должен быть на первом месте. А превращать субботу в бремя, считаясь с человечес¬кими традициями, которые ставят «работу» выше потребностей человека, шачит совершенно неверно понимать смысл и значение этого дня.
Марка 2:27
Что имел ввиду Иисус, когда назвал Себя «господином и субботы»? См. комментарий к Мф 12:8.
Марка 3:6
Кто такие иродиане?
Название предполагает, что это были влиятельные иудеи, поддерживающие политику Ирода подстраиваться под Рим. Когда фарисеи стали готовить заговор против Иисуса, видя, что исцеление, совершенное Им в субботу, подвергло серьезной опасности их религиозные взгляды и популярность в народе, иродиане, по-видимому, также присоединились к ним из страха, что растущее число последователей Христа может только усугубить и без того напряженную политическую ситуацию в Палестине.
Марка 3:29
Что такое непростительный грех?
См. комментарий к Мф 12:31.
Марка 3:31
Были ли у Иисуса братья и сестры?
См. комментарий кМф 12:46.
Марка 4:24-25
Что хотел сказать Иисус, когда заявил: «гКакою мерою мерите, такою отмерено будет вам»?
Когда покупали или продавали зерно, то его насыпали в меру — корзину или квадратную деревянную коробку. Часто нечестный человек имея у себя две меры: одну поменьше, которая была нужна ему для продажи и вторую побольше—для закупки. Слова Иисуса Христа — это про дупреждение. Если слушатель реагирует на то, что сказал Иисус, Бої отреагирует и на него. А если кто-то не хочет принять, то и Господь ни проявит ответной реакции по отношению к нему. В результате тому, кім реагирует, будет «дано», у того же, кто не принимает, «отнимется и к», что имеет».
Марка 4:31
Иисус ошибся, назвав горчичное зерно наименьшим из всех зерен Следовательно, в Библии есть ошибки.
См. комментарий к Мф 13:32.
Марка 5:1-6
Евангелия расходятся в числе одержимых. Вот вам прекрасное доказательство того, что в Библии есть ошибки.
См. комментарий к Мф 8:28-34.
Марка 5:34
Не свидетельствует ли этот стих о том, что если у человеки достаточно веры, то он может всегда быть уверенным в том, что Бог исцелит его от болезни?
В Евангещлиях приведено достаточно много случаев исцелений, совершаемых Иисусом, и многие из них связаны с верой больного человека (Мф 8:1-3, 9:20-22; Деян 5:16, 14:9). В других сообщениях о чудесных исцелениях вера не упоминается вообще (Мф 9:23-26; Мк 6:5; Ин 3:1-10,8:7,28:8). Конечно, именно вера приводила больных к Иисусу, амк и случае с женщиной, которая твердо верила, что как только она прикоснется к Господу, то будет исцелена.
И хотя вера приводит нас к Иисусу, и мы уверены в том, что Он может исцелить,—это еще не гарантирует нашего исцеления. Примером тому шиется апостол Павел, который три раза взывал к Господу об исцелении от, вероятно, серьезной и обезобразившей его болезни. Господь же, Им ос то того, чтобы исцелить Павла, объявил ему, что Он даст достаточно Лшодати с тем, чтобы позволить апостолу жить как победителю, даже несмотря на его проблему (2 Кор 12:7-10). Позднее Павел, вместо того, (Мы сказать Тимофею молиться об исцелении, советует ему «употреблять Немного вина» для лечения его хронического желудочного заболевания (І Тим 5:23; см. также Флп 2:27). Конечно, никто не станет обвинять этих Лидеров первой церкви в том, что у них недоставало веры.
Иаков советует больным обращаться к пресвитерам, чтобы они помолились над ними. Однако мнение о том, что христиане могут претендовать ил полное физическое исцеление, как на принадлежащее им по праву, или что наличие веры гарантирует исцеление в любом случае, просто № имеет достаточного обоснования ни в ярко выраженных примерах Лицейского учения, ни среди самих свидетельств о болезнях и исцелениях.
Марка 5:39
Во всех Евангелиях написаны слова, сказанные Иисусом Христом м дочери Иаира: «Она не умерла, но спит». Но все евангелисты им бацают также и о том, что люди в толпе засмеялись: они знали, что она умерла.
Ми не знаем точно, что имел ввиду Иисус. Возможно, девушка впала и кому, и Иисус воскресил ее. Возможно также, что Иисус использовал И» выражение, имея ввиду то, что вскоре Он собирался «пробудить» и Заметьте, Иисус употребляет похожее выражение, когда говорит о Лазаре, который вот уже несколько дней, как был мертв (Ин 11). В библии слово сон часто употребляется, как эвфемизм слова смерть. Эта сцена прекрасно свидетельствует о том, что существование человека оканчивается с его биологической смертью.
Марка 7:3
В чем заключались «предания старцев»?
Вавилонский плен дал толчок возникновению сильного движения, ми правленного на изучение Писаний Ветхого Завета (Езд 7:10). Иудеи, будучи убеждены в том, что это несчастье обрушилось на народ из-за того, что их предки игнорировали Слово Божие, начали усердно исследоомм Писания, чтобы научиться, как жить богоугодной жизнью и избежим подобных катастроф в будущем.
В течение нескольких веков это движение накопило огромное количество материала. Это были толкования, написанные несколькими поколениями людей, посвятившими свои жизни изучению и объяснению закона Ветхого Завета. Ко времени Иисуса всякий, кто считался экспертом закона должен был не только знать текст Ветхого Завета, но и толковать счи в свете экспозиции мудрецов, живших до него. По существу, Ветхий Завет объясняли через призму традиционных толкований, поэтому традиции в некотором смысле имела больший вес, чем Писание.
Иисус безжалостно критиковал тех, чье восприятие Ветхого Завета было искажено традиционными человеческими представлениями. В этом отрывке Иисус нападает на фарисеев и законников, которые обвинили Его в том, что Он не соблюдал традиций. Слишком часто их релшим оказывалась ничем иным, как соблюдением «заповедей человеческим (Мк 7:8).
Эти слова Христа предупреждают и нас, современных христиан. Мы ценим и изучаем труды великихучеников Слова Божия, но мы не должим никогда забывать о том, что Писание, а не толкования человека,- наш авторитетный источник.
Марка 7:11
Что называлось «Корваном», и каким образом он мог освободит» человека от ответственности перед своими престарелыми родителями?
См. комментарий кМф 15:3-8.
Марка 7:24-30
Как мог Иисус отказать в мольбе женщине-сирофиникиянке, и даже дать понять, что Он считает таких псами?
См. комментарий к Мф 15:21-28.
Марка 7:36
Почему Иисус сказал наблюдавшим, чтобы они никому не говорили о том, что Он исцелил глухонемого, если, как написано в Мк 5:18-20, ()н повелевает человеку, исцеленному от одержимости, рассказать об этом другим?
Здесь уместно привести известную пословицу: «Обстоятельства меняют дело». У этих двух случаев есть одно очевидное отличие: чудо в Мк 5:18 было совершено в языческой стране, а чудо в Мк 7:36-на территории иудеев. Конечно, есть и другие отличия. Например, одержимый хотел последовать за Иисусом Христом, толпа иудеев была возбуждена и любопытна, но у нее не было преданности Иисусу. Кроме того, одержимый должен был лично засвидетельствовать о том, что Господь сделал пли него, а толпа могла только говорить о том, что Иисус делал для мругих. Комментаторы, исследуя эти два примера, приходят к разным выводам. Иисус призывает людей молчать (как и в Мк 1:44) с тем, чтобы сделать акцент на Своем учении и потому, что возбуждение, вызванное Его чудесами, могло легко спровоцировать мессианский бунт, в основу которого было бы положено неверное представление о Его истинных нолях.
Марка 8:11
Почему фарисеи потребовали «знамения с неба»? Иисус уже совершил немало значительных чудес, которые подтверждали Его заявление о том, что Он — посланник Бога.
В тексте сказано, что фарисеи намеревались испытать Иисуса (то же самое греческое слово еще переводится, как «искушать»). Они не желали принимать чудес, которые совершил Иисус, и хотели получить какое-то более значительное знамение с неба, в котором можно было безошибочно у шать знамение Божье. Реакция фарисеев на чудеса Иисуса, особенно, мнда они обесценили их, назвав демоническими, напоминает нам об одной илжной истине. Не хватит никаких доказательств, чтобы создать веру у человека, который твердо решил не верить. Чудо воскрешения Лазаря, совершенное Им впоследствии, и даже Его собственное воскресение ие убедили религиозных зилотов. Мы никогда не сможем предоставить человеку достаточно доказательств, чтобы привести его к Богу. Вера — это выбор. Когда мы выбираем веру, мы неожиданно осознаем, как много у нее доказательств, и тогда вера оказывается более здравым выбором, чем неверие.
Марка 8:15
Как понимать «закваску фарисейскую и закваску Иродову»?
Как сказано в Мф 16:12: «…Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского», Иисус имел ввиду учении фарисеев и саддукеев. Многие иродиане были саддукеями.
Марка 8:34-37
Какой смысл заключен в следующих словах Иисуса: «Отвергнись себн, и возьми крест свой и следуй за Мною… Ибо какая польза человека если он приобретет весь мир, а душе своей повредит»?
См. комментарий к Мф 16:24.
Марка 9:1
Как могли те, кто жил во времена Иисуса, увидеть Его Царство «пришедшее в силе»? Прошло уже две тысячи лет, а Христос все ещч не пришел в силе.
См. комментарий к Мф 16:28.
Марка 9:11
Как может Иисус говорить, что Илия пришел первым, когда Мши фей, цитируя Его, говорит, что Иоанн мог исполнить пророчеспши Ветхого Завета обИлие, если бы иудеи приняли Иисуса своим Meccией (Мф 17:12-13)?
Ученики подняли этот вопрос в связи с заявлением Иисуса о том, что Ему суждено пострадать и умереть (Мк 9:9-10). Иисус сказал, что Илим должен будетявиться и «устроить все» (Мф 17:11).
Но если Иоанн исполняет пророчество об Илие, то где здесь место дли смерти Христа? Оба Евангелия единодушно соглашаются, что служеии« Иоанна отвечает требованиям пророчества об Илие. Просто Марк боли» эмфатичен, если смотреть с точки зрения того вопроса, который задали ученики. Илия пришел, но Иисусу, Мессии, еще предстоит умереть.
Марка 9:25
Почему Матфей называет недуг мальчика бесноватостью, a Maрк сообщает, что Иисус диагностировал эту проблему, как «дух немт) и глухой»?
Матфей описывает симптомы, проявившиеся у мальчика: не только мухота и приступы, напоминающие эпилепсию. Описание Марка самое полное среди всех Евангелий, и в нем названа настоящая причина этих эпилептических симптомов: демоническая одержимость.
Марка 9:40
Последователен ли Иисус, если здесь Он говорит, что всякий, «кто не против вас, тот за вас», а в другой ситуации заявляет совершенно противоположное?
см. комментарий к Мф 12:30.
Марка 9:42-49
Что имел ввиду Иисус, когда сказал о том, что нужно отсечь руку и/ш вырвать глаз, если они могут ввести человека в грех?
см. комментарий кМф 18:8-9.
Марка 9:50
Как может соль потерять свою соленость?
см. комментарий к Мф 5:13.
Марка 10:9
Что говорил Иисус о разводе?
см. комментарий кМф 19:6-9.
Марка 10:17-21
Но подразумевает ли ответ Иисуса богатому юноше, что человек может спастись добрыми делами?
см. комментарий кМф 19:16-22.
Марка 10:25
Почему ученики так удивились, когда Иисус заметил, что богатому трудно войти в Царство Божье?
В иудаизме I в. по Р.Х. бытовало мнение, что богатство является доказательством благосклонности Бога. Более того, богатство позволяло человеку совершать великодушные добрые дела, которые, как полагали, и завоевывали эту благосклонность Бога.
Богословское доказательство этого взгляда основано на Второзаконии, где Израилю обещается процветание, если он будет любить Бога и гш виноваться Ему (Вт 30:1-10). ВI