пророкам, а потому, что знаем: через этих пророков говорил Сам Бог (см. комментарий к Ис 44:28).
Иеремии 2:13
Что представляла собой «живая вода»? И что плохого в том, чтобы им сечь другие водоемы?
Выражение живая вода означает «текущие воды». Здесь источник живой йоды отождествлен с родником — постоянным потоком воды, текущим из под земли. Такой родник не только давал воду человеку и животным, но и использовался для орошения полей и выращивания урожая. Те, кто жил холмистой и засушливой местности Палестины, выживали только благодаря домашним колодцам, которых обычно выкапывали три, чтобысобирать в них воду для семьи во время весенних и осенних дождей. Если
стены колодцев давал и трещины, вода уходила под землю, и семья должна была уйти из этой земли или погибнуть. Следовательно, здесь применено сильное сравнение: Бог — это родник, источник вечно текущей воды. А и идолопоклонство — ряд разбитых водоемов. Образ живой воды перенесен м и 11овый Завет, где Иисус, говоря о Святом Духе, обещает всем, кто поверит в Него, постоянный источник живой воды, изливающийся изнутри их (Ин 7:38).
Иеремии 7:22-23
Разве заявление о том, что в период Моисея Бог ничего не говорил о всесожжении и жертве, не доказывает, что книга Левит была написана после VII в. до Р.Х. во времена Иеремии?
Совершенно нет. В тексте сказано: «Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли египетской, о всесожжении и жертве; Но такую заповедь дал им: слушайтесь гласа Моего». Иеремия имеет в виду особый случай, записанный в Исходе, когда Бог являл Себя в огне и громе на горе Синай. Тогда Бог потребовал, чтобы Израиль слушался Его (Исх 19:5), и народ ответил Ему согласием (19:8) Законы о жертвоприношениях пришли позже, и были даны Израилю Моисеем уже после того, как он пребыл с Богом на горе в течение сороки дней. Итак, Иеремия ясно говорит: первое место во взаимоотношениях с Богом занимают любовь к Нему и послушание Ему. А из этого следуй уже и все остальное; но без любви и послушания ничто другое не имеет смысла. Поклонение Иудеи во времена Иеремии было бессмысленным, потому что это был ритуал без взаимности, обязанность без посвящения жертва без искренности.
Иеремии 7:31
Что такое Тофет, и почему его существование в окрестности Иерусалима требовало осуждения?
Тофетом называли парк или местность, где язычники приносили в жертву детей. При раскопках в окрестностях древнего Карфагена были обнаружены тысячи маленьких сожженных детских тел, в основном, от младенчески о возраста до четырех лет. Тот факт, что подобное место могло существовать и в землях Иуды, свидетельствует о том, насколько ужасным были растление народа.
Ужас Тофета еще сильнее подчеркивает следующий контраст. В древности во времена большой опасности люди иногда приносили в жертву своих детей (4 Ц 3:26, 27). Однако те дети, которых заживо сжигают в Тофете, приносились родителями в жертву в надежде получить что Щ от бога или богини: больше богатства, выздоровление от болезни и I м Жизнь ребенка отдавалась в обмен на какие-то личные выгоды. Современные Тофеты — это не парки, а больницы, а тела невиновных не сжигали а выскабливают и смывают. В американских клиниках, где делают аборты жизнью торгуют так же бессердечно, как и в древних Тофетах. Не много отличаются мотивы тех людей, которых осуждал в свое время Иеремии от тех, кто живет сегодня. Кто не желает, чтобы что-то мешало карьере или отпуску, кто надеется избежать последствий своего выбора, или кто просто считает, что ребенок причиняет большие неудобства. Наши сегодняшние Тофеты вопиют о суде так же громко, как и поросший травой парк у древнего Иерусалима. Реальность, стоящую за абортом, не могут скрыть даже современные комфортабельные офисы, как она могла этого сделать трава над могилами когда-то сожженных зажим» младенцев.
Иеремии 12:1-6
Не свидетельствуют ли частые депрессии Иеремии и его борьба с отчаянием о том, что он был человеком недуховным? Разве истинные верующие не свободны от всего этого?
Полагать, что вера в Бога освобождает нас от болезненных эмоций, как если бы наша вера делала нас нечувствительными к боли, если бы мы сломали могу, ошибочно. Пока мы живем в этом мире, мы будем чувствовать боль. Ииногда нам будет казаться, что перенести эту боль не в наших силах. Времена отчаяния и депрессии не всегда свидетельствуют о недостатке меры. Напротив, в такие моменты нам предоставляется возможность продемонстрировать нашу веру. Иеремия прекрасно доказал свою веру. А частые сражения пророка с отчаянием были вызваны мукой от знания той судьбы, которая постигнет народ, отвергнувший его слова. Кроме того, еще одной причиной отчаяния стало все возрастающее противление го стороны людей. И, тем не менее, в течение сорока лет Иеремия верно нес свое служение проповедника. Пример того, как Иеремия выражает свое личное горе, учит нас не смотреть на собственную боль, а Бог всегда даст нам силы, чтобы продолжить путь и победить.
Иеремии 22:24, 30
Как мог Бог отвергнуть семью Иоакима и сказать, что «никто уже ни племени его не будет сидеть на престоле Давидовом», когда Он пообещал Давиду, что кто-то из его потомков всегда будет иметь право на престол?
И 1 Пар 3:16-17 названы имена семи потомков Иоакима. Интересно, что табличка, обнаруженная на вавилонских воротах Иштар, сообщает, что все семеро стали евнухами (были кастрированы), и, таким образом, не могли иметь детей. Каким же образом Бог сдержал обещание, данное Давиду? У Соломона был брат по имени Нафан, и семеро сыновей Нери — потомка Давида через Нафана —были усыновлены Иоакимом. Если сравнить І Пар 3:19 с Лк 3:27, то мы увидим, что Зоровавель, правивший Иудеей но времена Аггея и Захарии, был из колена Давидова, сын Федаия и брат Шимея, который был потомком Нери. Род Иоакима действительно прекратился, а Иисус стал потомком Давида от другой ветви его семьи.
Иеремии 23:31
И чем заключалась весть лжепророков? Как мог народ Иуды знать, что кто-то — лжепророк?
Лжепророки появлялись как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Это были люди, которые претендовали на то, что у них есть весть от Бога,— но Бог не посылал их. Во Вт 13 и 18 даются четкие критерии, как отличить лжепророка от истинного. Истинный пророк— это иудей, а не язычник, который говорит во имя Бога, чья истинность, как вестника Божьего, подтверждается его исполнившимися предсказаниями. В Новом Завете также дан один критерий, как распознать ложных пророков и учителей: ложный пророк не признает, что Иисус есть истинный Бог и человек одновременно (1 Ин 4:1-3).
Есть еще несколько признаков лжепророков, которые мы находим как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Среди них можно назвать следующие:
Доктринальные признаки Иер 2 Пет Иуд
Вносят пагубные ереси, отрицая
Господа, искупившего их 23:13 2:11
Личностные признаки
Самоуверенность, высокомерие 23:10 2:10 16
Презрение к авторитетам 2:10 4
Следуют порочным желаниям
грешной природы 23:14 2:10 4,19
Любят прибыль 2:15 12
Характеристики служения
Взывают к грешным желаниям 23:14 2:17 16
Обещают свободу
безнравственным 23:16-17 2:19
Несмотря на то, что лжепророк может иногда на некоторое время притвориться набожным, вскоре доктрины, личность или служение выдадут его, и истинные верующие отойдут от него.
Иеремии 25:11
О каком семидесятилетием периоде идет здесь речь? Какие семьдесят лет означали Вавилонский плен? Каким образом этот период можно сравнить с семидесятью годами, о которых сказано у Зах 1:12?
Вероятно, эти семьдесят лет у Иеремии — это период приблизительно с 605 г. до Р. X., когда царь Иоаким был отведен в Вавилон, до 538 г. до Р. X., когда Кир дал разрешение иудеям возвратиться домой. Здесь идет речь о периоде политического плена. В отличие от Иеремии, Захария говорит о религиозном плене. По всей вероятности, его семидесятилетний период (мчался с 586 г. до Р. X., когда был разрушен храм Соломона, и продолжался к 516 г. до Р.Х., когда возвратившиеся из плена наконец-то окончили строительство нового храма на том месте, где стоял храм Соломона.
Иеремии 31
Какое отношение к Израилю и церкви имеет новый завет Иеремии?
Основные положения нового завета, обещанного Богом через Иеремию, мы читаем в Иер 31:31-34. Вот его ключевые элементы: 1) новый завет заменял завет Моисеев. Завет Моисея или закон управлял отношениями между Богом и верующими по мере приближения поколений к концу истории, когда Бог должен был исполнить Свои древние обетования, данные Им Аврааму. 2) Новый завет был заключен с домом израильским и с домом Иуды. 3) Новый завет обеспечивал полное прощение грехов.
Новый завет приводил к внутреннему преображению личности человека, И результате чего закон Бога становился записанным в его сердце. Такой образной форме показано обращение, которое наделяет верующих способностью радостно и по собственной воле исполнять то, что старый закон, написанный на каменных скрижалях, требовал от них, если они желали жить в общении с Богом.
Чтобы понять, что имеется ввиду под новым заветом, необходимо знать, что (и Иеремия просто предсказывал, что произойдет в будущем. Слова Иеремии — это пророчество. В Евангелии написано, что новый завет был действительно узаконен смертью Христа. Однако мы не должны забывать, что все обетования Божьего завета — эсхатологические. То есть, они устремлены вперед, в конец истории, когда все обетования полностью пополнятся. Именно поэтому в Рим 11:26-27 Павел пишет о грядущем исполнении обетований нового завета с Израилем: «И так весь Израиль — спасется, как написано: «придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова; И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».
Но как тогда Павел может называть себя современным служителем Нового завета (2 Кор 3:6), а автор Послания к евреям объяснять значение смерти Христа для христиан в понятиях исполнения нового завета (Пир 8—10)? Ответ нам дает одна замечательная характеристика библейских пророчеств. Предсказания и пророчества, окончательное исполнение которых совершится в далеком будущем, в то же время оказывают свое воздействие на верующего в настоящем! Возьмем, к примеру, завет Авраамом, согласно которому потомство Авраама должно было иметь благословение и получить в наследие земли Ханаана. Пророки учат, что это обетование исполнится в конце истории. Но если какое-то поколение иудеев верно следовало закону Моисея, то, как пообещал Бог, они будут пользоваться преимуществами, которые давал завет с Авраамом (т. е. буду! иметь Божье благословение и обладать землей) еще при их жизни.
То же самое и с новым заветом. Человечество до конца осознав! преимущества, которые дала ему смерть Христа, только тогда, когда Он снова вернется на землю. Тогда обетования нового завета исполнятся окончательно. Однако Бог пообещал нам в Библии, что если