«и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах 3:1). Здесь самое замечательное в том, что все сыны Божии (т. е. ангелы) являются пред Господом. Ударение сделано не на том, что сатана имеет доступ к Богу, а на том, что от него тоже требуют, чтобы он давал отчет перед Господом. Какой бы властью ни обладал сатана, он всегда остается в подчинении у Господа.
Иова З
Как могут такие разные представления Иова и его троих друзей быть богодухновенными? Несомненно, что в важных вопросах они расходятся.
Вдохновение гарантирует, что слова Писания выражают то, что подразумевал Бог. Писание не гарантирует, что каждая цитируемая личность будет говорить правду. Например, в Библии сказано, что сатана отвергнул слово Господа, сказав: «Нет, не умрете» (Быт 3:4). Это были ложь, даже несмотря на то, что она записана в Библии. Толкуя Писание и изучая его, мы должны внимательно читать, пользоваться здравым смыслом и принимать во внимание контекст и функции общепринятых литературных форм.
Иова 19:26
Действительно ли этот стих говорит о том, что Иов ожидал воскресения в теле?
Не совсем ясно, какие ожидания имел Иов. Однако ясно другое: Ион верил, что увидит Господа лично. Именно это означает употребленная им идиома «Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (19:27). Доктрина о воскресении понятно изложена в Новом Завете и косвенно упоминается в Ветхом Завете. Как святые Ветхого Завет представляли себе будущее, мы не знаем. Ясно одно: Иов и другие были убеждены в том, что после физической смерти они продолжат свое существование, как сознательные личности, отдающие себе полный отчет в происходящем.
Иова 25:4-6
В Бытии сказано, что люди были созданы по образу и подобию Божию. Как может этот стих говорить, что человек — это «червь, и сын человеческий, который есть моль»?
Ии первых, этот стих передает нам слова Вилдада. Это — не Божье включение о ценности человеческого существа. Во-вторых, здесь уподоблен поэтический прием — гипербола, чтобы подчеркнуть контраст между Богом вверху и человеком внизу. Поэзию, даже в Библии, нужно читать как поэзию, а не как историческую информацию или доктрину.
Нова 38-42
Почему Бог не объяснил Иову причины его страданий?
И конце книги сказано, что Иов имел возможность на мгновение увидеть Бога, и, увидев Его, осознал, что он может лишь поклониться и довериться Самому Богу, не задавая вопросов. Такой же урок преподает эта книга и нам с вами. Мы не спрашиваем у Бога. Мы убеждаемся в Его мудрости и благости и двигаемся дальше, просто веря в Него.
Нова 40:10-27; 40:20
Известно, что бегемот и левиафан считались мифическими чудовищами, которых боялись язычники. Упоминание о них в данной книге свидетельствует о том, что в основу этой части Библии но положены более древние языческие верования.
В этом отрывке слова бегемот и левиафан употреблены, как метафоры. И хотя язычники действительно верили в существование этих чудовищ, сам автор книги Иова верит в их реальное существование. Большинство исследователей Библии полагают, что эти метафоры срисованы с гигантского гиппопотама и крокодила.
Иона 42:7
Как мог Бог сказать, что Иов говорил о Нем «верно», если именно Поп привел доказательства того, что Бог не всегда наказывает нечестивых и не всегда благословляет праведных?
дилемма Иова заключалась в том, что он не видел за собой ничего такого, что заслуживало бы того ужасного наказания, которое его постигло, и мри этом он был абсолютно уверен в том, что Бог поступает справедливо.
Друзья Иова также разделяли его мнение о Боге и поэтому пришли к выводу, что Иов, должно быть, и вправду согрешил, если заслужил таких страданий. У них не было доказательств его греха, но они решили осудить своего друга, так как не могли иначе связать представлений о Боге с тем, что произошло с ним. Иов, зная, что он невиновен, в простоте сердца приводит свидетельства о том, что Бог не всегда поступает так, как считают его друзья. Каждый из них мог назвать имена нечестивцев, которые процветали. И каждый из них знал добрых людей, жизнь которых были отмечена трудностями и испытаниями. Иов был вынужден усомниться в своих представлениях о Боге, не теряя, при этом, своей веры в Него Именно за это и похвалил его Бог. В итоге, Иов осознал, что Бог— это не тот бог, которого верующие с легкостью втискивают в свои рамки а Тот, Чьи цели и мотивы нередко пребывают в тайне. Мы не должны пытаться объяснить действий Бога; мы должны просто довериться Ему, во многом превосходящему наши представления о Его величии, мудрости и доброте.
Иова 42:12-17
Почему не все благословения Иова были удвоены? Его стада увеличились в два раза, а вот детей он получил только десять взамен тех десяти что потерял.
Были удвоены все благословения. Его первые десять детей умерли, это так. Однако библейская вера предполагает, что существование человеки не прекращается с его физической смертью. Десять умерших детей по-прежнему жили с Господом, так что еще десять детей, отцом которых он стал, вместе составили семью из двадцати чад.
Псалтирь
Псалтирь
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассматриваются?
Псалтырь — сборник поэм, используемых для коллективного и личного поклонения Богу. Они были написаны разными поэтами на протяжении нескольких сотен лет. В Псалтири пять книг. Каждая книга представляла собой новый сборник, который добавляли к предыдущему, начиная со времен царя Соломона и заканчивая царем Иосией.
В Псалтири мы видим ярко выраженный целый спектр человеческих эмоций; она исследует все стороны взаимоотношений между верующим и Господом. В этом смысле псалмы служат примером как для индивидуальных молитв и хвалы, так и для возносимой хвалы поклоняющейся общиной.
Поэзия Псалтири
Какие правила еврейской поэзии помогают нам лучше истолковать Псалмы?
Еврейская поэзия строится на идейном повторении, а не на ритме. Как правило, главная мысль выражена автором в первой фразе, и сразу же за этой фразой следует некая параллельная форма той же мысли.
Некоторые формы параллелизма очень сложны; однако в целом его можно разделить на три основных вида. Синонимичный параллелизм — это повторение одной и той же мысли в разных выражениях. Антитетический параллелизм подчеркивает исходную идею посредством противоположной или контрастной идеи. Синтетический параллелизм развивает основную мысль, добавляя к ней серию идей, достраивающих ее и расширяющих.
Псалом 5:6
Как может любящий Бог «ненавидеть всех, делающих беззаконие»? Это не соответствует нравственности и противоречит призыву Иисуса любить своих врагов (Мф 5:44).
Бог явил Свою несомненную любовь к грешникам, послав на крестную смерть Своего Сына. В то же время крест заявил о твердом намерении Бога наказать грех. В сем псалме, а также в других сходных местах Ветхого и Нового Заветов (Мал 1:2, 3; Рим 9:13), эти слова имеют юридическое значение. Верящие в Бога и стремящиеся к тому, что правильно, стоят в безопасном круге Божьей любви. Те же, кто отвергает Бога и творит зло, находятся вне этого круга в поле осуждения. Бог любит(принимает, прощает) верующего грешника; Бог ненавидит (решительно отвергает, приговаривает к наказанию) грешника, который не верит Господу и не обращается к Нему.
Псалом 9:22-39
Есть псалмы, написанные во враждебном, злом тоне. Как могут верующие объяснить такое отношение к людям, даже в тех случаях, когда другие действительно причинили им вред?
Эти псалмы обычно называют псалмами проклятия, так как они призывают Бога отомстить врагам псалмопевца за те раны, которые были нанесены ему. Некоторых христиан это беспокоит; на самом деле, здесь нет поводя для беспокойств. Псалмопевец взывает к Богу, как к Судье, чтобы Он наказал тех, кто сделал зло. Это не какие-то злые проклятия, обращенные к беззащитным парням, обидевшим псалмопевца. Это требования справедливости, обращенные во вселенский верховный суд.
Псалмы проклятия, такие, как 5, 7,30,36, 55, 57,82 и 108, являются примером веры и самообладания. Вместо того, чтобы отомстить лично, псалмопевцы отдают отмщение в руки Божии, прося только о том, чтобы Он поступил справедливо.
Псалом 13
Кто этот «глупец» в этом и других псалмах, и почему его вера в то, что «нет Бога», так ужасна? Нужно ли ко всем агностикам относиться столь негативно?
Причина осуждения глупца в Ветхом Завете становится ясной, если мы посмотрим на четыре основных слова еврейского языка, переводимые, как «глупец». Все они подчеркивают нравственную, а не умственную неполноценность. Глупцы упрямо не желают подчиниться Богу или Божьему закону, и посему они «развратились, совершили гнусные дела…» (13:1).
Некоторые люди действительно честно говорят о том, что не уверены в существовании Бога. Было бы неверно причислять их к тем, кто с презрением отзывается о Боге, и кто, будучи убежден, что нет Бога, Который может призвать ответить за свои действия, предается греху с ненасытностью.
Псалом 18
Что такое естественное откровение, и что оно может рассказать нам о Боге? Может ли человек спастись, веря в Бога, открывающего себя в природе?
богословы выделяют два вида откровения: общее и особое. Общее откровение — это откровение Бога о Себе в творении; оно охватывает все, что Он сотворил. Особое откровение Бога — это Его прямое откровение
себе через видение, слово ил и действие; содержание такого откровения нельзя вывести путем умозаключений: оно должно быть явлено напрямую.
Псалом 18 рассказывает нам о том, как сотворенная вселенная возвещает сливу Божию, и каждый человек слышит этот безмолвный глас небес. Н Ним 1:20 Павел развивает эту тему. Здесь он говорит о «вечной силе Его и божестве от создания мира через рассматривание творений видимые». Следовательно, Бог открыл и открывает Себя всем людям.
Нот что пишет Павел дальше. Вместо того, чтобы ответить на это откровение и поклониться Богу, люди отвергают Его свидетельство и в творении и «подавляют истину неправдою» (Рим 1:18). Общее откровение пишется, скорее, не средством ко спасению, а средством демонстрации погибающего состояния человечества. Если бы люди имели правильные и взаимоотношения с Богом, они признали бы Его в общем откровении и поклонились бы Ему. Но, так как люди испорчены грехом, они отвергают его свидетельство, выраженное в природе. В древности люди придумывали нелепые легенды о том, как тела убитых богинь становились материальной ленной. Современные люди придумывают нелепые теории о том, как и результате процесса эволюции скопления материи и энергии стали звездами и планетами, а единичные микроскопические живые клетки, возникшие из неживой материи, превратились в сложные формы жизни, наполняющие наш мир сегодня. Древнее и современное человечество доказывает свое нежелание знать Бога.
Может ли человек спастись, веря в Бога, открывающего Себя в природе? Да. Если реакция человека на любое самооткровение Бога о Себе — ею вера, то результат смерти Христа применим и к нему (Быт 15:6). Но великая истина, которая побуждает нас свидетельствовать ближним