греч. —Христос) «предан будет смерти, и не будет». Несомненно, что эти слова Ветхого Завета говорят о смерти Мессии. Дальше этот стих пророчески предсказывает последующее разрушение города и храма, после которого «конец будет, как от наводнения».
Дело в том, что, как свидетельствует история, семидесятая седьмина не наступила сразу же после шестьдесят девятой. После того, как в конце шестьдесят девятой седьмины явился Мессия, прошло какое-то время, прежде чем наступила Его смерть в 30 г. по Р.Х. И еще один период — сорок с лишним лет — прошел прежде, чем римляне разрушили Иерусалим и его храм в 70 г. по Р.Х. А так как стих 27 опять переходит к данной последовательности и говорит о последней седьмине, становится ясно, что между окончанием четыреста восемьдесят третьего года а последними семью годами был помещен неопределенный период времени.
Цели это толкование верно, то кульминационные события истории, О которых говорили пророки Ветхого Завета и Сам Иисус в Мф 24 и Мк 13, произойдут в будущем, когда начнется последний семилетний период пророчества Даниила.
Даниила 11-12
О каких событиях рассказывают сложный язык и запутанные образы этих глав?
1щательное исследование главы 11, а также сравнение ее с историей данной местности свидетельствуют, что основная часть составленного в ней описания имеет отношение к правителям, которые жили в период между временем Даниила и эрой Нового Завета. Многие, тем не менее, полагают, что стих 11:40 —это переходный стих, с которого начинается смещение фокуса от истории прошлого к отдаленному будущему и, в частности, к последней седьмине Даниила. К тому же, толкование данного отрывка усложнено из-за неодинаковых представлений христиан о пророчествах и Библии, а также тем, что пророчество нередко имеет двойную ссылку. То есть, это пророчество может быть о действиях Селевкида Антиоха IV, имевших место приблизительно в 160 г. до Р.Х., и в то же самое время пить предвидением тех действий, которые предпримет отдаленный, более могущественный и злой правитель в конце истории. Если все сложности »того отрывка оставить на рассмотрение толкователям, то для нас достаточно будет того, что все пророчества Даниила, касающиеся прошлого истории, исполнились в точности. Следовательно, можно предположить, что те пророчества, которые еще не исполнились, также исполнятся.
Даниила 11:31
О какой «мерзости запустения» идет здесь речь?
И 168 г. до Р.Х. Антиох Епифан, задавшийся целью искоренить иудаизм, подвиг в иерусалимском храме алтарь Зевсу и принес на нем в жертву свинью — нечистое животное. И хотя многие посчитали именно это событие исполнением пророчества, Иисус ясно сказал, что пророчество Даниила должно еще исполниться в будущем (Мф 24:15). Более того, мерзость запустения должна стать знамением начала великой трагедии (буквально, скорби), о которой говорили пророки Ветхого Завета (Мф 24:21; Иез 5:9;
Дан 12:1; Иол 2:2), и которая будет предшествовать возвращению Христ.1 (Мф 24:29-30).
Возвращаясь к закону о двойной ссылке необходимо отметить, что нередко в середине пророчества происходит смещение фокуса с одною события (или личности) на другое, о котором предвещает это событие Часто предсказываемые события или личности становятся символами более великих, сходных с ними, событий или личностей, которым еще предстоит прийти. Таким образом, мы не видим причин, почему мерзость запустения не может говорить и об Антиохе Епифане, который осквернил храм, и о грядущем, которое будет совершено в конце истории еще более страшным врагом народа Божьего.
Даниила 12:1
Кто такой Михаил, князь великий?
Как сказано в Дан 10:13, Михаил —это главный князь, или сильный ангел. Даниил в Дан 12:1 сообщает, что он «стоит за сынов народа твоего [иудеев]». Михаил назван по имени здесь, в Иуд 9 и в От 12:7. Еще один ангел, имя которого записано в Писании —это Гавриил; о нем сказани вДан 8:16, 9:21 и Лк 1:19, 26.
Даниила 12:1-3
Это первый отрывок Ветхого Завета, в котором сказано, что одни воскреснут из мертвых к вечной жизни, а другие — «на вечное поругание и посрамление». Каково учение Библии о воскресении?
Учение о воскресении яснее всего изложено в Новом Завете, хотя в Ветхом Завете тоже есть отрывки, предполагающие некое избавление, которое выходит за рамки только этой земной жизни (Иов 14:14; Пс 16:15,48:7-20, 72:23-26). А более конкретные тексты говорят о том, что Бог поглоти I смерть (Ис 25:8), и «оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!« (Ис 26:19). Одно из самых ясных учений Ветхого Завета на эту тему записано в Дан 12:1-3. Самым ясным примером воскресения является Сам Иисус. Когда мы воскреснем, мы будем, как Он (1 Ин 3:2): наделенными преображенным, нетленным и великолепным телом (1 Кор 15:42-44).
Однако больше споров вызывают намеки Писания на то, что воскресеии» будет многократным. Павел в 1 Фес 4:16 говорит о «мертвых во Христе которые поднимутся в воздух, чтобы встретиться с Господом при Его возвращении. В От 20:5-6 сказано о мертвых святых, которые возврати I ся к жизни по возвращении Христа «царствовать с Ним тысячу лет», и далее: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча мот». Ниже в этой же главе Иоанн описывает суд, на котором все мертвые мнятся перед Богом, и будут осуждены на вечное пребывание в озере пшенном (ст. 11-15).
В Библии ясно сказано, что спасенные воскреснут прежде, чем состоится исключительный суд. Есть предположения, что спасенные переживут два воскресения. Первым будет воскресение христиан, т.е. «мертвых во Христе» (1 Фес 4:16). Вторыми воскреснут верующие Ветхого Завета или те, кто умер в последнее время великой скорби (От 20:5-6). Тем не менее, сколько бы ни было воскресений и в какой последовательности они не происходили бы, очевидным остается тот факт, что о воскресении говорят как Ветхий, так и Новый Заветы. Детали воскресения мы оставим на усмотрение Бога, а сами будем уповать на то, что однажды мы тоже воскреснем, и будем радоваться вечной жизни в присутствии Господа.
Книга Осии
Осия
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Пророк Осия жил и проповедовал в северном царстве Израиль в середине VIII в. до Р. X. В этой книге записана его проповедь к соотечественникам, в которой он предупреждает о вторжении ассирийцев. Пророк отождествляет это вторжение с Божьим судом над Своим народом, оставившим Его в основу проповеди Осии был положен его личный жизненный опыт. Жена Осии ушла от него и стала блудницей,— Израиль покинул Бог и обратился к идолам. Тем не менее, Осия не переставал любить ее и годы спустя он снова принимает ее обратно. Поступок пророка является предзнаменованием похожего действия со стороны Бога, и служит обетованием того, что однажды Бог также восстановит Свой грешный народ.
Осии 1:2
Как мог Бог, так высоко ценящий нравственную чистоту, сказать Осии «взять себе жену блудницу»?
В то время, когда одни утверждают, что Гомерь уже вела беспорядочный половой образ жизни до брака с Осией, другие полагают, что Гомер, была целомудренной до замужества, и только позднее стала вести аморальный образ жизни. В сущности, эти доводы второстепенны; важное здесь то, что Бог призвал пророка сыграть роль во взаимоотношениях, подобных взаимоотношениям между Богом и Его народом. Женитьбу Осии на Гомери нельзя назвать безнравственной, как нельзя назван, безнравственной любовь и верность Бога к женщине (народу), которая не сохранила верности Ему. Юридически Осия имел право отдать Гомерь на экзекуцию за ее прелюбодеяния, также как и Бог имел полное право уничтожить Израиль за столетия неверности Ему. Тот факт, что Осия и Бог предпочитают любовь перед законом, напоминает нам о том, что высочайшая нравственность стремится ко спасению грешника.
Тем не менее, не нужно забывать о грехах Гомери и грехах Израиля, которые имели тяжелые последствия. В конечном счете, все любовники Гомери бросили ее, и она была вынуждена продать себя в рабство. Израиль подвергся нашествию ассирийцев, а его народ был истреблен или уведен и чужие края. Нередко случается, что человек только тогда наконец-то открывает себя для действия исцеляющей любви других людей и Самого Бога, когда на собственном опыте узнает последствия своих грехов.
Осии 8:13
Кик мог пророк говорить здесь о том, что Ефрем (Израиль) «возвратится в Египет», а затем в 11:5 пообещать, что «не возвратится он в Египет»?
Новая Международная Версия (New International Version, или NIV) устраняет это кажущееся противоречие, переводя 11:5 в форме вопроса: Разве возвратятся они в Египет?». Однако факт остается фактом: народ северного еврейского царства так и не возвратился в Египет. Их увели на
север, на территорию ассирийцев, а не на юг. Как это объяснить? Очень просто: в Писании географические названия нередко употребляются и метафорическом значении. Например, в книге Откровение сказано
о Вавилоне — и это много лет после того, как древний город был разрушен. Здесь Вавилон — образ материалистического человеческого общества. Содом служил Исаии символом греховности — много лет после того, как настоящий город подвергся разрушению (Ис 1:9-10). Так и здесь Египет — страна, в которой Израиль так долго находился в рабстве — служит символом рабства, в которое ассирийцы бросят выжившее население севера.
Книга Иоиля
Иоиль
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
В Библии ничего больше не сказано ни об Иоиле, ни о его времени. Тем не менее, его весть предельно ясна. Пророк видит огромную тучу саранчи, которая опустошает Святую землю. Это — предупреждение о еще более опустошительном нашествии иностранного врага, приход которого связям с грядущим днем Господним. Иоиль оповещает о том, что этот страшный суд должен будет очистить народ Божий накануне конца истории, когда Господь пошлет обещанные благословения.
Иоиля 1:15
Почему Иоиль упоминает «день Господень» в такой короткой книге пять раз?
День Господень или тот день — это специальные терминологически»’ фразы, которые употребляются для обозначения любого периода времени, в который Бог действует прямым или косвенным образом, добиваясь. определенной цели в отношении народа Ветхого Завета. Чаще всего эти фразы используют пророки, когда речь идет о событиях последнего времени к таким событиям относятся опустошительные суды, изображенные Иоилем и Амосом, и последующее восстановление благословения, когда исполнятся обетования, полученные Авраамом по завету.
Иоиля 2:28-32
В чем значение Божьего обетования о том, что «после того… изолью от Духа Моего»?
См. рассуждения об этом отрывке в разделе Деяния 2.
Книга Амоса
Амос
А то написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Амос владел фермерским хозяйством в Иудее, где разводили овец; на миссию проповедника Израилю он был послан где-то приблизительно между 780-760 гг. до Р.Х. Его весть была предупреждением и смелым призывом к народу снова вернуться к социальной справедливости и нравственности. Книга еще раз напоминает о том, что в истинном благочестии находит свое отражение и забота