уважение к Богу, как к реально существующему.
4 Царств 3:27
Почему армия Израиля отступила после того, как царь моавитских принес своего сына в жертву богам? Было ли «негодование на израильтян» вызвано предположительным вмешательством моавитского божества Хемоша, как утверждают некоторые?
Археологи нашли письменные свидетельства о том, что язычники действительно имели обычай приносить в жертву царского сына, когда народ оказывался в опасном и безвыходном положении. Но что озадачивает комментаторов и является одним из самых сложных мест Писания, так как замечание о том, что в результате возникло «негодование на израильтян, и Израиль был вынужден удалиться.
Теория о том, что Хемош активно воздействовал на израильскую армию противоречит последовательному библейскому изображению язычески божеств, как беспомощных и бесполезных. Другие полагают, что Бог восстал на израильтян за то, что они так жестоко наказали моавитян, что царь моавитский был вынужден пойти на крайнюю меру. Но наибольший интерес вызывает традиционное еврейское истолкование: как сказано в 4 Ц 3:6-9, Иудея и Израиль вместе воевали против Моава, а сопровождал их царь Едома, вассал Иудеи. По этой теории получается, что царски« наследник, принесенный в жертву, был не моавитянином, а пленным сыном царя едомского. «Негодование на израильтян» было со стороны едомитян чьи агрессия, вызванная смертью их коронованного принца, создала настоящую угрозу, и войска коалиции были вынуждены отступить.
4 Царств 9:1
Кого Писание подразумевает под «сынами пророческими»?
В еврейском языке слово «сын» имеет очень много значений и употребляет в Ветхом Завете приблизительно пять тысяч раз. В данном случае быть сыном означает быть членом группы. Ученые еще не пришли к единому мнению о том, были ли «сыны пророческие» теми, кого готовили стать пророками, или же это было некое объединение пророков.
4Царств 9:6-10
В Ос1:4 Бог осуждает Ииуя. Но ведь Он Сам дал ему задание стереть с лица земли семью нечестивого царя Ахава. Как может Бог осуждать Ииуя за то, что он выполнил Его повеление?
Ииуй не только стер с лица земли всех из дома Ахава, но и убил в Израиле всех служителей Ваала (4 Ц 9:14-10:28). Бог похвалил его и пообещал ему награду (10:30). Однако тот же отрывок напоминает нам, что Ииуй » к лал это не из набожности, а из выгоды, ибо он никогда не имел желания следовать путями Господа (10:29,31). Наверное, предсказание и наказании рода Ииуя в Ос 1:4 лучше всего объясняет, какую важную роль играют мотивы. Если с точки зрения Бога те опустошения, которые принес Ииуй, были Божьим судом, то с точки зрения Ииуя это была им сложность уничтожить царский род и самому стать царем. Ииуй был виновен, потому что не считал себя орудием в руках Бога, а исполнял Его повеление в своих собственных корыстных целях.
4 Царств 17:23
Как могут пророки говорить о двенадцати коленах Израиля, если десять колен были уведены в земли язычников и никогда не вернулись?
Предание о десяти «пропавших племенах» появлялось неоднократно в различных интерпретациях. Например, движение под названием «Британский Израилизм» предложило интересную теорию о том, что эти племена являются предками современного британского народа. Кроме того, было выдвинуто предположение о том, что американские индейцы — это потомки тех пропавших племен, которые исчезли из истории после того, как были депортированы из Израиля в Ассирию в 722 г. до Р.Х.
В действительности, ни одно из этих колен не исчезло и не растворилось. среди местных народов. Когда страна была разделена на два царства Южное царство продолжало поклоняться Богу в иерусалимском храм как и предписывал закон. А Северное царство создало поддельную религиозную систему с центрами поклонения в Вефиле и Дане (3 Ц 12) В те годы многие из десяти северных племен мигрировали в земли Иуды чтобы свободно поклоняться Господу (3 Ц 12:27; 2 Пар 11:13-17). Благодари этому представители всех двенадцати колен Израиля вошли в южные племена Иуды и Вениамина. Никто из народа Божьего не пропал.
4 Царств 19
Тейлор Призм сообщает, что Сеннахирим вторгся в Иуду в 701 г. до Р.Х. В 4 Ц18 сказано, что это был четырнадцатый год Езекии, а в 4 Ц 18:1 написано, что он воцарился в третий год Осии, царя Израильское т. е. в 729-728 гг. до Р.Х. Это историческая неточность?
Конечно, годы правления еврейских царей — это сложная и трудили тема. Иногда годы правления начинают отсчитывать с того момент когда сын начинал править наряду со своим отцом, иногда — с начала его единоличного правления. Время от времени, в зависимости от народа и его обычаев, годы правления начинали считать с первой годовщины восхождения царя на престол. Не удивительно, что на эту тему было написано немало книг. Одна из наиболее известных — «Странные даты еврейских царей». Тем не менее, нам не придется вдаваться в сложные вычисления, чтобы найти ответ на этот конкретный вопрос. Скорее всего« слово четырнадцатый было записано в соответствии с ранней системой по которой цифры и местонахождение обозначали буквами (4,40,400 и т.д.) ставя определенный знак над ними. Если предположить, что здесь был« допущена ошибка при переписывании знака, которым обозначали десятилетие, (что подтверждают и другие примеры чисел в Ветхом Завете), то тогда четырнадцатый — это двадцать четвертый в оригинале.
4 Царств 20:12-15
Нам известно, что Меродах Баладан (или Валадан) был изгнан из Вавилона в 701 г. до Р.Х. ассирийцами. В этом тексте явно историческая ошибка, так как здесь сказано, что он послал вестники а это могло произойти уже после этой даты.
В данном случае путаница вызвана тем, что фраза «в те дни» (20:1) проводит параллель между историей болезни Езекии и наступлением Сеннахирима, о чем сообщает 4 Ц 19. На самом деле, эта фраза указывает на изменение темы рассказа, и речь пойдет еще об одном происшествии, которое случилось во время правления Езекии. Мы можем утверждать это с полной уверенностью, так как та же фраза употреблена в том же значении — без какой-либо прямой связи с предыдущим материалом — в Суд 17:6; 18:1; 19:1; Есф 1:2; и даже в Новом Завете в Мф 3:1.
Когда же случились болезнь и выздоровление Езекии? Нам известно, что Езекия умер приблизительно в 698—696 гг. до Р. X. Если отсчитать назад пятнадцать лет, которые Бог добавил к его жизни, то его болезнь должна была быть в 711 г. до Р.Х., когда Меродах Баладан находился у власти И Вавилоне. Кроме того, это дает нам интересное объяснение, почему Мгродах Баладан послал вестников в Иуду. По-видимому, он стремился к тому, чтобы государства Сирии и Палестины открыли второй фронт против ассирийцев, с которыми он пребывал в постоянной войне.
4Царств 22
Что представляла собой книга закона, которую нашли в храме? Может быть, она была изобретением священников, которые именно тогда создали книги Моисея, чтобы поднять в народе религиозный дух?
Сия довольно интересная теория пользовалась солидной поддержкой со стороны отдельных ученых. Однако каких-то существенных исторических, традиционных или текстуальных доказательств в ее пользу нет. Причина ее им возникновения была в том, что она давала достаточно хорошее объяснение, Ничему документы Ветхого Завета не могут быть такими древними, как они не претендуют, т.е. что в действительности они не являются истинным Слово Божьим. Однако сама теория является примером легковерия.
Согласно ей, вся история человечества была создана в VII в. до Р.Х., народ принял ее, как свою историю, которая не противоречила ни существовавшим традициям, ни расовой памяти человечества. Да, критики не всегда могут похвалиться наличием здравого смысла.
Ответа нет на вопрос о том, что представляла собой пропавшая книга закона. Некоторые полагают, что это была книга Второзакония. Другие щитают, что это все Пятикнижие. Как эта книга закона могла потеряться, мы тоже незнаем. Манассия, сын Езекии, жестоко противился поклонению Богу в первый период своего правления. Он не только ввел языческие божества, но и закрыл храм, а затем предпринял попытку и вовсе искоренить поклонение Господу. И, конечно, в первую очередь он старался уничтожить все священные книги, которые были основанием израильской веры.
Некоторые полагают, что эти священные книги были найдены во время восстановительных работ, благодаря одному древнему обычаю. Дело в том, что при закладке углового камня в здание нередко замуровывали различные документы. Вполне возможно, что во время восстановительный работой в храме в его стене была обнаружена копия Писаний — истинною фундамента израильской веры.
Первая книга Паралипоменон
I- я книга Паралипоменон
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Имя автора 1 и 2 книг Паралипоменон, которые в Ветхом Завете предявлены в виде одной книги, неизвестно. Книга рассказывает об истории Израиля. В первой части даны родословные, чтобы сделать краткий и обзор истории от Адама до смерти царя Саула. Остальная часть книги рассказывает о Давиде и израильском народе, когда они находились и Вавилонском плене.
И хотя в книгах рассмотрен тот же материал, что и в 1—4 Царств, а здесь он целенаправленно сгруппирован определенным образом. Автор обращается к небольшой группе иудеев, которые возвратились в Иудею плена, и его главная цель — показать им, что Бог верен обещаниям включенного Им с ними завета. История Израиля свидетельствует о том, что Бог наводит бедствия на народ, когда люди грешат, и благословляет того, когда они послушны Ему. Каким ободрением, наверное, стало это замечание автора об истории для борющейся за свое выживание общины и Иудее, и какое важное напоминание оно являет собой для нас сегодня: как важно жить в близких отношениях с Господом!
I Паралипоменон 1-9
А нему этот длинный скучный список имен? Ведь Библия считается книгой, которую можно применять в практической жизни. А вместо иного мы имеем родословные.
Родословные были важными документами в Израиле, и не только, как вид гарантии, что какой-то израильтянин — потомок Авраама и принадлежит IV избранному народу Божьему, но и как один из способов сохранения истории этого народа. Методика составления родословных, в которых, как правило, пропускались поколения, и основной акцент делался на отдельных предках или семейных линиях, позволяет историкам сделать ударение на тех или иных положениях. В данном отрывке, например, одна часть родословной составлена так, чтобы подчеркнуть важную роль праотцев и потомков Давида (2:18—3:24).
И хотя бесконечные списки имен, которые мы имеем в этих родословных, могут показаться нам бессмысленными и скучными, автор работал над ними очень скрупулезно, преследуя определенные исторические и богословские цели, которые, если и не понятны нам, то наверняка были понятны его первым читателям.
1 Паралипоменон 11:15-19
Почему Давид вылил на землю воду, которую люди доставили ему, рискуя своей жизнью?
Когда «Давид не захотел пить ее, и вылил ее во славу Господа» (11:18), он не отверг,