же, как вес земли превосходит вес песчинки.
2 Царств 14:27
Почему во 2 Ц 18:18 сказано, что у Авессалома не было сыновей, если в этом стихе говорится, что у него было три сына?
И 18:18 Авессалом говорит: «Не ту меня сына, чтобы сохранилась память имени моего». Очевидно, все три сына Авессалома умерли при его жизни, еще не став достаточно взрослыми, чтобы вступить в брак и иметь своих детей. Здесь нет никакого противоречия.
2 Царств 21:1-15
Почему Давид позволил гаваонитянам казнить семь ни в чем неповинных потомков Саула в отмщение за их убитого царя? Это не соответствует критериям нравственности.
Им времена своего правления Саул нарушил обещание, которое Иисус Минин дал им в эпоху завоевания (Нав 9), и хотел полностью уничтожить гаваонитян — один из ханаанских народов, живших на территории Израиля. В наказание Бог послал на землю три года голода, поэтому Давид спросил гаваонитян, как он может возместить то, что сделал Саул. Когда они сказали или, что желали бы казнить семерых потомков Саула, он согласился. После казни Бог снова ответил на молитву. Итак, очевидно, что Бог и Давид официально одобрили это отмщение, но нравственная дилемма остается: как они могли допустить такое?
Возможно , ответ кроется в неверном предположении о том, что эти потомки Саула были ни в чем неповинными людьми. Во 2 Ц 21:1 Господь открывает причину голода: «Это ради Саула и кровожадного его, за то, что он умертвил гаваонитян». Эти слова предполагают, и'» семья Саула принимала активное участие в истреблении гаваонитян. А гаваонитяне просили Давида не о том, чтобы выдать им и казнить н. минных людей, а о том, чтобы он разрешил им казнить виновных.
Если это действительно так, то никакой нравственной дилеммы здесь нет. Преступники были справедливо и по праву осуждены, а земля очистилась от своей вины.
2 Царств 24
Почему Бог наказал народ за грех Давида, когда он сосчитал своих людей, способных сражаться?
Этот отрывок полон загадок. И здесь, и в 1 Пар 21 сказано, что исчислить народ Давида побудили Бог и сатана — каждый был движим своими причинами. О личных мотивах Давида нам ничего не известно. Кстати, обратите внимание на этот основной тезис мышления Ветхого Завет если сказано, что на какое-то действие человека побудил Бог или дьявол, это, тем не менее, не снимает с него ответственности за решение, которое он (или она) принимает. Ни Бог, ни сатана не может заставить человек;! действовать против своей воли. Атак как Писание не говорит нам, что побудило Давида провести эту военную перепись, остается загадкой, почему он настаивал на ее исполнении. Не ясно также и то, почему этот поступок был неправильным в глазах Бога. Тем не менее, даже невосприимчивый к духовным наставлениям Иоав понял, что это было ненормально (1 Пар 21), поэтому можно с уверенностью назвать его грех преднамеренным.
Не удивительно, что грех Давида повлиял и на его народ. Решения любого государственного руководителя всегда влияют на народ, находящийся в его подчинении. Тем не менее, в 24:1 сказано, что «гнев Господень опять возгорелся на израильтян» — это ясно свидетельствует о том, что если грех Давида стал поводом для Божьего суда, то причиной его был поступок Давида, а грех его народа. Следовательно, народ пострадал из-за того, что Давид согрешил, а из-за какого-то неупомянутого греха, осуществленного ими самими.
2 Царств 24:9
Здесь мы снова сталкиваемся с несоответствием между цифрами, названными в этом отрывке ив 1 Пар 21. Как может богодухновенная книга иметь столько ошибочных данных?
На самом деле, если сравнить количество этих ошибок с количеством статистических сообщений в Ветхом Завете, то ошибок окажется не так уж и много. Большинство разночтений нетрудно объяснить (см. комментарий к Чис 1). В данном случае мы имеем дело с двумя рядами цифр 2 Ц 24:9 называет 800 ООО взрослого мужского населения Израиля, а 1 Пар 21:5 говорит, что население составляло 1 100 ООО человек, 2 Ц 24 перечисляет 500 000 иудеян, а 1 Пар 21 —470 000. В каком-то из этих отрывков, возможно, есть ошибка. Ответ может скрываться за фразой «мужей, способных к войне» (воинов), которая употреблена в 2 Ц и отсутствует в 1 Пар 21. Меньшая цифра могла быть отражением того факта, что мужчин, способных сражаться, у Давида было 1 100000, но только 800000 из них имели военный опыт. Расхождения между 50ОООО и 470000 войск могут объяснить подробности данных текстов. И 1 Пар сказано, что Иоав не окончил исчисления и не включил колено Вениаминово (21:6). Большее число в Книге Царств, возможно, включало и себя и 30000 военных из колена Вениаминова с тем, чтобы передать реальное представление обо всем количестве людей в целом. Таким образом, если мы внимательно прочитаем текст, эти несоответствия могут оказаться, скорее, воображаемыми, чем действительными.
Второе так называемое несоответствие — сумма, заплаченная Давидом (Орне. Во 2 Ц 24:24 говорится, что Давид заплатил пятьдесят сиклей серебра за молотильный ток и за волов. А в 1 Пар 21:25 сказано, что Давид заплатил шестьсот сиклей золота,— почти в двести раз больше. Как это объяснить? Ток — это небольшая возвышенность, по масштабу занимающая всего лишь несколько сот квадратных метров. Вероятно, в I Пар названа более крупная сумма потому, что Давид вместе с током м иолами также купил и всю близлежащую землю, на территории которой Пыл расположен этот ток. Когда впоследствии на этом месте был построен храм, заняв много гектаров земли, нам становится ясно, почему Давид «платил 600 сиклей золота и за поля, которые окружали этот ток на холме, а не только за небольшой участок земли.
Третья книга Царств
3-я книга Царств
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
3-я и 4-я Книги Царств — это исторические книги, которые рассказывают о монархии в Израиле, начиная с правления Соломона (971—921 гг. до Р.Х.) и заканчивая захватом Иерусалима вавилонянами в586г.доР.Х. В еврейской Библии эти две книги соединены в один труд. Неизвестный автор желал показать, как от верности правителя может зависеть состояние его народа, фокусируя наше внимание на праведности или нечестии царя. В этот период объединенное царство Давида и Соломона было разделено на два соперничающих народа: израильтян на севере и иудеев на юге.
3 Царств 2:23
Разве Соломон поступил справедливо, когда казнил Адонию только за то, что тот попросил руки Ависаги?
Адония предпринял попытку захватить престол у полноправного претендента на него — Соломона. Соломон пощадил его жизнь. Но когда Адония сказал, что желает жениться на девушке, которая была наложницей Давида в последние дни его жизни, Соломон понял, что это политический ход. Даже брак с одной из второстепенных жен Давида был бы шагом ни пути узаконивания его прав, как преемника Давида. Соломон приказал казнить Адонию, потому что его просьба была ясным подтверждением того, что он не отказался от своих амбиций претендовать на трон Соломонд, а также может втянуть Израиль в гражданскую войну.
1 Царств 6:1
В этом отрывке дается очень специфичная хронологическая информация. Но разве большинство исследователей не настаивают на том, что во времена исхода из Египта фараоном был Рамзее? Если то так, то четвертый год царствования Соломона над Израилем не мог быть 480 годом после исхода.
Дата правления Соломона — первая из действительно зафиксированных дат, но вызывающих сомнений у исследователей. Это значит, что археология располагает достаточным количеством разрозненных и независимых ПЛННЫХ, которые позволяют ученым установить связь между правлением
Соломона и событиями того времени у других народов, зафиксировав, таким образом, общую дату для каждого из них. Ни одно событие до Соломона нельзя датировать с подобной уверенностью. Вот почему у нас нот свидетельств о том, когда Давид стал царем, или когда патриархи вошли и Египет, когда Авраам вышел из Ура и т.д. По этой причине датировка событий зависит от собственных хронологических заметок Библии и от общих свидетельств, собранных археологами, которые создают контекст событий, описанных в Библии. Таким образом, когда перед нами в стихе имеется точная дата, мы принимаем ее, как верную, или не берем в расчет. Те кто считает, что во время исхода фараоном был Рамзее Великий, не принимают в расчет данный стих, косвенно утверждая, что он ошибочен.
Однако было бы мудрее согласиться с этим стихом, а теорию о том, что Римзес был фараоном во время исхода, отбросить. Если нет веских доказательств того, что каким-то книжником была допущена ошибка, благоразумнее сравнивать и оценивать теории ученых по Библии, а не I Библию по теориям ученых.
О дате исхода и о том, кто был фараоном в те годы, см. комментарии и к Исх 12 и к книге Иисуса Навина.
IІІ Царств 7
На строительство иерусалимского храма были потрачены огромнейшие средства. Существовали ли эти богатства на самом деле? Если да, то что произошло со всем этим золотом впоследствии?
Ежегодные поставки Соломону составляли двадцать пять тонн золота (3 Ц 10:14, 666 талантов); еще больший тоннаж потребовался для ни о, чтобы обложить им храм и создать золотые принадлежности для служения в храме, плюс еще несколько тонн на щиты и чаши для дома
Соломона (3 Ц 10),— все эти цифры привели к тому, что некоторые стали отрицать правдоподобность данного описания, назвав его продуктом богатого воображения. Тем не менее, исследования древних документов свидетельствуют, что цари тех времен действительно собирали большие количества желтого металла и использовали его для показной роскоши. Например, в древних документах сказано, что Эсархаддон (Асард’ан) Ассирийский «покрыл стены» святилища бога Асура «золотом, будто это была глина». А один египетский правитель нагрузил баржу 67-и метров в длину золотом так, что она осела до ватерлинии. Но даже если у Соломона действительно было столько золота, мы, тем не менее, должны задать себе вопрос: куда оно подевалось? Как могли такие сокровища исчезнуть, не оставив следов в истории, если они действительно существовали?
Дело в том, что золото Соломона не исчезло бесследно из истории. И Библия (3 Ц 14:25,26; 2 Пар 12:3-4), и египетские летописи сообщают, что в 925 г. до Р.Х., вскоре после смерти Соломона, произошло взятие Иерусалима фараоном Сусакимом. Сам Сусаким умер примерно год спустя. Его преемником стал его сын Осоркон I. В египетских летописях сказано, что в 921 г. до Р.Х. этот фараон пожертвовал 383 тонны золота и серебра, как часть своего подношения богам.
Где этот фараон мог взять такое огромное богатство спустя только три года (или немного больше) после того, как пришел ко власти? Самый правдоподобный ответом получил его из храма и дворца Соломона, которые