о бедных. Религиозное, моральное И социальное разложение идут рука об руку.
Амоса 1:3
Что означает эта фраза: «за три преступления… и за четыре»?
и о означает «за повторяющиеся грехи». Бог может прощать грехи, которые мы совершаем, когда мы каемся и отворачиваемся от них. Амос Поместил суд Божий над грехами тех народов его времени, которые продолжали грешить, ни на миг не задумываясь о покаянии или необходимости изменения.
Амоса 4:4
Никое значение имеют постоянные упоминания о Вефиле и Дане?
Ветхий Завет призывал народ Божий поклоняться Господу только в одном месте — там, где изберет Господь, чтобы «пребывало имя Его» (Вт 12). Таким местом был Иерусалим, в котором стоял храм Соломона. Но Иерусалим был политической столицей северного царства Иуды. Когда Иеровоам, конкурент сына Соломона, склонил северные племена отделиться от южных, он начал опасаться того, что народ по-прежнему будет ходить в Иерусалим на поклонение и, в конце концов, это снова приведет к политическому воссоединению всего царства. Поэтому он открыл центры поклонения в Вефиле и Дане, разработав совершенно новую религиозную систему на основе искаженного образца того поклонении Богу, которое требовалось по закону Моисееву. Когда Бог презрительным отзывается о Вефиле, Дане и о грехах, совершаемых там, то эти слова имени отношение к искаженной форме почитания Бога, которая практиковалась в этих центрах культового поклонения.
Амоса 5:21
Почему Бог говорит: «ненавижу отвергаю праздники ваши»?
С одной стороны, религия, практикуемая на севере, постоянно нарушен закон Моисея (см. выше). Хуже того, народ, полюбивший эту религию был нравственно нечистоплотен. Они заявляли, что приносят жертвы Богу, а сами попирали бедных, давали и брали взятки, предавались материализму, и лишали бедных справедливости в судах. Бог не будет ни во времена Амоса, ни в наше собственное время, принимать поклонении от людей, настолько бездушных и безразличных.
Амоса 9
Какое будущее рисует Амос для народа Божьего?
Каждый из пророков Ветхого Завета, какой бы суровой и безрадостной не была его предупреждающая весть, всегда оканчивает свое послами оптимистически. Типичным примером этого служит девятая глава Книги пророка Амоса. Израиль перенесет опустошительный суд, как следствие наказания за грех (9:1-10). И, тем не менее, Бог снова восстановит Свой народ после этого суда. На престоле воссядет потомок Давида и будет править не только Израилем, но и всеми народами. Тогда же в Святую землю возвратятся угнанные в плен, и наступит непрекращающееся и благоденствие.
Многие, заметив, как часто эта тема повторяется у всех пророков стали ожидать, что возвращение Христа положит начало восстановлению иудейского народа в их отечестве.
Книга Авдия
Авдий
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Ии краткая, недатированная книга содержит в себе пророчество об участи Едома — земли, народ которой обрадовался падению Иерусалима мод натиском сил захватчика. История рассказывает о нескольких капитуляциях Иерусалима, посему с уверенностью привязать это пророчество к какой-то точной дате — невозможно. Тем не менее, это пророчество напоминает нам об одном положении древнего завета Бога с Его народом: Господь «благословит благословляющих тебя, и злословящих тебя проклянет» (Быт 12:3).
Книга Ионы
Иона
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
В 4 Ц 14:25 сказано о том, что Иона был пророком, который жил в Израиля во время правления Иеровоама II (793-753 гг. до Р. X.). Он предсказал, что при этом сильном, но нечестивом правителе северное царство значительно окрепнет. Но когда Ионе было велено отправиться в Ниневию, чтобы возвестить ей о надвигающемся суде, пророк бежал в противоположном направлении. В конце этой известной истории объясняется, почему бежал Иона. Патриотически настроенный пророк испугался, что если он будем проповедовать в Ниневии — столице Ассирии — ее народ может раскаяться Иона хотел, чтобы Ниневия была разрушена, так как эта растущая сил« на севере не только угрожала его стране, но и была названа ранними пророками разрушительницей.
Иона был наказан, а затем получил еще один шанс. Наконец-то сопротивляющийся пророк отправляется в Ниневию. И народ этого великого города действительно раскаялся. Город не был разрушен. Так Ниневии преподала убедительный наглядный урок Израилю: если осужденный народ искренне раскается и обратится к Господу, он избежит приближающегося суда. К сожалению, народ израильский был также медлителем, как и Иона, и не понял, в чем значение миссии этого пророка. Прошло совсем немного времени, и в 722 г. до Р.Х ассирийцы действительно стерли с лица земли северное царство, чем положили конец Израилю, как нации.
Упоминание об Ионе в 4 Ц и историческая обстановка его служении, описанная в этой книге, ясно свидетельствуют о том, что рассказ о Ионе — это не притча, а исторически достоверные сведения о служении пророка.
Ионы 2:1
Разве мог кит проглотить Иону? А если мог, то каким образом ему удалось выжить?
Во — первых, в еврейском тексте не сказано, что Иону проглотил кит.
другой стороны, этот стих говорит о большой рыбе, которую Бог социально приготовил с тем, чтобы она проглотила тонущего пророка тем самым спасла ему жизнь. Несмотря на то, что в XIX в. по Р.Х. существовало множество сомнительных историй о том, как киты глотали людей, а потом они снова возвращались живыми, мы не должны искать здесь естественных параллелей, которые подтвердили бы это библейское повествование. Текст ясно говорит, что Иона описал нам чудо, а большая рыба была специально приготовлена Господом для этой миссии.
Ионы 3:3
Il VIIIв. до Р.Х. Ниневия еще не была таким большим городом, чтобы Ноне пришлось пересекать ее целых три дня. Несомненно, Библия ошибается.
Но дни Ионы Ниневия была очень крупным городом, население которого составляло, как минимум, 120 тысяч (4:11),— приблизительно в четыре раза больше, чем Самария, столица Израиля. Совершенно справедливо, что города в низменности Месопотамии росли вширь, и их население не было сосредоточено только в ограниченных горных областях, что было обыкновенным для Святой земли. Но и в этом случае расстояние в три ими пути кажется слишком большим, так как внутренняя стена города Пыла не больше тринадцати километров в длину. Скорее всего, Иона имеет ввиду какую-то отдаленную административную территорию. Мы могли бы назвать ее «Большая Ниневия». Такое объяснение находит подтверждение и в Быт 10:11-12, где дано название области, в которую входили города Роховоф-ир, Калах и Ресен, составившие «большой город» Ниневию.
Ионы 3:10
Как можно называть Иону пророком, если предсказанное им разрушение не произошло?
Сам Иона признает, что каждое пророчество Ветхого Завета о суде имеет и себе элемент условности. Когда город не был разрушен, Иона рассердился и стал умолять Бога лишить его жизни. Он бежал в Фарсис, потому что знал, что Бог «благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеет о бедствии» (4:2). Когда правителі, и народ Ниневии раскаялись, Бог мог поступить с ними по благодати, а не по суду. Очень важно при чтении пророчеств о Божественном суде учитывай данное «имплицитное условие». Этот принцип также действует и сегодня все человечество — это погибающие, обреченные грешники. Но те, кто обратился ко Христу, избегнут суда и вместо него испытают на сеЛо благодать нашего сострадательного Бога.
Книга Михея
Михей
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Пророк Михей был современником Исаии, и служил в Иудее между 750 и 686 гг. до Р. X. В книге предсказания о суде чередуются со словами надежды. Бог не принимает идолопоклонства, несправедливости и обрядности, но Он с радостью прощает кающегося. Еще одна параллельная тема V Михея — восстановление царства Давида при грядущем Мессии.
Михея 6:6-8
Анас понимать эти стихи? Звучит так, будто человек может спастись, если он или она «действует справедливо, любит дела милосердия… и смиренномудро ходит пред Богом».
При толковании какого-либо стиха или отрывка из Писания всегда нужно обращать внимание на контекст. Этот стих обращен к потомкам Авраама, Исаака и Иакова, находившимся в особом завете с Богом. Тем не менее, чего бы исполнить свои обязательства согласно закону Бога, этот народ был призван жить справедливо, проявлять милость и сохранять свое активное состояние пред Богом. Михея, как и Амоса, Исаию и многих других пророков, глубоко волнует суждение народа Божьего о том, что они могут завоевать Его расположение обрядами и жертвами, не обращая внимания им нравственную и социальную стороны хождения пред Богом.
Го же слово может быть обращено и к современным христианам. Оно накладывает фундамент для любого верующего, ищущего жизни в общении Господом. Но эти слова не обращены к неверующим, не являют собой мути спасения, и не говорят о том, что основанием для вечного спасения становится поведение человека.
Книга Наума
Наум
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Об авторе этой книги известно совсем немного. Его имя в перевод означает «утешение Господне». Большинство склоняется к тому мнению, что Наум написал свою книгу в период между падением Тебеса (Фив) в 663 г. до Р.Х., упоминание о котором мы находим в 3:8-10, и падением Ниневии в 612 г. до Р. X. Его слова, обращенные против столицы Ассирии, были предназначены в утешение Иудее, которой его великий сосед угрожал уже не одно десятилетие.
Наума 1:2, 3
Как соединить представление Наума о Боге, как о «ревнителе и мсти теле», с представлением о том, что Бог есть любовь? И как объяснить, что эта книга в некоторой степени даже рада кровавой гибели Ниневии?
Этот часто приводимый нравственный аргумент основан на нескольких неверных предположениях. Во-первых, неверно предположение о том, что Бог любви не может в то же время быть Богом, Который вершит страшно« правосудие над грехом. Ветхий и Новый Заветы свидетельствуют о том, что это предположение ложно. Во-вторых, это мнение о том, что отмщение уже само по себе является грехом. Действительно, человек не должен мстить за себя: Библия недвусмысленно говорит об этом, оставляя зл Богом не только право, но и обязанность отмщения грешникам. Так Павел, цитируя Ветхий Завет, пишет: «Мне отмщение, Я воздам, говори I Господь» (Рим 12:19). Отмщение Божие нам невозможно критиковать, так же, как и путать его с мстительной расплатой.
И, наконец, некий оттенок радости в этой книге совершенно понятен. Десятилетиями народ пророка подвергался угрозе со стороны одного из самых жестоких народов-разрушителей, известных древнему миру. Кто не обрадовался бы, увидев, что угроза миновала, а жестокий преследователь многих народов наконец-то обуздан?
Книга Аввакума
Аввакум
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Аввакум, как и Иеремия, проповедовал во время последних десятилетий существования Иудеи, как нации. Его волновал необычный вопрос: как мог Святой Бог допустить, чтобы грех Иудеи оставался безнаказанным? Когда Бог показал Аввакуму наказание, которое Он готовил, Аввакум удивился, почему Бог желает употребить в качестве средства наказания нечестивый