Манассии на добро? Потому что у Манассии была свобода выбора, и он выбрал зло.
Однако не поймите неправильно смысл Пр 22:6. Верующие родители делают все от них зависящее, чтобы оказать положительное влияние на своих детей, и осознают, что только Божья благодать может прочий закрепить это влияние. Но они также понимают, что их дети обладаю! своей собственной волей и несут ответственность за свой моральный выбор И хотя родители радуются тому, что их дети делают правильный выбор, они не приписывают это себе. А если выбор ребенка пал на зло, родители тяжело переживают об этом, однако осознают, что это —не их вини
Притчей 31:10-31
Разве вы не согласитесь с тем, что Библия — это книга, где доминион ют мужчины, значит, это — шовинизм? Данный отрывок — это очевидно — учит тому, что место женщины — дома.
Это правда, что Библия действительно появилась в обществе с патриархальной структурой, и многие из ее законов и обычаев являются отражением устоев того общества. Но неправда, что Библия — шовенистский документ, который говорит, что мужья должны доминировать над своими женами, или роль женщины ограничена домом, и она не имела права выбрать ту профессию, где преобладают мужчины.
Этот отрывок, иногда цитируемый в качестве аргумента в защиту мнения «женщина должна сидеть дома», на самом деле, говорит совсем о другом. Мы не должны забывать о том, что общество Ветхого Завета было аграрным, а богатство измерялось землей и тем, что она приносили. Мужчины должны были возделывать землю, изготовлять из того, что она давала, продукцию, которую покупали и продавали, следить м работниками и т.п. Интересно в этом отрывке о добродетельной жене то, что она занята такими же видами деятельности, что и ее муж. Экспозиционном Словаре Библейских Слов написано: она наблюдала за рабочими (ст. 27). Она работала закупщиком на своих предприятиях (ст. 14). Она продавала то, что производили ее рабочие (ст. 18, 24), и от своей прибыли делала инвестиции (ст. 16). Она могла свободно оказывать помощь нуждающимся (ст. 20). Ее уважали за ее мудрость и ответственность (ст. 26-31). Перед нами удивительная картина: женщина Ветхого Завета была задействована в осуществлении тех функций, которые мы сегодня называем миром бизнеса. Деятельность ветхозаветной женщины была тесно связана с ее домом и семьей; но она совершенно не была тем, о чем думают некоторые, когда говорят, что женщина должна «следить за домом, и смотреть за детьми». В библейские времена женщин уважали намного больше.
Библия считает женщин личностями, наделенными способностями и гой степени, в которой ими наделены все люди, созданные по образу Божию.
Книга Екклесиаста или Проповедника
Екклесиаст
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассматриваются?
И предания, и Ек 1:1 предлагают считать автором этой книги Соломон«, «сына Давидова, царя в Иерусалиме».
Книга была написана в последние годы жизни Соломона после того, как его чужеземные жены отвернули его сердце от Господа к богам языческим. Утратив свой духовный якорь, Соломон внезапно ощутил, что его жизнь не имеет смысла. И он отправился на его поиски. Однак в своих исследованиях он ограничился только лишь человеческим разумом (1:13), и собрал свои доказательства только из материальной вселенном (1:14, «под солнцем»).
Первая часть книги выполняет роль доклада об исследованиях этом» мудрого ветхозаветного правителя, того, в котором большинство людей стремится отыскать какой-то смысл. Сам Соломон делает вывод: «Супя сует,— все суета!» (1:2). Во второй части книги Екклесиаст задает второй вопрос: если все бессмысленно, то какие решения из тех, что мы принимаем в этой жизни, лучше других? И хотя Соломон делает вывод, что одни решения предпочтительнее других, он, тем не менее, остается при своем убеждении: дать удовлетворительный ответ на вопрос о смысл» жизни — недоступно для человека.
Екклесиаст
Книга Екклесиаста так пессимистична! А мрачные выводы Соломона совершенно не сочетаются с обилием мажорных отрывков в Библии. Тут напрашивается вывод, что эта, так называемая богодухновенным книга прямо противоречит другим книгам, которые верующие также называют богодухновенными.
Не забывайте, что богодухновенность еще не означает, что все записанное — непременно верно. И, конечно же, это неверно, что жизнь бессмысленна. Богодухновенность Писания гарантирует точность его содержания. Книга Екклесиаста — документ, в котором точно переданы мысли одного из самых мудрых людей в истории, изучившего вопрос о том, может ли земная жизнь иметь смысл только в себе самой. Выводы Соломона, записанные здесь, напоминают нам о том, что если Бога нет, а наша цель — это не вечность, То тогда жизнь на земле действительно бессмысленна. А оптимистичный позитивный настрой остальных книг Библии основан на смысле, который пирующий обретает в существовании Бога и Его любви.
Учитывая то, что в своем поиске он решил опираться только на разум, и что он ограничился одним мимолетным опытом человека в этой материальной вселенной, можно сказать, что Соломон был прав. Богодухновенность гарантирует точность его отчета об этом процессе и о сделанных им выводах. Но она не дает гарантий в том, что его выводы отражают действительность, известную нам благодаря более полному откровению Бога о Себе в Писании, и о Его благих намерениях в отношении человечества.
Екклесиаста 3:19
Как может Библия говорить, что участь человека такая же, как и продолжаются скота? Разве она не учит, что после биологической смерти люди продолжают свое существование, как сознательные личности?
Это другие высказывания как, например, «есть и пить и видеть доброе во (всяком труде своем» (3:13), нужно понимать в контексте ясно выраженной методологии и теории этой книги. Соломон ограничился доказательствами своих органов чувств. И, судя по всему тому, что может увидеть человек, нет различия между умершим человеком и с дохшей коровой. С биологической точки зрения оба подверглись одной участи. И только тогда, когда мы принимаем свидетельство откровения, мы можем с уверенностью сказать, что между участью человека и участью животного есть различие.
Можно привести еще несколько подобных выводов, которые, несмотря ни го, что они записаны в книге Соломона, нельзя назвать верными. Перед нами точно изложенные выводы Соломона, но не Божье откровение действительности, которое было дано Соломону.
Книга Песни песней Соломона
Песни песней
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Несколько упоминаний о Соломоне и частые упоминания о «царе» легли в основу традиционного представления о том, что автором этой книги является Соломон. И хотя еврейские и христианские комментаторы считаю эту поэму метафорической, изображающей отношения между Богом и Его народом, лучше всего понимаешь Песни песней, когда воспринимаешь ее, как гимн любви между мужчиной и женщиной,— возлюбленным и возлюбленной. Некоторые были шокированы, когда узнали, что в Библию включили «простую песнь о любви». Но ведь Песни песней и есть прекрасное подтверждение того дара, которым Бог наделил людей. А дар этот — способность любить и быть любимым в браке.
Поэзия Песни песней
В чем сходство Песни песней с другими примерами древней любовной поэзии?
Археологи обнаружили немало образцов древней любовной поэзии Ближнего Востока. Эта поэзия изобилует грубыми и красноречивыми намеками на секс, чем очень отличается от нежных, страстных образом в Песни песней. Да и во всей Библии о сексе говорится честно, открыто и с неподражаемой скромностью. Другие культуры, такие, как наше современное общество, обесценивают сексуальные отношения, лишаи половой акт его тайны; и литература, и другие средства массовой информации относятся к нему, как к животному инстинкту.
Книга Исаии
Исаия
А то написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассматриваются?
Эта величественная книга пророчеств была написана Исаией, сыном Амоса.
Исаия жил в Иудее, на юге Иудейского царства, в период критических набегов ассирийцев. Пророк стал очевидцем того, как Израиль — северное иудейское царство, было стерто с лица земли, а его народ угнан в плен и 22 г. до Р.Х. Он пережил период опустошения, который постиг большую часть его страны, когда ассирийцы снова вернулись в 701 г. до Р.Х. Именно тогда Бог вернул армию врага назад в свою страну, не позволив ассирийцам захватить Иерусалим. Предание гласит, что Исаия умер мученической смертью при Манассии, нечестивом сыне богобоязненного царя Езекии.
В работе Исаии отражены как ранний, так и поздний периоды его сужения. Первые тридцать пять глав этой пророческой книги изобилуют предостережениями и призывами к покаянию. Историческое отступление и повествовательной форме рассказывает о том, как Бог отвел ассирийцев в ответ на молитву Езекии. Затем главы 40-66, обращая взгляд в будущее, предлагают утешение народу, который избежал угрозы от ассирийцев, но не избежит переселения в Вавилон через сто лет после этого. В последних липах говорится об условиях жизни после ассирийского плена, и даже названо имя правителя Персии Кира, который в 537 г. до Р.Х. отдаст повеление о возвращении иудеев на родину (44:28; 45:1). Многие ученые, обратив свое внимание на то, что словарный состав второй части книги заметно отличается от первой, утверждают, что Книга пророка Исаии имел двух, а, может быть, и трех авторов.
Если мы согласимся с тем фактом, что Бог знает будущее и открывает его (46:9-11),— это обстоятельство часто повторяется у Исаии — то в таком случае упоминание имени Кира вряд ли можно считать доказательством того, что книга была написана уже после того, как царь Кир выше, и на историческую арену. Аргументы в пользу версии о двух авторах, основанные на незначительных отличиях в литературных стилях и лексиконе книги, также недостаточно сильны. Этим отличиям легко найти объяснение. В первом и во втором разделах своей книги Исаия развивает две разные темы: в первой — тему тьмы и суда; во второй — тему надежды И восстановления. К тому же, изменения в стиле, которые могут произойдет с любым человеком через сорок лет, являются таким же полноправным объяснением литературных отличий в тексте Исаии, как и версия о двух авторах. Обратите внимание и на то, что версия о двух авторах никак не объясняет, почему эта книга обладает заметным литературным единством. Это единство намного превосходит ее литературные различия.
Одна из тем, объединяющих эту сильную книгу —тема пророчеств о Мессии. Благодаря акценту на грядущем избавителе, а также впечатляющему портрету Мессии в 53-й главе, где Он изображен страдающим Рабом, Исаия может быть по праву назван евангелистом Ветхого Завет Некоторые считают его тексты евангелием —благой вестью о том, что Бог намеревается сделать для Своего народа после пришествие Христе посредством Его страданий.
Исаия, как пророк
Существуют ли особые правила толкования пророчеств? Почему некоторые разделы пророческих книг так трудны для понимания’?
Книга пророка Исаии относится к разделу пророческих, как и те книги, которые следуют за ней в Библии. Пророками были особенные личности, избранные