «бог», с другой — нарицательное имя ханаанских богов, которые пыли, как считалось, хозяевами этой территории. В Писании собственные имена, которые в оригинале имели Ьааl, нередко изменяли на boshet, что означало «стыд», избегая, таким образом, связи с язычеством.
Необходимо сказать и об имени младшего сына Саула Ешбаал — «Ваал жим-. Это имя, однако, не означает, что Саул оставил поклонение Богу Яхве и обратился к ханаанским ваалам. Скорее всего, имя его сына стало отражением более раннего употребления слова Ьааl в его общем значении «бог».
2Царств 3:39
Почему Давид не наказал Иоава за убийство Авенира? Не является ли это грехом или упущением (в лучшем случае)?
В Библии нигде не сказано, какими мотивами руководствовался Давид в данном случае. Возможно, в этот критический момент верность северян зависела от того, каким будет контроль их начальника, Иоава. Или Давид Просто не мог осудить Иоава, не вызвав этим бунта. Однако не нужно забывать о том, что в еврейской культуре проклятие, произнесенное против нижестоящего человека, имело действие обречения, способное привести в исполнение и само наказание. Давид, прокляв Иоава, не только осудил своего верного военачальника, но и подверг наказанию. В конце жизни Давид призвал Соломона совершить окончательный суд над Иоавом, умертвив его (3 Ц 2:5-6, 29-35).
2 Царств 5:5
Как мог Давид семь с половиной лет править над Иудеей, если Иевосфей правил только два года над северными племенами (Израилем), прежде чем был предательски убит?
Когда Саул был убит, северные территории оказались под контролем филистимлян. Авениру, по всей видимости, понадобилось не менее пяти лет, чтобы отбросить захватчиков и укрепить отвоеванные им позиции. Только после этого Авенир созвал представителей десяти племен в Маханаим, чтобы официально короновать Иевосфея. И хотя в тексте этого нет, такое объяснение пятилетнего перерыва кажется наиболее правдоподобным и соответствует обычаям того времени.
2 Царств 6:20
Был ли танец Давида перед ковчегом, возвращавшимся в Иерусалим, непристойным, как считала Мелхола? Что означают слова: «обнажился сегодня пред глазами рабынь и рабов своих»?
В стихе 14 сказано, что на Давиде был льняной ефод— простое одеяние, которое носили священники и левиты во время службы при скинии Критическое замечание Мелхолы никоим образом не означает, будто Давид в исступленном танце сорвал с себя эту одежду. В этой истории речь идет о надменной дочери царя, которая с осуждением смотрит на то, как Давид не может сохранить своего царского достоинства. Он напоминает Мелхоле, что вместо Саула Бог избрал царем его. И одной из причин этого избрания была его искренняя любовь к Богу (в отличие от Саула).
2 Царств 7
В чем заключалось обетование, которое Бог дал Давиду?
Пс 88 называет это обетованием завета — твердым обещанием, которое Бог дал Давиду и народу израильскому. Это обетование содержало следующие гарантии: 1) у Давида будет сын, его преемник (Соломон); 2) сын Давида построит храм, который так желал построить Давид; 3) престол (царский род) этого царства пребудет навеки; 4) несмотря на грехи членов этого рода, право унаследовать престол никогда не будет отнято у данной семьи; 5) дом Давида, его престол и царство продлятся вечно.
Некоторые, ссылаясь на этот отрывок, утверждают, что эти обетования не были исполнены. Вавилоняне лишили евреев независимости в 586 г. до Р.Х., а римляне разбили их последнюю попытку возродить свое царство, когда в 70 г. по Р.Х. стерли Иерусалим с лица земли. Сегодня мы можем сказать, что есть государство Израиль, но это — не израильское царство, и в правительстве Иерусалима нет никого, кто был бы из рода Давидова. Ответ можно найти, если внимательно изучить слова, употребленные в данных обетованиях. Действительно, преемником Давида становится Соломон, твердо укрепивший позиции своего царства. Соломон действительно построил храм. И, невзирая на взлеты и страшные падения, пережитые народом во времена монархического правления, все это время на иерусалимском престоле восседали потомки рода Давидова. Но, что более важно,— род Давида не исчез и тогда, когда евреи оказались в подчинении у язычников. Из родословных у Луки и Матфея следует, что сам Иисус — из рода Давидова. А так как Он жив и сегодня, будучи нашим воскресшим Господом, то отпрыск царского рода, которому предназначено взойти на трон израильский, пребывает вечно. Именно это Бог пообещал Давиду: дом навеки. Если говорить об обетовании навеки утвердить царство потомков Давида , то христиане объясняют это так: сие обещание исполнилось и духовном правлении Иисуса Христа, как Господа и Главы Церкви и в настоящий момент, а также, когда Иисус Христос вернется, Он установит Свое царство здесь на земле, и, как потомок Давида, будет править миром из Иерусалима. После того, как все обетования Ветхом Завета об этом земном царстве исполнятся и произойдет великая заключительная битва, описанная многими пророками, этот мир окончит свое существование, и Иисус Христос навечно станет правителем Своих святых.
Какой бы эсхатологической позиции мы не придерживались, ясно одно: обетования Давиду были и будут исполнены. В данном случае нет никаких оснований утверждать, что Библия непоследовательна или ошибочна.
2 Царств 12:14
Из источников ясно, что ребенок Давида и Вирсавии умирает в наказание за грех согрешивших родителей. Как мог любящий Бог совершить такой поступок, ведь Он говорит, что дети не должны быть наказуемы смертью за грехи родителей?
Многие исследователи Писания сходятся на двух объяснениях. Первое: в библейские времена существовало «унитарное» представление о грехе, т. е. когда вся семья была ответственной за грех, совершенный кем-то из ее членов. Второе: смерть ребенка своего рода «искупление» Давида. Он был прощен, но и прощенный грех требует наказания, поэтому ребенок должен был умереть.
Мы непременно будем ошибаться, если станем читать тексты Библии с позиции современных представлений о морали или видоизменять нравственные стандарты Писания, подстраивая их под современные нравы. Эти объяснения, скорее, усложняют, чем решают те нравственные вопросы, которые возникают у читающих о смерти сына Давида и Вирсавии. Постараемся решить эту проблему. Сперва обратим наше внимание на то, что наказание Давида было возвещено ему еще во 2 Ц 12:10-13. Весь Божественный приговор Давиду был произнесем еще до того, как речь зашла о ребенке. Следовательно, автор поставил слова о смерти ребенка на определенной дистанции от слов о наказании Давида. Также эти слова находятся на определенном расстоянии и от слова о прощении. У евреев ритуальное прощение следует за принесением искупительной жертвы (Лев 1-7). А здесь слова прощения произнесены прежде, чем речь зашла о ребенке. Таким образом, автор предусмотрительно провел границу между словами о смерти ребенка и словами
о прощении Давида. Какова бы ни была причина, по которой умер ребенок, его смерть не имела отношения ни к наказанию Давида, ни к его прощению.
Автор видит проблему в том, что неверность Давида, в результате которой родился этот ребенок, даст повод врагам хулить Господа. Перед нами пример проявления благодати Божьей, оказанной народу, Давиду, Вирсавии и самому ребенку. Благодать к народу выражалась в том, что живущий ребенок напоминал бы им, что согрешение сошло благополучно, и побудило бы других начать вести себя также безответственно, как Давид. Благодать к Давиду и Вирсавии состояла в том, что, как бы они ни старались любить этого мальчика, он постоянно напоминал бы им о грехе и позоре. А благодать по отношению к ребенку заключалась в том, что будучи невинным сам, он замечал бы стыд своих родителей и недоуменное презрение к нему со стороны народа, и сильно страда бы из-за этого. Забрав мальчика еще младенцем, Бог защитил народ, снял позор с его родителей, и спас самого ребенка от жизни, полной насмешек и незаслуженного презрения. Смерть ребенка была действием благодати, а не суда: это было сострадание, а не месть. Господь дал ребенку вечную жизнь.
Давайте вспомним слова Давида о смерти дитяти: «Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (12:23). Ребенок Давида умер физически, но жив в вечности. Жизнь — это дар; смерти искать не нужно. Но для мурующего смерть — это побежденный враг, а благословения вечности превосходят все земные блага так