богословское учение напоминает нам о том, что биологическое потомство Авраама, Исаака и Иакова не смогло спасти Израиль, как н его соблюдение закона. И только те в Израиле, кто имел личную веру и Господа, составили истинный Израиль Божий (Рим 9:6; 11:1-6).
Слова и снова древнее государство подвергается страшным судам за нос неверие. И вновь Бог дает Своему народу шанс начать все заново, построив будущее из выжившего остатка после того, как Он был вынужден опустошить эту землю.
Исаии 14:12
Это сатана — «сын зари», или речь идет о царе Вавилона?
Выражение «Сын зари» употреблялось в более старых английских переводах и в современном переводе его заменили словом Люцифер. Этот стих в его переводе, который дан в Септуагинте (греческая версия Ветхого Завета, написанная прибл. за столетие до рождения Христа) перефразирован Иисусом (Лк 10:18). Таким образом, становится очевидным, что речь идет о сатане. Это привело к тому, что большинство комментаторов стали видеть сатану и в оригинале. Но, скорее всего, здесь вступает в действие закон двойного смысла, играющий немаловажную роль в толковании пророчеств. Исаия описывает падение Вавилона в лице его царей. И, тем и«* менее, это описание относится и к сатане, чьи представления и мотивы мшили свое отражение в его деспотичных земных двойниках.
Исаии 28:13
Как можно понимать выражение: слово Господа стало «делать и делать»?
Было предложено несколько толкований. В еврейском тексте в стихах 10 и 13 написано tsaw ,tsaw ,tsaw ,tsaw, qaw., qaw ,qaw ,qaw. Часть толкователей Библии пришла к выводу, что эти фразы передают пьяное бормотание то есть, слово Божие стало бессмыслицей для Его народа,— причина, по которой он «упадет навзничь, и разобьется, и попадет в сеть. И будет уловлен» (ст. 13). Другие делают ударение на фразе так что в ст. 13, полагая, что Израиль заменил слово Божие такими словами, которые мало чем отличаются от пьяного бормотания, за что и был осужден, Третий вариант: повторение «делать и делать, делать и делать, правило ни правило, правило на правило» (ст. 10, 13) свидетельствует о неправильном понимании слова Божьего. Когда народ Божий видит в Писании всего лишь свод правил, он упускает из виду весть о благодати, милости, любви и верности, что является неотъемлемой частью контекста закона Божьего и личных отношений человека с Богом.
Исаии 41:8
Как могут христиане утверждать, что «раб» в этом стихе — это Христос, когда здесь ясно написано: «Израиль, раб Мой»?
В Книге Исаии есть несколько мест, где речь идет о «рабе». Иногда он действительно говорит о народе израильском (41:8-10; 42:18-19; 43:9-10; 44:1-3; 45:4; 48:20). Однако эти стихи об Израиле подчеркивают тот факт, что, хотя он и избран Богом и Он укрепляет его, Израиль не выполнил той задачи, которую поставил перед ним Бог. Следовательно, Исаия представляет нам другого раба. Этот раб, будучи Мессией, совершит волю Божию. Четыре отрывка у Исаии, которые говорят о Мессии, как о рабе Господа, это-42:1-9; 49:1-7; 50:4-10 и 52:13-53:12. Вместе эти отрывки подчеркивают принципиальную позицию Христа: Он — Раб, Верный правде и той миссии, которую возложил на Него Бог, и что самое удивительное — Он пожелал пострадать и умереть за грехи Божьего народа.
Исаии 44:28; 45:1
Безошибочно названное имя правителя (Кир), возвратившего иудеев на их родину, доказывает, что эта часть книги была написана после 539 г. до Р.Х. А так как Исаия умер прибл. в 680 г. до Р.Х., то он не мог быть ее автором.
Такая постановка вопроса заранее предполагает, что Бог не мог открыть 11саии будущее. Однако сам Ветхий Завет говорит о том, что Бог делает как раз противоположное: Он открывает будущее через своих пророков (11:23; 45:21; 46:9-10; 48:3,5). Трудности создает не Библия, а критики, считающие, что Бог не знает будущего или не способен открыть его.
Какие свидетельства можно привести в доказательство того, что предсказательные пророчества Писаний являются точной картиной будущего? Ниже приведена небольшая часть из списка пророчеств Ветхого Завета о Христе, которые уже исполнились. Эти пророчества пыли произнесены за сотни лет до фактического рождения Христа, и, тем Не менее, каждое из них исполнилось дословно и в точности.
Пророчество Предсказание Исполнение
Станет Сыном Божьим Пс 2:7 Мф 3:17
Станет потомком Давида Иер 23:5 Лк 3:23, 31
Будет рожден в Вифлееме Мих 5:2 Мф 261
Будет «от дней вечных» Мих 5:2 Кол 1:17
Будет назван Господом Пс 109:1 Лк 2:11
Будет «Богом с нами» Ис 7:14 Мф 1:23
Будет совершать чудесные исцеления Ис 35:5-6 Мф 9:35
Будет предан другом Пс 40:10 Мф 10:4
Будет продан за тридцать монет Зах 11:12 Мф 26:15
Деньги за предательство будут брошены в доме Божьем, а
затем употреблены на по Горшечника Зах 11:13 Мф 27:5, 7
Будет распят Ис 53 Мф 27
Пронзят руки Его и ноги Пс 21:17 Лк 23:33
Будет распят с ворами Ис 53:12 Мф 27:38
Об одежде Его будут бросать
жребий Пс 21:19 Ин 19:23-24
будет оставлен Богом Пс 21:2 Мф 27:46
Кости его останутся целыми и не будут перебиты Пс 33:21 Ин 19:33
Будет пронзен Зах 12:10 Ин 19:34
Будет похоронен в гробнице богатого человека Ис 53:9 Мф 27:57-60
здесь приведены всего лишь несколько из тех трехсот пророчеств и Христе-Мессии, которые мы имеем в Ветхом Завете. И когда мы сравниваем их с исполнением этих пророчеств в Новом Завете, нам становится абсолютно ясно, что Библия действительно содержит точные предсказания-пророчества. А возражение о том, что имя Кира было записано много лет спустя после смерти Исаии, на поверку оказывается проявлением пустого и бессмысленного протеста.
Исаии 45:7
Слова Бога о том, что Он «дает мир», возможно, и не противоречат мнению о том, что Бог — благ. Однако Его заявление о том, что Он «производит бедствия» никак не соответствует идее о Его благости.
На этот стих нередко ссылаются, как на доказательство того, что Бог- инициатор зла. Причина заключается в следующем. Слово, написанное в оригинале,— га’ — может употребляться как для обозначения зла или неправильных поступков, так и для обозначения их последствий.
Отрывки, доказывающие, что в Боге «нет неправды» (Вт 32:4), и что «чистым очам Его не свойственно глядеть на злодеяния» (Авв 1:13) ясно говорят: Бог не делает зла ,то есть, Он не поступает неправильно. С другой стороны, Бог действительно следит за тем, чтобы зло было наказано Таким образом, Бог и в самом деле производит бедствия в таком же смысле, который вкладываем в эти слова мы, когда говорим, что судьи, вынесший преступнику обвинительный приговор, принес несчастье в личную жизнь осужденного.
Исаии 49:6
Как может Бог, Который любит всех людей, считать один народ избранным и не принимать другие? И не свидетельствуют ли слона Ветхого Завета о том, что только иудеи являются народом Божьи и в пользу того, что Бог ограничен и недобр?
Совершенно нет. В Ис 49:6 ясно сказано, что Бог хотел, чтобы спасение было доступным для каждого. Этот стих так говорит о Мессии: «Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли».
Необходимо расширить контекстуальные рамки этого вопроса. В Быт 1-11 сказано, что Бог имеет отношения со всем человечеством: через общее откровение и через предание. Но из-за того, что человечество не смогло познать Его и подчиниться Ему, Бог избрал одного человека, Авраама и его потомков — евреев, чтобы они не только стали проводниками Его особого откровения, но и чревом, в котором сформируется будущий Спаситель
моего человечества. Ведь в начале Бог сказал Аврааму: «Благословятся и тебе все племена земные» (Быт 12:3).
В Ветхом Завете много примеров заботы Бога, которая распространяет- П1 не только на иудеев, но и на язычников. Среди таких благословенных и ночников Ветхого Завета можно назвать Раав-блудницу (Нав 2), Руфь, 11еемана (4 Ц 5), а также все население Ниневии (Ион 4).
Исаии 58:3-6
Есть ли какая-либо духовная польза от поста?
И Ветхом Завете было постановление только об одном посте. Этот пост должен был совершаться в день искупления (Лев 16:29). Однако И Библии есть упоминания и о других постах, причиной которых могли пин, военная угроза (Суд 20:26; 2 Пар 20:3), болезнь(Пс 34:13), скорбь (1 1131:13; 1 Пар 10:12). Новый Завет нередко соединяет пост с молитвой (Лк 2:37; Деян 10:30; 13:2). Однако, даже с учетом сказанного выше, мы находим иного повеления поститься, кроме как в день искупления, чтобы «смирять души ваши» (Лев 16:29).
Хотя нет причин, чтобы не поститься, если человек этого желает или чувствует побуждение. Захария в Зах 7:9-10 напоминает нам, что Бога Дольше интересует, проявляем ли мы при этом справедливость, милость и сострадание.
Книга Иеремии
Иеремия
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены ?
В книге записаны пророческие проповеди, провозглашенные Иеремией а впоследствии продиктованные им своему секретарю Варуху (Иер 45) Иеремия жил в последние десятилетия существования царства Иуды, но времена правления Иосии, Иоакима и Седекии. Его послания размещены не в хронологическом порядке: нередко дата их написания определялись по имени царя, во времена правления которого они были сказаны.
Миссия Иеремии заключалась в том, чтобы предупредить народ Иудеи о нависшей над ним угрозе: пророк призывал своих соотечественником подчиниться вавилонянам, чтобы не погибнуть в бессмысленном со противлении. Слова Иеремии вызвали сильное негодование у правителей Иуды и среди народа, пророка обвинили в нескольких преступлении; подрыве нравственных устоев и государственной измене.
Несмотря на мрачный тон служения Иеремии, эта книга содержит одна из самых светлых обетований Ветхого Завета. Среди всех предупреждений о гибели звучит благая весть о том, что Бог решил заключить с народом Израиля Новый Завет. Он заменит завет с Моисеем, который был записям на камне, законом, записанным в человеческом сердце. Изольются сила и прощение, и очищенный народ Божий наконец-то будет жить праведно и наслаждаться благословениями Господними.
Иеремии 1:2; 2:5
Каким образом к Иеремии и другим пророкам Ветхого Завета ходило слово Господне? Они слышали голос?
Выражения «слово Господа», «Бог говорит» ясно свидетельствуют о том, что пророки Ветхого Завета прекрасно осознавали: они несли людям Божье слово, а не просто высказывали личное мнение. В Послании к евреям есть замечание о том, что Бог говорил «многократно и многообразно» (Евр 1:1). Возможно, что такое многообразие не исключало возможности слышать голос. Помимо этого, Бог говорил через сны, видения и явления ангелов.
Вопрос не в том, как откровение пришло к пророкам и к другим авторам Священного Писания. Библия говорит, что не люди были первоисточником
своих посланий, но что они говорили, «будучи движимы Духом Святым» (I Пет 1:21). Богодухновенными считаются записанные слова Писания, которые гарантируют, что передают именно ту весть, которую желал понести до нас Бог. Мы можем доверять Библии не потому, что можем определить, как Бог говорил к