народ. Книга Аввакума предупреждает Иудею о неизбежности суда, а также открывает верующему то, что, когда наступит страшный суд, он (она) должны уповать только на Бога.
Аввакума 2
Как мог Бог-Судья помочь этому жестокому народу успешно осуществить свое завоевание?
У нас, людей, есть устойчивое представление о том, что успех — это хорошо, народы-завоеватели или состоятельные граждане в некотором смысле благословенны Богом. Кода Аввакум поднял вопрос о том, как Бог мо1 позволить нечестивому народу поразить Иудею, несмотря на всю его греховность, Бог показал ему, что, на самом деле, Он наказал вавилонян, несмотря на то, что они одержали одну из своих величайших военных побед. Принципы суда над победившими нечестивцами изложены во второй главе Аввакума: 1) несмотря на свой грандиозный успех, они по прежнему чувствуют неудовлетворение (2:4, 5); 2) их действия вызвали только враждебность и отчуждение(2:6-8); 3)завоеванные ими богатства и власть вместо того, чтобы обеспечить им безопасность, сделали их уязвимыми для других народов, желавших занять их место (2:9-11);
4) приобретенные ими материальные ценности и по сей день находятся н процессе разрушения (2:12-14); 5) в конечном итоге, люди, с которыми они так жестоко обошлись, отплатят им тем же (2:15-17).
Дело в том, что нечестивые не способны обмануть Бога. Напротив, именно Он создал вселенную по истинно нравственным принципам, и именно в ней нечестие само создает условия для собственного наказания. И этой вселенной нечестивец, какой бы благополучной ни казалась его жизнь, никогда не сможет достичь подлинного удовлетворения и мира.
Книга Софонии
Софония
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Софония, потомок царя Езекии, пророчествовал во время правления богобоязненного царя Иосии. Несмотря на религиозные реформы, инициированные Иосией, народ не обратился к Господу всем своим сердцем Книга пророка Софонии сосредоточена на грядущем дне Господнем (см комментарий к Иол 1:15) и на казнях, которые обрушатся на народ Божий перед тем. как произойдет их восстановление и благословение.
Книга Аггея
Аггей
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Пророк Аггей жил среди небольшой группы иудеев, переселившихся в Иудею и Иерусалим после Вавилонского плена. Пророк произнес ряд точно датированных посланий, обращенных к иудейской общине в период после пленения, в которых призывал их завершить восстановление иерусалимского храма, основание которого было заложено восемнадцать лет назад. Несмотря на то, что обычно избранный народ игнорировал пророков, которые были до Аггея, они восприняли его настойчивость » энтузиазмом и действительно окончили строительство храма.
Аггея 2:6, 7
Что означает фраза «и придет желаемый всеми народами»?
Еврейское слово hemdat переведенное здесь, как «желаемый», употребляется для обозначения как высоко почитаемых людей, так и ценного имущества. Вот почему некоторые считают, что в этом стихе просто говорится о том, что язычники принесут ценные дары, чтобы посвятить их Богу в новом храме Иерусалима. Тем не менее, первые иудейские комментаторы, а также большинство христианских толкователей усматривают в этом стихе ссылку на Мессию. Речь идет не о том, что языческие народы будут ожидать Мессию Израиля, а, скорее, о том, что люди из всех народов жаждут мира и такого правителя, который может дать им тот мир.
В действительности, именно в этот храм, восстановленный небольшой общиной иудеев и впоследствии превращенный Иродом Великим в величественное сооружение, вошел и поклонился Богу Мессия Иисус.
Книга Захарии
Захария
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Захария нес свое служение в небольшой иудейской общине в земле Иуды после возвращения части иудеев из Вавилонского плена. Он жил в то же время, что и Аггей, и его проповедь также побудила еврейский народ закончить восстановление иерусалимского храма, разрушенной» Навуходоносором.
Первая часть этой книги, главы 1-8, содержит пророчества, получении«’ в период между 518 и 520 гг. до Р. X. — в период времени, во время которой» народ Божий вынужден будет жить в подчинении у различных сил языческого мира. Последнее пророчество, изложенное в главах 9-ГА было получено намного позднее. Некоторые считают, что эта дата 480 г. до Р.Х. В этом пророчестве Захария видит далекое будущем описывает последний суд и Царство, которое будет установлено Мессией Часть пророчеств этого раздела, несомненно, говорит о первом пришествие Христа и о Его земном служении.
Если соединить вместе две части книги, мы увидим, в чем суть пророческой вести Захарии: он говорит об ожидании и надежде. Будущее, обозначенное Богом для Своего народа, не всегда отражается в нашем настоящем Но когда оно действительно наступит, будет воистину славным.
Захарии 1-6
Что означают восемь ночных видений Захарии?
Ниже приведена таблица, в которой описаны и суммированы основные идеи каждого из этих восьми видений. Не забывайте, что эти видении обращенные к иудейской общине после Вавилонского плена, имели целью ободрить иудеев, которые не просто десятилетиями, а столетиями ожидали исполнения Божьего обетования о Мессии.
Всадники сообщают о том, что земли спокойна (гл. 1).
Роги, один за другим сбитые рабочими(гл. 1).
Бог посылает ангела осмотреть Иерусалим (гл. 2).
Первосвященник очищен и восстановлен (гл. 3).
Бог показывает Захарии два золотых светильника и две маслины (гл. 4).
Захария видит летящий свиток Ил. 5).
Женщина посажена в ефу и удалена из Иудеи (гл. 5).
На первосвященника возложен венец(гл. 6).
Бог еще не потряс народы. Время явиться Мессии еще не настало. Рог символизирует власть. Четыре мировые империи, описанные Даниилом, должны пройти, прежде чем явится Мессия. До тех пор, пока не явится Мессия, Бог будет защищать город огненною стеною. Грядущий Мессия станет Божьим помазанным священником и удалит грех Израиля. Бог даст обедневшей общине необходимые ресурсы для окончания строительства храма.
Бог будет судить тех, кто нарушает Его слово. Даже если Святая земля находится в руках язычников, Бог по-прежнему хранит ее. Женщина —это олицетворенное нечестие, которое Бог, как только придет Мессия, удалит из этой земли.
Мессии предназначено стать священником и царем.
Захарии 7:5
Что имел ввиду Бог, когда сказал через Захарию: «Когда вы постились и ткали… для Меня ли вы постились?»
Пост, о котором идет речь в этой главе, служил напоминанием о начале и» иды Иерусалима и последующего взятия этого города вавилонянами. Почти семьдесят лет иудеи вспоминали об этом ужасном времени, посвящен несколько дней в году посту и плачу. Теперь же, когда город был снова заселен, жители Иудеи стали задаваться вопросом, так ли уж необходимо соблюдать традиционные дни поста. В ответ Бог задает им примой вопрос: были ли эти дни поста знаком искреннего раскаяния или выражением простого самосожаления? Постился ли народ для Бога или для себя? Ниже в этом отрывке изложен важный принцип. Если речь идет о настоящем раскаянии, то народ Божий может лучше всего выразим, его не в соблюдении поста, а в соблюдении истинно нравственного образа жизни: «Производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем» (7:8-10) Такой «пост» Бог желает видеть и сегодня.
Захарии 9-13
Почему между последними главами этой книги так мало связи, кажется, что образы совсем не соответствуют друг другу. Но указывает ли это на то, что какой-то более поздний автор или редактор просто собрал несколько частей из работ отдельны пророков и соединил их вместе в Книге Захарии?
Несмотря на то, что долгое время критики называли эти главы несовмеетн мыми, последние открытия свидетельствуют, что данный раздел являетеи примером одной из самых сложных форм литературы, называемой хиазмом. Эта форма позволяет соотнести материал сложным и необычным образом, как это показано на схеме ниже, когда тема следует за темой в характерной прогрессии. Эти главы обладают не только единством, но и являют собой пример дизайна, который требует талантливом и аккуратного анализа.
Темы из книги Захарии, главы 9-13
Суд/спасение 9:1-8
Суд/спасен 14:16-21
Царь грядет 9:9-10
отвергнут 12:1-9
9:11-10:2 10:36-11:3
Пронзенный Поражение
Мессия Пастыря 12:10-13:1 13:7-9
Идолы настоящего 10:2-За
Идолы истребленные 13:2-6
Захарии 11:12-13
В Новом Завете этот отрывок процитирован от лица Иеремии, а не Ахарии. Более того, здесь тридцать серебренников платят пастырю, а в Евангелиях эти деньги получает Иуда. Здесь, несомненно, есть серьезные расхождения.
Решение первого вопроса очень простое: во многих манускриптах еврейской Библии собрание пророческих книг начинается с Иеремии, и поэтому его именем нередко Мессия просит дать Ему плату, а Иуда просит Израиль назначить цену за голову Учителя. Назначенная ими цена — это жалкие гроши, которые предсказал Захария: тридцать серебренников. Израиль счел своего Мессию за ничто. Позднее предатель в точности исполняет это пророчество, бросая серебро на пол храма, где его подбирают священники не употребляют на покупку поля горшечника, чтобы хоронить там нищих. Если мы примем во внимание это изменение точки зрения — от Мессии и Иуде-то события Евангелия полностью соответствуют пророчеству, даже несмотря на то, что это пророчество было написано приблизительно щ пять веков до тех событий, о которых в нем сказано.
Захарии 13:6
Упоминание о рубцах, полученных в доме любящих его, не является ли ссылкой на страдания Христа, которые Он понес от рук Своего же собственного народа?
Нет, хотя некоторые комментаторы именно так интерпретируют этот стих.
В этом стихе речь идет о том, что произойдет в Израиле, когда вернется Мессия и очистит Свой народ от греха. Тогда лжепророки устыдятся и постараются скрыться (13:4-5). Упоминание о рубцах говорит о том, что время от времени лжепророки совершали над собой насилие, надеясь, мо запах крови пробудит те отвратительные божества, которым они поклонялись (ср. сЗ Ц 18:28). Когда их спрашивали об этих характерных руОцах, они лгали и отвечали: «О, я заработал их в драке, когда мне « жучилось быть в гостях у моего друга. Мы тогда здорово выпили и подрались». Это не мессианское пророчество.
Книга Малахии
Малахия
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
Книга пророка Малахии — последняя из книг Ветхого Завета, написаний« за четыреста лет до рождения Христа. Пророк обращался к общине в период после пленения, обличая ее в том, что она постепенно впадает в грехи безразличия и материализма. Книга не только показывает нам недостатки той древней общины и отражает тенденции, заметные в наций собственной жизни, но и напоминает нам о том, что у Бога пишутся имена тех людей, которые остаются верны Ему в периоды национальном деградации. Книга пророка Малахии оканчивается предсказанием о явлении Илии, который возвестит о пришествии давно обещании Мессии, спасающего Израиль в конце всемирной истории.
Малахии 1:3
Передает ли фраза «Исава я возненавидел» действительное отношение Бога к этому человеку и его потомкам? Как может Бог любит кого-то ненавидеть?
Слова «любить» и «ненавидеть» употреблены в этом отрывке в юридическом смысле. В древности выражение «я возненавидел» употреблений в случае решительного отказа на чье-либо требование