95 Тезисов о праведности по вере. Моррис Венден.
В какой-то мере нам необходимо принести извинения Мартину Лютеру! Озарение, пришедшее к нему на знаменитой лестнице, относительно того, что праведный верою жив будет, было поистине одной из главных вех протестантской Реформации. Но 95 тезисов, которые он пригвоздил к дверям церкви в Виттенберге, не являлись, в сущности, развитием идеи оправдания через веру. Они преимущественно были направлены на реформу религиозной системы того времени, отстаивая свободу совести, осуждая продажу индульгенций, обличая папство в злоупотреблениях.
95 тезисов этой книги сосредоточены на истине о праведности, которая обретается только через веру в Иисуса Христа. Это весть на все времена, и она будет все сильнее звучать до тех пор, пока истина о том, что Христос — наша Праведность, не станет важнейшей темой.
Мы живем именно в такое время. Весть трех ангелов уже звучит и будет звучать, все усиливаясь, пока не станет слышна повсюду.
Цель данной книги — побудить читателей к исследованию важнейшей темы о праведности Христа. Книга написана преимущественно для адвентистов седьмого дня в форме библейских уроков с расчетом на коллективное изучение.
Но будьте осторожны! Если окажется, что вы согласны хотя бы с первым тезисом, вы можете попасться на крючок. Тому, кто согласится с первыми 12 тезисами, будет крайне сложно возразить остальным тезисам, ибо именно они формируют основу понимания всей темы.
Теория праведности по вере подобна динамиту. Если вы по-настоящему вникнете в нее, то не останетесь равнодушными. Но одной только теории недостаточно. Подлинная сила проявится лишь тогда, когда вы сможете найти этой теории практическое применение, что имеет жизненно важное значение, и я приглашаю вас сегодня сделать этот шаг!
I. ПРАВЕДНОСТЬ.
Тезис № 1.
Христианин поступает по правде не для того, чтобы быть таковым, но потому, что он — христианин (Ин. 15:5).
В новой общине, куда меня назначили пастором, я задался целью в течение первых нескольких недель посетить каждую семью, чтобы завязать знакомство. Однако поначалу завязать разговор достаточно трудно. Поэтому в каждом доме я прибегал к уловке, а именно — задавал один и тот же вопрос: “Что вы понимаете под словом „христианин”?” И аккуратно записывал каждый ответ.
“Христианин — человек, живущий по золотому правилу“1.
“Христианин — честный человек”. “Христианин — добрый и любящий человек”. “Христианин — хороший сосед”. Я слышал множество разных ответов, но все они имели один общий знаменатель. Каждый ответ затрагивал поведение человека. Но имя Христа определенно отсутствовало.
“Христианин поступает так-то и так-то. Христианин не делает того-то”. Но часто ли вы слышите ответ: “Христианин — тот, кто знает и любит Христа”? Что такое христианство? Основано ли оно главным образом на поведении? Или же оно базируется прежде всего на взаимоотношениях? Это принципиальный момент в понимании и приобщении к спасению через веру во Христа. Христианство — это вопрос знания Христа. А поведение, отличающее христианина от нехристианина, формируется как результат доверительных взаимоотношений с Иисусом, но не является их причиной.
Давайте слегка перефразируем этот тезис. Яблоня приносит урожай яблок, потому что она яблоня, а не для того, чтобы быть ею. Иисус привел похожее сравнение: “Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые” (Мф. 7:17, 18).
Если вы заинтересованы в том, чтобы иметь хорошие плоды, вам для начала необходимо хорошее дерево. Потом вашей задачей будет поливать саженец, может быть, удобрять его и позволить солнцу, дождю и ветру делать свое дело. Вам вовсе не нужно усиленно трудиться, чтобы получить плоды. Если посаженное вами деревце здоровое, плоды появятся в свой срок.
Также обстоит дело и с христианской жизнью. Всякий, кто видит христианскую жизнь лишь в работе над своим поведением, зайдет в тупик. В книге Е. Уайт “Наглядные уроки Христа” об этом говорится так: “Благодать Божья обновляет сердце человека, преобразуя тем самым всю его жизнь. Никакие чисто внешние изменения не могут привести нас в согласие с Богом. Многие пытаются преобразовать себя путем искоренения той или иной дурной черты или привычки; таким образом они надеются стать христианами. Но они начинают не с того, с чего следует. Прежде всего необходимо изменение сердца” (с. 97).
Независимо от того, насколько добропорядочной может быть ваша жизнь, сколько прекрасных поступков вы способны совершить, насколько религиозными можете выглядеть, — вы не станете истинными христианами до тех пор, пока лично не узнаете Иисуса Христа. Совершение добрых поступков само по себе не сделает вас христианами. Это лишь поможет вам стать людьми высоконравственными.
Ранняя Церковь была настолько сосредоточена на Господе Иисусе Христе, что Он постоянно являлся предметом бесед и размышлений. “Христос сделал это, и Христос сказал то”. В один прекрасный день кто-то предложил: “Давайте называть их ХРИСТианами”.
Интересно, как могли бы назвать вас, если исходить из того, о чем вы говорите и размышляете больше всего? Вы просто хороший человек? Или же вы действительно христианин? Подумайте об этом!
Тезис № 2
Праведность = Иисус. Иметь праведность без Него невозможно (Рим. 1:16, 17).
Профессор, преподававший в нашем колледже основной предмет специализации, во время первого занятия в семестре провел опрос на тему: что мы понимаем под словом праведность.
Мы предлагали различные определения этого понятия. Праведность — это правильные действия. Праведность — это покорность Божьему Закону. Праведность означает святость. Или даже лучше, праведность — это любовь. Кстати, замечу: не только студенты давали такие ответы, вы можете найти схожие и в трудах Елены Уайт.
Спустя некоторое время профессор прервал наши попытки найти точное определение и к концу занятия убедил нас в том, что лучшим, наиболее полным определением праведности является Иисус. Все другие определения не являются исчерпывающими.
Если, например, охарактеризовать праведность как правильные действия, то, для того чтобы стать праведным, что вам нужно? Делать то, что правильно. Вы не нуждались бы в Спасителе, если суть праведности заключалась бы лишь в правильном поведении.
Но праведность не есть нечто существующее само по себе. И уж во всяком случае это не то, что могло бы произвести человечество. Мы явно несостоятельны в этом отношении. Пророк Исайя говорит: “Вся праведность наша — как запачканная одежда” (Ис. 64:6). Мы не только не способны произвести праведность, но и не в состоянии накопить ее. Мы не можем достичь ее или сохранить в отрыве от Христа. Поэтому наиболее точным определением понятия праведность является Личность. До тех пор пока мы имеем Иисуса, у нас есть праведность. Но без Христа мы утрачиваем всякую надежду на нее.
В книге “Свидетельства для служителей” мы читаем: “Грешник может обрести надежду и праведность только в Боге; и ни один человек не сможет стать праведным до тех пор, пока не уверует в Бога и не будет поддерживать живую связь с Ним” (с. 367).
Это можно было бы представить в виде уравнения. Если Иисус = праведность и праведность = Иисус, то единственный способ обрести праведность — идти в ногу с Иисусом и оставаться с Ним. Таким образом, мы могли бы сказать, что человечество + Иисус = праведность.
Как-то раз я обсуждал этот вопрос с группой студентов колледжа и заметил странное выражение лица у молодого человека в заднем ряду. Он поднял руку и сказал: “Но если Сам Иисус равняется праведности и если человечество плюс Иисус равняется праведности, значит, человечество равняется нулю”. Он говорил так, будто я проявил величайшую несправедливость по отношению к роду человеческому.
Чарльз Эверсон рассказал историю о женщине, которая как-то подыскивала в магазинах ткань для нового платья. Она пробовала ткани на ощупь, рассматривала расцветки и рисунок, пока в конечном итоге не наткнулась на один материал, который, казалось, был тот, что нужен. Женщина все еще колебалась в своем выборе, но тут к ней подошел владелец магазина и сказал: “Я вижу, вас заинтересовала эта ткань. У нас как раз есть платье, сшитое из нее. Возможно, вы не обратили на него внимания, когда заходили в магазин”.
Когда они вместе подошли к витрине, женщина воскликнула: “Великолепно! То, что мне нужно. Ткань выглядела замечательно, а теперь, увидев сшитое из нее платье, я окончательно в этом убедилась”. И она купила приглянувшуюся ей ткань.
Также и с Божьим Законом. Мы можем восхищаться его принципами, соглашаться с его правилами. Но, для того чтобы по достоинству оценить и принять его, мы должны прежде увидеть его претворенным в жизнь — то есть увидеть его воплощение в жизни Иисуса Христа. Созерцая Иисуса, мы отдаем Ему свое сердце. И, принимая Его, мы принимаем и Его праведность.
Тезис № 3
Существует лишь один путь, ведущий к праведности, и этот путь ведет к Иисусу (Рим. 4:4, 5).
Жил когда-то человек, мечтавший стать пекарем. Он очень любил свежеиспеченный хлеб, и ему хотелось выпекать вкусный хлеб для людей.
Этот человек обошел весь город, чтобы подыскать наилучшее место для своей будущей пекарни. Итак, он приобрел участок, нанял строителей, и вскоре пекарня была готова к открытию. Там были блестящие чаны из нержавеющей стали и прочие необходимые приспособления. С фасада располагался магазинчик с сияющими витринами.
Но дела у пекаря шли не блестяще. Он проводил долгие часы за работой, всячески пытался привлечь внимание покупателей. Он старался делать все как можно лучше, но, увы, ему так и не удавалось выпекать такой хлеб, который он как-то раз отведал. Если покупатели и заходили, чтобы посмотреть на новый магазин, они редко приобретали что-либо из его товаров и больше уже не возвращались.
В конце концов, приложив немало усилий, пекарь вынужден был признать свое поражение. Он оказался на грани банкротства. Все его старания оказались безуспешными.
И когда пекарь уже был готов отказаться от своей затеи, он вдруг услышал нечто, в корне изменившее весь его бизнес. Он узнал, что для выпечки нужна была мука! Прежде он не использовал ее. Однако это звучало обнадеживающе. И когда он стал использовать муку, все стало на свои места.
Вы, конечно, догадались, что это притча? Нам трудно было бы поверить, что кто-нибудь в действительности мог упустить из виду простую, однако важнейшую истину о том, что для выпечки хлеба требуется мука. Мы понимаем, что без этого было бы просто бессмысленно содержать пекарню.
Независимо от того, каким делом вы занимаетесь, вам приходится учитывать определенные требования, если вы надеетесь когда-нибудь преуспеть. Вы не можете владеть банком, если у вас нет денег. Вы не сможете заниматься железнодорожными перевозками, имея лишь служебный вагон, без товарного состава. Невозможно производить шерсть, не имея овец.
А что можно сказать относительно христианской жизни? Сколь многие из нас проводят годы, упуская самое главное?