они настоящими или нет, но история рассказывает, что смерть — это переход как для неспасенных, так и для спасенных. О богаче сказано, что после смерти он находился в полном сознании и самоосознании, но «будучи в муках». Лазарь также был при полном сознании и самоосознании себя, как личности, «на лоне Авраамовом» — так в Палестине I в. по Р.Х. говорили о рае.
Луки 17:1-10
В чем смысл этого непонятного ответа Иисуса на просьбу ученикоп «умножить в них веру»?
Перед этим Иисус как раз говорил ученикам о том, что нужно всегда прощать. Ученики понимали, как это трудно. Они попросили Иисуеи умножить их веру. Иисус отклонил их просьбу, ответив: «Если бы ны имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «Исторгнись и пересадись в море»,— то она послушалась бы вас» (ст. 6). Затем он рассказывает пример о рабе, который исполнил все, что приказал ему в тот день господин, да еще и подал ему и ужин. И когда день подошел к концу, он не ожидал никакой похвалы, потому что он всего лини, выполнял свои обязанности.
Ученики, прося Его умножить в них веру, упустили самое главное. Может быть, и можно верой пересаживать смоковницы в море. Но Иисус, их Господин, повелел им прощать. Здесь речь шла не о вере, а о послушании.
Этот отрывок иллюстрирует принцип, так часто нужный нам, когда мм сталкиваемся с трудными местами в Библии. В течение трех лет служения Иисус снова и снова повторял уже знакомые слова и образы. Иногда Он вкладывал в них несколько иной смысл. Посему, чтобы понять образ, нам нужно внимательно рассмотреть контекст, в котором он употреблен.
Луки 17:37
Что имел ввиду Иисус, когда сказал: «Где труп, там соберутся и орлы»?
Здесь Иисус, наверное, желает сказать, что за духовным омертвением следует суд.
Луки 18:1-9
Иисус сравнивает Бога с неправедным судьей. Не противоречит ли это сравнение образу любящего Бога-Отца, который мы встречаем в Новом Завете?
Перед нами пример обучения посредством контрастов. Иисус хотел сказать, что если бедная вдова могла добиться справедливости у неправедного судьи, то дети Божьи, так горячо Им любимые, могут быть уверены втом, что Бог выступит в их защиту. Мы можем иметь такую уверенность в молитве потому, что Бог не таков, как этот неправедный судья.
Луки 18:19
В этом стихе Иисус несомненно отрицает, что Он — Бог, ведь говорит:
« Ни кто не благ, как только один Бог».
Нет. Иисус указывает богатому начальнику, что в его приветствии есть противоречие. Этот богатый начальник сказал Ему: «Учитель благий!». Или он считал Иисуса несовершенным созданием и, следовательно, не благим в абсолютном смысле, или же назвал Его Богом,— и, поэтому, мо просто еще одним из учителей закона Божьего. В действительности, и гнет Иисуса Христа этому богатому человеку, скорее, подтверждает, что отрицает тот факт, что Он — Бог, и что именно так к Нему и следует обращаться.
Луки 19:8-9
Закхей получил спасение потому, что отдал свое неправедно нажитое Сюгатство тем, кого обманул?
Как раз напротив. Поступок Закхея подтвердил, что в его сердце действительно произошла перемена. И причина этой перемены — его спасение. Спасение не дается в награду за правильные поступки.
Луки 19:30
Авторы Евангелий расходятся между собой в том, сколько было животных при триумфальном въезде Иисуса Христа в Иерусалим — одно или два. Несомненно, что в этом случае в Библии допущена шибка.
См. комментарий к Мф 21:2.
Луки 20:44
Какой смысл заложил в слова Давид, когда назвал Мессию «Господом»?
См. комментарий кМф 22:41-46.
Луки 21:32
Как объяснить утверждение Иисуса о том, что «не прейдет род сей, как все это будет»?
см. комментарий к Мф 24:34.
Луки 22:19-23
Каким образом хлеб и вино могут быть телом и кровью Хриспта, к тому же, нам говорят, что Библию нужно толковать буквально.
См. комментарий к Мк 14:22-24.
Луки 22:36
Почему Иисус велел Своим ученикам купить мечи? Ведь дальше в Лк 22:49-51, Он говорит Петру, вынувшему меч: «Оставьте, вольно». Разве это последовательно?
Слова Иисуса, скорее всего, были горькой иронией. Раньше Он скамил Своим ученикам, чтобы они не брали с собой ни мешка (продовольствии) ни сумы (денег), когда отправлялись проповедовать, а полагались ни гостеприимство тех, кому они будут служить. А сейчас Он изменяет ни наставления на прямо противоположные, хорошо понимая, что вскоре вместо гостеприимства его последователи столкнутся с враждебности»’ и отвержением своих соплеменников. Интересно, что ученики смогли достать «два меча» (Лк 22:38). Очевидно, они начали замечать, кии быстро росло враждебное отношение к Иисусу, и стали бояться. Обратит# внимание, что когда позднее они предприняли попытку воспользоваться своим оружием, Иисус запретил им (ст. 49-51). Вот почему некоторые трактуют слова Христа о покупке мечей, как косвенное указание на времм кризиса, через которое ученикам вскоре придется пройти.
Евангелие от Иоанна
Иоанн
Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы в ней рассмотрены?
И о Евангелие было написано апостолом Иоанном — одним из двенадцати учеников Христа — приблизительно в 90 г. по Р.Х. Это единственное Евангелие, содержание которого не подчинено хронологическому порядку. Вместо этого Иоанн развивает темы из учения Христа, переплетая их с семью основными проповедями (или учениями).
Как правило, считается, что остальные Евангелия были написаны для определенных этническо-культурных групп I в.: Евангелие от Матфея — для иудеев, Марка—для римлян, Луки—для греков. В отличие от них, Евангелие от Иоанна получило название универсального: в нем идет речь о тех вопросах жизни, смерти, веры и неверия, света и тьмы, которые остаются важными в любом веке и для любого народа.
Пвангелие от Иоанна называют богословским Евангелием. Эта книга делает акцент на ключевых темах, которые нашли свое отражение и центральных богословских понятиях. Нередко его главные концепции представлены попарно: жизнь и смерть, вера и неверие, истина и ложь, любовь и ненависть. Ключевое слово этого Евангелия — вера или уверовать, которое встречается в греческом тексте девяносто восемь раз. Как сказал I ам Иоанн: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:31).
Зная о такой цели, мы не станем удивляться тому, что Иоанн повествует осовершенной Божественности Христа намного больше и определеннее, чем остальные евангелисты. Христос был в начале с Богом (1:1-4), равен Богу (5:18), заявляет о Своей Божественности (9:35-37; 10:36), объявляет, что Он — «Я еемь» (Яхве Ветхого Завета) (8:58), и подтверждает, что Он гуществовал с Богом «прежде бытия мира» (17:5). Народу стало понятно, на что притязал Иисус, и поэтому он отверг Его. А сейчас Иоанн с позиции, основанной на воскресении, еще раз аргументирует заявления Хрипи и призывает каждого поверить в Него, как в Господа.
Иоанн
Значение ключевых слов, встречающихся в Евангелии от Иоанна:
Знать. Это релятивный термин, который используется для обозначении начинающихся взаимоотношений с Богом в момент спасения и дли описания жизни в ежедневном общении с Богом через послушание Ему в любви (см. 8:19, 31-47; 10:4; 14-15; 1 Ин 4:15-16).
Слово. Так автор называет Иисуса, показывая Его, как Того, Кю открывает Отца, как животворящую силу, которая говорит — и вселен или начинает свое существование.
Мир. Это богословский термин (Тгозтоз), который употребляется дли обозначения человеческого сообщества, отделенного от Бога, погрязшего в своих грешных страстях и движимого ими.
Жизнь. Иногда имеется ввиду биологическая жизнь, но чаще речь идет о духовной жизни: это живительная сила, ниспосылаемая Богом, Который насаждает в нас Свою вечную природу.
Смерть. Иногда автор имеет ввиду биологическую смерть, но чаии всего так названо духовное состояние погибающего грешника, отделенно! от Бога и изуродованного нравственно. И только дар духовной жизни, обретаемой в Иисусе, может быть противопоставлен силам смерти и может разрушить ее тиски, крепко удерживающие личность человека,
Свет. Нередко так называют святость; однако у Иоанна акцент сделан на просветлении. Будучи светом миру, Иисус указывает нам путь к Богу и к жизни, угодной Богу.
Тьма. В нравственном смысле это слово употребляется для обозначении грешных поступков и грешного образа жизни. В богословском смысл» тьма — это господствующая сила зла, удерживающая грешников в своим тисках, не давая им увидеть предлагаемого Евангелием спасения.
Вера. Иоанн говорит о поверхностной вере в Иисуса у тех, у кого Его чудеса вызвали благоговейный трепет, но кто так и не пожелал передача себя в Его распоряжение. Также это ключевое понятие Иоанн использует для обозначения ответной веры в Бога, посредством которой челоиок передает себя Господу и получает жизнь от Божьего Сына. В Евангелии от Иоанна, как и в других документах Нового Завета, истинная (или спасающая) вера человека проявляется в его жизни через любовь к Богу и послушание Ему.
Неверие. Подразумевается не сомнение или неуверенность, а нежелание человека довериться Христу или поверить Слову Божьему о Нем. Неверие относится к области нравственного и духовного, а не интеллектуального.
Истина. Иоанн употребляет это слово столько раз, сколько оно истречается у всех остальных авторов Нового Завета вместе взятых. Он молает ударение на связи между истиной и реальностью, что отражено в еврейском и греческом вариантах этого слова. Что-то является истинным потому, что оно пребывает в гармонии с реальностью. Мы можем познать истину (т.е. пережить ее реальность), доверившись Богу и соблюдая (исполняя) слова Христа. Если мы послушны Иисусу, то обнаруживаем, что кизнь — это, на самом деле, то, что описано для нас в Слове Божьем.
Неправда. Имеется ввиду не ложь Богу, а, скорее, обман или иллюзия. Ио трагично, но человеческие представления о том, что такое жизнь, не соответствуют тому, чем она является на самом деле. Только Слово Божие раскрывает нам истину; мы можем избавиться от мира иллюзий и открыть истину только в том случае, если обретаем такое представление о жизни, которое было сформировано Словом Божьим.
Любовь. В Библии это понятие считается одним из самых важных. О любви много сказано не только у Иоанна, но и в других книгах Нового інвета. Любовь невозможно понять без связи с Богом и Его любовью, проявленной к нам в Иисусе. Наш ответ на любовь Бога — это послушание Его заповедям и проявляемая нами любовь к ближним по примеру Того, Который возлюбил нас. Иоанн ясно дает понять, что по своей природе человек не склонен любить, и настоящая любовь должна быть создана и нас Богом. Если мы откликаемся на зов Иисуса, Его любовь наполнит нас и изольется через нас на других.
Ненависть. Означает сильную враждебность, которую испытывает неспасенный мир по отношению ко Христу и Его последователям.
Иоанна 1:1
На греческом языке во фразе «и Слово было Бог» опущен определенный артикль. По всей видимости, без него этот стих учит нас, что Слово стало «Богом».
Свидетели Иеговы, воспользовавшись отсутствием артикля, стали