человека, напоминая каждому о том, что ничто не может возместить отнятой жизни ближнего. Общество должно призывать к смертной казни за убийство — не как средству его предотвращения, а как к средству могущественного утверждения святости человеческой жизни.
Обратите внимание, что в ветхозаветном законе убийство строго и ограничено на преднамеренное и случайное. А в нескольких отрывках иже подробно рассказано о городах-убежищах, в которые человек, случайно совершивший убийство, мог убежать и обрести там безопасность (Чпс 35). Но эта милость не распространялась на убийц. В Чис 35:31 сказано: «И не бери выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но должно предать смерти».
Бытие 9:25
Что представляет собой то проклятие, которым Ной проклял своего младшего сына, и почему он сказал, что его сын Ханаан будет?
Слово, переведенное здесь как «проклятие» — это слово arar оно используется при возвещении наказания, наложенного Богом. В Ветхом это первый случай, когда человек произносит проклятие, и здесь, несомненно, он произносит его от имени Бога. Причиной этого проклятия поступок Хама: он высмеял своего отца, когда нашел его лежащим без одежды в состоянии опьянения. Это проклятие предсказывало политическую подчиненность хананеев потомкам других сыновей Ноя. ‘Обратите внимание, что проклятие коснулось только одной ветви семьи имя. И еще, заметьте, что не это проклятие стало причиной последующего подчинения Ханаана: оно было предвозвещением будущего приговора Божественного суда за их безнравственное поведение, отголоски которого проявились здесь в действиях их предка Хама.
Бытие 10
Что особенного в «таблице народов» этой главы?
В этой главе содержится самый древний из всех существующих документов по этнографии. В нем, с указанием местоположения, наречия или происхождения, даны названия племен, от которых произошли древние народы мира. Современные исследования свидетельствуют, что в этой таблице с потрясающей точностью приведены сведения о том, какие народы и народности жили до появления Ветхого Завета. На предыдущей странице есть карта, где показаны расположение и современное обозначение многих народов, названных в Быт 10.
Бытие 11:28
Где находился и каким был город Ур, откуда происходил Авраам?
Некоторые ученые предполагают, что семья Авраама была родом из местности, называемой «Уру» в документах, обнаруженных при раскопках у Эблы. По этим сведениям, семья проживала в районе Падан-Арама,- там, где жил брат Авраама, Аран (Быт 11:26-29; Быт 12:4).
Сам текст, однако, называет этот город Уром Халдейским, расположенным невдалеке от побережья современного Персидского залива.
Раскопки Ура, произведенные в 1922-1934 гг., показали, что во времена Авраама Ур был богатым городом. В Библейском словаре Ревелла сказано: «Над плоской равниной Ура возвышалась гигантская, трехуровневая башня-зиккурат 70 футов в высоту. На башне были устроены капища Наннара, городского бога. Город был окружен овальными стенами в 30 футов в высоту, которые защищали не только город, но и две гавани. Улицы — аккуратно распланированы. Стены домов были обращены на улицу, а сами дома образовывали внутренний двор, куда выходили квартиры. Среди самых замечательных находок Ура раннего периода выделяют предметы из золота и золотые ювелирные украшения прекрасной работы. Также — отделанные золотом музыкальные инструменты, красочную мозаику с изображениями сцен гражданской и военной жизни. Кроме того, было обнаружено много глиняных табличек, среди них — словарь шумерского языка и математический текст с вычислениями квадратного корня. Были и деловые записки, свидетельствующие о том, что жители Ура активно участвовали в международной торговле». То, что известно сегодня о цивилизации, которую оставил Авраам, еще раз напоминает нам, что он оставил язычество, когда ответил на откровение истинного Бога, а так же о его вере в Бога. Авраам, богатый и преуспевающий, оставляет мирские блага, чтобы провести свою жизнь в странствования по земле, которую Бог обещал однажды дать в наследие могучему народу – его потомкам.
Бытие 12:1-3, 7
Как исполнились обещания, которые Бог дал Аврааму?
Удивительной особенностью этих стихов является часто повторяемая Богом фраза о том, что Он сделал что-то. Это безусловные обетования Бога. Они ясно свидетельствуют о том, что Бог будет действовать; при этом нигде не сказано, что Авраам тоже должен будет что-то выполнить. Когда мы спрашивает, сдержал ли Бог свои обещания, мы должны ПОМНИТЬ о ТОМ, ЧТО большинство пророческих образов будущего говорят о времени будущем но отношению к нашему. И если некоторые из обещаний, данных Богом, еще не исполнились, то это не означает, что Бог солгал ошибся или изменил Свои намерения. Просто это значит, что история еще не окончена.
«Я произведу от тебя великий народ» (ст. 2)
Бездетный Авраам стал праотцом арабов через Измаила и еврейского народа через Исаака.
«Я благословлю тебя» (ст. 2)
Бог охранял Авраама на протяжении всей его жизни, и действительно обильно его благословил.
Я возвеличу имя твое» (ст. 2)
Три великие религии мира — ислам, иудаизм и христианство — почитают Авраама как основателя своей веры.
«Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну» (ст. 3)
История свидетельствует, что народы, принимавшие еврейский народ благосклонно,1 жили под благословением, в то время как те, кто их преследовал, переживали значительный упадок.
«Потомству твоему отдам Я землю сию» (ст. 7)
Это обещание еще не исполнилось, несмотря на то, что государство Израильское снова стало существовать в Ханаане.
Тем не менее, большинство обещаний, данных Богом Аврааму, чудесно исполнились. Как? Взгляните сами:
Бытие 12:10-20
Почему Бог благословил Авраама, если он сказал такую ужасную ложь и предал свою собственную жену Сарру?
Авраам получил благословение не потому, что был безгрешен (он и не был безгрешен). Он был благословлен, потому что имел веру в Бога, II Бог связал Себя обязательством перед ним. В Рим 4:3 сказано: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Мы имеем великое (благословение в этом, потому что, как и у Авраама, у нас тоже есть свои недостатки. Если бы Бог благословлял только совершенных людей, то никто из нас не мог бы надеяться получить что-то хорошее от Бога.
Наша вера в Бога дает начало новой жизни во Христе в нас, и впереди перед нами простирается еще долгий путь. И не удивительно, что в начале и ого пути мы спотыкаемся и падаем. Да, Авраам падал, это правда. И не один раз. Но он еще и возрастал и, несмотря на свои недостатки, во многом стал человеком, примеру которого мы стремимся подражать.
Бытие 14:1-4
Да, можно историю об объединении царей при осаде городов ttilo шне назвать правдоподобной?
Дм, можно. Марийские таблички, описывающие условия жизни в период патриархов, рассказывают о союзах царей восточных городов-государств Сирии Палестины, находившихся в осаде. Археологи обнаружили цепь поселений середины бронзового века, расположенных вдоль маршрута который, как сказано в Бытии, выбрали цари; и имена, и названия соответствуют тому, что нам известно о временах Авраама. Мы можем указать, причину таких осад. Медь, асфальт и марганец были ценными при- родными ресурсами этого региона. Эта история не только правдоподобна, но и подробности из нее в точности соответствуют тому периоду времени. А вот что можно было бы назвать неправдоподобным, так это представление о том, что история, где так точно описаны события за 2000 лет до P. X, могла быть составлена теми, кто редактировал этот материал много лет спустя.
Бытие 14:18
Мелхиседек был персонажем историческим или вымышленным? Был ли он, утверждают некоторые, Христом до воплощения?
Этот персонаж вызывал немало интереса у иудейских раввинов дохристианского периода; некоторые даже выдвигали предположение, что Мелхиседекбыл ангелом или каким-то другим сверхъестественным существом. Автор Послания к евреям утверждает, что отсутствие сведений о родителях Мелхиседека и о его смерти указывает на то, что священство Христа скорее следует примеру священства Мелхиседека, чем Аарона. Но этот аргумент построен на предположении, что Мелхиседек — это образ Христа, т. е. реальная личность, некоторые аспекты которой напоминают, и следовательно, предвещают, дело (личность) нашего Господа. Тем не менее, мы не находим никаких подтверждений тому, что Христос до воплощения когда-то послужил в Мелхиседеке образом воплощенного Иисуса.
Ветхий Завет показывает нам Мелхиседека как человека, имевшего, хорошие, прочные позиции в своем окружении. Он был царем Салима (позднее — Иерусалим), и «священником Бога Всевышнего». Никому, кроме Бога Яхве, Писание не дает такого титула. То, что ничего не сказано ни о его родителях, ни о его смерти, что так важно для автора Послания к евреям, не настолько важно для той роли, которую Мелхиседек сыграл в истории с Авраамом: в упоминаниях об этом нет необходимости, как не было необходимости и в том, чтобы упоминать в Бытии о происхождении или о кончине царя Авимелеха (Быт 20). Следовательно, лучше всего считать Мелхиседека историческим лицом, поклонником истинного Бога, который прославил Господа за победу Авраама над царями-захватчиками и благословил патриарха так, как об этом написано в Бытии.
Бытие 15
Что такое завет, а чем завет Бога с Авраамом отличается от других?
По-еврейски «завет» — berit.. Это одно из самых важных слов Ветхого. Завета. Оно означает соглашение с обязательствами, специфика которых будет зависеть от взаимоотношений, которыми оно управляет. В бизнесе таким заветом может выступать контракт. В международных делах — сделка. В каком-то из штатов примером завета может служить конституция, где подробно изложены взаимные обязанности и права губернатора и его подчиненных. Между отдельными людьми такой завет может быть назван юридическим соглашением со взаимными обязательствами сторон.
Как правило, в завете определялись обязанности всех сторон, участвующих в соглашении, которое они обещали исполнить. И, обычно, в завете была подробно описана форма наказания за его невыполнение.
Существовали и другие виды заветов: завет соли, завет крови и т.д. Самым обязательным среди древних заветов считался завет крови. Участвующие стороны должны были пройти между частями рассеченных пополам животных — символом того, что они клялись своей жизнью и исполнении условий заключенного между ними соглашения.
Этот исторический фон помогает нам понять уникальное значение завета, который Бог заключил с Авраамом в Быт 15. Во-первых, это был завет крови, самая обязательная изо всех древних юридических формулировок. Жертвенные животные были аккуратно рассечены и уложены на земле. Но Бог вызвал у Авраама глубокий сон, и Один прошел между частями рассеченных жертв. Бог обязал Себя, безо всяких условий для другой стороны, исполнить обещания, впервые записанные в Быт 12 и подтвержденные еще раз здесь, в Быт 15. Авраам не прошел между жертвами. Он не брал перед Богом никаких обязательств и не сделал ничего, что могло бы освободить Бога от наполнения данных Им обещаний. Так, в Евр 6:17 этот завет назван клятвой. Текст говорит: «Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву».
Тогда что же такое завет Авраама? Это юридически обязывающая клятва, официально принятая Богом для того, чтобы навечно утвердить то непоколебимое решение сохранить верность обещаниям, данным Аврааму, не