у нас манускриптов, и в первых комментариях Евангелия от Иоанна также нет никаких замечаний об »том отрывке. Вот почему многие ученые сомневаются в том, что Иоанн действительно включил эту историю в свое Евангелие. С другой стороны, большинство ученых также сознается, что сама история и ее дух производит на них сильное впечатление: вполне возможно, что она была подлинным рассказом о том, что сделал Иисус; а в Евангелие она была внесена уже позднее.
Иоанна 8:11
Иисус отказался осудить женщину, пойманную в прелюбодеянии. Не говорит ли это о том, что Он отвергнул жесткое наказание, установленное Ветхим Заветом? И, конечно, здесь мы можем сделать пывод, что Иисус был против высшей меры наказания.
Когда кто-то пытается сделать общий вывод, исходя только из одной ситуации, это всегда вызывает сомнения. Особенно заметно, когда речь идет о нескольких принципах. Смертный приговор за прелюбодеяние, действительно записанный в законе Ветхого Завета, применялся крайне редко. В этом случае противники Иисуса несомненно пытались поймать 1то в ловушку. Если бы Он подтвердил смертный приговор, этим Он Сам выступил бы против тех слов о милости и благодати, которые так часто повторял в Своем учении. Если бы Иисус отказался от смертного приговора, религиозные вожди могли бы обвинить Его в том, что Он хочет ниспровергнуть закон Моисея. Но Иисус, вместо того, чтобы угодить в их ловушку, обошел ее, ответив:
«Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (ст. 7). В принципе, Он подтвердил смертный приговор. А когда Он сказал: «И Я не осуждаю тебя»,—то засвидетельствовал о прощающей благодати Божьей, о ко¬торой постоянноучил и постоянно проявлял ее Сам. Однако Иисус сделал больше этого. Призвав женщину «идти и впредь не грешить», Он показал, что прощение — это динамичная альтернатива, которая также очевидно служит к праведности, как и наказание. Прощенный грешник переживает внутреннее преображение и теперь сделает выбор не грешить. Таким образом, и закон и благодать поддерживают праведность, а человек, любящий Бога, может предложить осужденному людьми выход из той дилеммы, которую создал грех.
Иоанна 8:44
Что имел ввиду Иисус, сказав своим оппонентам, что их «отец дьявол»?
Как правило, мы ожидаем, что дети будут похожи на родителей. Во всяком случае, если у кого-то из родителей длинный нос или квадратный подбородок, то потомство также унаследует эти черты. Иисус хочет сказать, что в духовной области происходит то же: вероятнее всего, что сын (дочь) станут похожими на того, кто был духовным руководителем в их семье.
Так как сатана — лжец и убийца, то те, кто распространял ложь об Иисусе, отвергал истину, которой Он учил, и замышлял убить Его за то, что Ом нес благую весть от Бога, скорее, свидетельствовали о своем семейном сходстве с сатаной, чем с Богом. Если бы они были членами Божьей семьи, тогда они, как и Бог, любили бы Иисуса, а не ненавидели бы Его.
Иоанна 8:58
Почему народ захотел побить Иисуса камнями, когда Он сказал: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь»?
Имя Яхве — ветхозаветное имя Бога — происходит от еврейского глагола, который переводится, как «быть». Бог сказал Моисею сообщить израиль тянам в Египте, что «Сущий послал меня к вам» (Исх 3:14). Таким образом, иудеи правильно поняли Иисуса, когда Он сказал им, что Он и есть Бог Яхве Ветхого Завета. А так как они не поверили Ему, то решили побить Его камнями за богохульство (в Израиле побивание камнями было традиционным видом казни).
Иоанна 9:2
Почему ученики спросили, кто согрешил, ведь они видели, что этот человек слеп от рождения?
Народное богословие говорило, что тяжелые болезни были наказанием за какой-то грех. Человек, о котором спросили ученики, родился слепым, — поэтому его физическая нетрудоспособность не могла быть результатом его собственного нравственного выбора. Вот почему ученики спрашивали, не является ли его слепота наказанием за грех его родителей.
Ответ Иисуса: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (ст. 3),—имел решающее значение. Иисус не опровергнул их представления о том, что иногда болезнь действительно может выступать в качестве наказания (Деян 12:19-23). Однако Он отверг необоснованное мнение о том, что причиной болезни нсегда является грех. Иисус напоминает нам: Бог, допуская болезнь, может преследовать какую-то положительную цель, и употребляет ее с тем, чтобы явить Свое действие в нашей жизни. Иногда Он являет Себя через исцеление, как это было в случае со слепорожденным. Но Он может посылать Свою благодать и в болезни,—чтобы в нашей слабости могла проявиться сила Божья (2 Кор 12:9).
Иоанна 10:34
Что хотел сказать Иисус, когда назвал святых Ветхого Завета богами? Не умаляет ли это Его собственного заявления о том, что Он — Сын Божий?
Иисус процитировал слова из Пс 81:6. Этот псалом обращается к тем, кто занимает положение судей, и именно их псалмопевец называет элохим или «сынами Всевышнего» — потому, что они исполняют ту же функцию, которая принадлежит только Богу-Судье.
Враги Иисуса только что отклонил и доказательства Его чудес и осудили 1то за то, что Он называет Себя Богом (Ин 10:33). Христос возразил, что если Писание учтиво величает простых смертных, получивших Божествен¬ное Слово, титулом «боги», тогда Он Сам, «Которого Отец освятил и послал в мир», имеет намного больше прав претендовать на божественность. Иисус — Бог, и Его чудеса подтверждают Его заявление.
Иоанна 11:49-52
Как мог человек с таким порочным характером, как Каиафа, пророчествовать? Разве Бог может говорить через неверующих?
Иоанн подчеркивает: «Сие же он сказал не от себя». Это было неосознанное пророчество. К тому же, Иоанн ясно говорит, что он высказался, как «первосвященник», приписывая эти слова, скорее, положению, чем характеру этого человека.
С одной стороны, нужно помнить о том, что для Бога нет границ. Однажды Он проговорил даже через ослицу (Чис 22:21-35). С другой стороны, 2 Тим, 2 Пет и Иуд ясно учат нас тому, что испорченный (или порочный) характер — это признак лжепророка.
Иоанна 12:24
Говорить, что пшеничное зерно умирает,— значит, совсем не знать ботаники. В действительности, оно дает росток, всходит. Вот еще один пример того, что Библия ненаучна.
Иисус не делает заявления, комментирующего курс ботаники, а приводит сравнение, знакомое любому крестьянину по собственному опыту. Семи, которое человек оставляет у себя, так и остается семенем, а если он посадит его, зерна уже не будет. Тем не менее, «смерть» семени ведет не к потере, а к прибыли: посаженное им семя «принесет много плода». Иисус метафорически говорит о нашей жизни: или верующий крепко держится за свою собственную жизнь, или подчиняет ее Богу. Ненавидя (т. е. решительно отвергая) то, что предлагает мир, и решая следовать зл Христом (ст. 25), человек в действительности приобретает, а не теряет, даже несмотря на то, что решение следовать за Христом повлечет за собой отказ от очень многих удовольствий.
Нелепо обвинять Иисуса или Библию в ненаучности, если Иисус всего лишь описывает то, что известно любому крестьянину, используя эту метафору с тем, чтобы пробудить в людях стремление к посвящению своей жизни Богу.
Иоанна 13:8-10
Почему Иисус настоял на том, чтобы омыть ноги Своим ученикам, и что Он имел ввиду, когда сказал, что «омытому нужно только ноги умыть»?
Улицы в Палестине, даже в таком городе как Иерусалим, были покрыты пылью. Когда в дом входил посетитель, по правилам вежливости хозяии дома должен был позвать раба, чтобы тот омыл гостю ноги. Петр не захотел, чтобы Христос омывал ему ноги, потому что считал, что Иисус не должен унижаться до положения раба.
Иисус настоял на Своем желании по двум причинам. Во-первых, Он дал им пример, как Его последователи должны относиться друг к другу (13:13-17). Во-вторых, это стало символом очищения личности Петра, очищения, которое сделало его пригодным для Царства Божьего. Чтобы лучше понять смысл сказанного, нужно вспомнить о том, что в то время люди купались не дома, а в специально предназначенных для этого заведениях. И даже только что искупавшийся человек мог вернуться домой с покрытыми пылью ногами. На тему этого стиха было произнесено немало проповедей, в которых омовение, упоминаемое Иисусом, считается спасением: так как мы продолжаем жить в мире, нас загрязняют грехи упущения и невыполненных обязательств. Вот почему нам нужно ежеднев¬но исповедоваться в своих грехах, чтобы Иисус мог омыть нас так же, как он омыл ноги Петра много лет назад.
Иоанна 13:34-35
Почему Иисус говорит о заповеди любви, как о новой заповеди? Ведь еще в Ветхом Завете было сказано, чтобы верующий любил своего ближнего (Лев 19:18).
Заповедь о любви не нова. Ею пронизан не только Ветхий, но и Новый Завет. Как пишет Павел, весь закон можно свести к упражнению в любви (Рим 13:8-10). Однако в Ин 13 есть и кое-что новое: 1) новые взаимоотношения — мы должны «любить другдруга». Члены тела Христова вступают и отношения более тесные, чем отношения между двумя ближними. Во Христе мы — братья и сестры. 2) Новый стандарт — Ветхий Завет говорит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Иисус говорит нам любить друг друга, «как Я возлюбил вас». Иисус любил нас больше, чем (себя, и отдал Себя за нас. 3) Новый результат — «Потому узнают все, что ны Мои ученики». О том, что Иисус действительно присутствует среди Своего народа, говорят видимые знаки любви в христианской общине.
Иоанна 14:2
Что имел ввиду Иисус, сказав, что в доме Его Отца много обителей?
В библейские времена богатые дома имели многочисленные комнаты, которыми окружали открытый внутренний двор. Нередко каждому члену большой семьи — родителям, женатым и неженатым детям, внукам, дедуш¬кам и бабушкам — отводилась своя собственная комната в общем семейном доме. Когда Иисус сказал: «В доме Отца Моего обителей много», Он имел ввиду, что Бог примет последователей Христа в Своем доме в вечности, и что для каждого из них найдется >1есто, когда вернется Христос.
Иоанна 14:6
Как может христианство претендовать на то, что оно — единственная истинная вера? Почему христиане отказывают остальным в их праве приходить к Богу по-своему?
Никто не может отказывать человеку в его личном праве приходить к Богу. Однако Иисус настаивал на том, что единственный путь к Богу — это вера в Него. Христиане всего лишь выражают свое согласие с Богом, когдл говорят, что современные иудеи, мусульмане, индусы, буддисты или члены каких-либо сект не могут обрести спасения без веры в Иисуса, как Божьего Сына и их личного Спасителя. Ни один христианин не имеет права исправлять Писание или переписывать учение Христа. Представлениг о том, что все религии поклоняются одному Богу, противоречит тому, что сказано