события на пути ко Христу, такие, как покаяние, новое рождение, прощение, оправдание, происходят практически одновременно. Мы выделяем каждое из них для того, чтобы выяснить, что является нашей работой, а что — работой Божьей, что здесь причина, а что следствие.
В Послании к Римлянам 2:4апостол Павел пишет, что благость Божья ведет нас к покаянию. Мы не можем произвести покаяние, но мы можем принять решение читать Его Слово или внимать речи проповедника — это те средства, через которые благость Божья воздействует на нас. Мы не можем произвести покаяние, но мы можем прийти к Богу. Мы не можем самостоятельно вызвать у себя искреннее сожаление о грехе; мы не можем оставить грех своими силами. Но мы можем искать Господа, чтобы Он дал нам и то, и другое. Бог рад помочь тем, кто не может помочь себе сам.
Тезис № 30
Печаль мирская — это сожаление о том, что мы нарушили закон и попались. Печаль ради Бога — это сожаление, что мы ранили Божье сердце и огорчили нашего лучшего Друга (2 Кор. 1:10).
Доводилось вам ездить на своем автомобиле со скоростью свыше 100 км в час? Случалось ли так, что вас останавливали и штрафовали за превышение скорости? Испытывали вы тогда сожаление? О чем вы сожалели? О том, что попались, или о том, что ехали слишком быстро?
Говорили ли вам когда-нибудь в детстве: “Проси прощения, скажи, что ты сожалеешь!” Всем нам доводилось видеть ребенка, который дурно поступил и при этом не испытывал ни капли сожаления. Тогда мать или отец требовали от него: “Немедленно извинись! Скажи, что ты сожалеешь о том, что сделал”.
Ребенок опускал голову, водил по земле носком ботинка и чувствовал себя неловко. В конце концов он выдавливал из себя: “Извини”. И родители отпускали его с миром. Сожалел ли ребенок о происшедшем? Да, он сожалел — о том, что ему пришлось просить прощения!
В Библии сказано о том, что печаль бывает разная. “Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть” (2 Кор. 7:10). Итак, есть печаль ради Бога, и есть печаль мирская. Одна относится к области взаимоотношений, другая ограничивается тем, что затрагивает поведение. Одна приводит к изменению жизни, другая изменяет лишь образ действий — и то на время. Одна представляет собой ценность, другая не стоит и гроша.
У Иуды была печаль мирская. Он сожалел о том, что его уличили. Он ждал до последней минуты, чтобы убедиться в том, что все выйдет так, как он планировал. Но когда в конце концов стало ясно, что Иисус не собирается освобождать Себя и что первосвященники и старейшины решили осудить Его, Иуда предстал со своим раскаянием. В Евангелии от Матфея сказано, что Иуда “раскаялся” (см. 27:3).
Для мирской печали характерно, что она проявляется только тогда, когда человека ловят с поличным. Одно дело “раскаяться” после того, как ваша виновность доказана, но совсем другое дело раскаяться еще до того, как вас обвинили.
Еще один библейский пример неправедного раскаяния — Каин. Он также ждал до последней минуты и после даже пытался выгородить себя. “Брат? Какой брат? А-а, Авель. Разве я должен ходить за ним?”
Печаль ради Бога имеет совсем иной характер. Под нею подразумевается, что мы сожалеем о причинении боли тому, кого любим. В книге “Желание веков” мы читаем: “Мы часто печалимся, видя, что наши злые дела приводят к неблагоприятным последствиям для нас самих, но это еще не покаяние. Истинное сокрушение о грехе — результат действия Святого Духа. Святой Дух открывает неблагодарность нашего сердца, которая огорчала Спасителя, и приводит нас, раскаявшихся, к подножию креста. Каждый грех снова ранит Иисуса, и когда мы смотрим на Того, Кого мы пронзили, то скорбим о грехах, принесших Ему страдания. Подобный плач приведет к отвержению греха” (с. 300).
Это еще один убедительный довод, почему покаяние возникает как результат прихода ко Христу. Мы не можем искренне сожалеть о причинении бол и тому, кого в действительности не любим!
Когда вы были еще маленьким и пакостили какому-нибудь противному соседскому мальчишке, — жалели ли вы тогда об этом?
По мере того как мы становимся взрослее, мы понемногу учимся (я надеюсь) всеобъемлющей любви к человечеству, так что наша доброта начинает простираться за рамки круга наших ближайших друзей. Но тем не менее остается справедливым утверждение, что ваше сердце сокрушается сильнее, когда вы огорчаете тех, кого больше любите.
В процессе того, как мы узнаем Иисуса и учимся доверять Его любви к нам, мы замечаем, что искренне сожалеем, когда огорчаем Его. Такое покаяние и называется печалью ради Бога.
VII. ПРОЩЕНИЕ
Тезис № 31
Только тот известный нам грех не может быть прощен, в котором мы не раскаиваемся и за который не просим прощения (1Ин. 7:9).
Как-то раз после богослужения маленькая девочка с веснушками на лице, лет девяти или десяти, подойдя, подергала меня за пиджак и попросила выслушать ее. Мы отошли в сторонку. На глазах ее блестели слезы, и она еле смогла выговорить дрожащими губами: “Я думаю, что совершила непростительный грех”.
У многих возникает подобное опасение. Есть что-то пугающее в самих словах “непростительный грех”. Они могут создать в нашем представлении образ разгневанного Бога, говорящего: “На этот раз ты зашел слишком далеко”. И старающиеся изо всех сил христиане — и старый, и малый — обеспокоены тем, чтобы не оказаться вне пределов Божьей благодати и милости.
Женщина, взятая в прелюбодеянии, была уверена, что зашла слишком далеко. Опустив голову и потупив взор, она в безмолвии ждала, когда в нее полетят камни. Но, к ее изумлению, дверь милости все еще оставалась открытой. Ее не осуждали. Бог все еще предлагал ей Свое прощение и силу.
Давайте прочтем, что говорится о непростительном грехе в Евангелии от Матфея 12:31. Иисус сказал: “Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам”.
Первая часть стиха звучит ободряюще — всякий грех простится. Но что значит — согрешать против Святого Духа? Это означает следующее: поскольку именно Дух обличает во грехе (см. Ин. 16:8, 9), и поскольку всякий грех может быть прощен, то грехом против Святого Духа являются отвержение Его обличения и отказ покаяться.
Прощение дается на определенных условиях. Если бы это было не так, тогда любой в этом мире был бы спасен. Каковы же условия прощения? Во-первых, мы должны исповедовать наши грехи. В Писании говорится, что “если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши” (1 Ин. 1:9). Следовательно, непростительным грехом будет всякий грех, в котором мы не желаем исповедоваться и за который не просим прощения.
В наши дни некоторые придерживаются мнения, что исповедание необязательно. Они говорят, что Бог — любящий Отец, а отец не станет настаивать на признании в проступках; он прощает своих детей, потому что любит их. Но это не то, чему учит Библия. Библия учит, что исповедовать грехи необходимо. Чтобы быть прощенными, мы должны просить о прощении и принимать его.
Как мы принимаем Божье прощение? В книге “Путь ко Христу” сказано: “Верьте Его обещанию. Исповедуйте свои грехи и отдайте себя Богу. Примите решение служить Ему. Как только вы сделаете это, Бог обязательно исполнит Свое слово. Вы будете исцелены также, как расслабленный, которому Христос дал способность ходить в тот момент, когда больной поверил, что исцелен. Все возможно верующему” (с. 51).
Тезис № 32
Порой у нас складывается мнение, будто прощение дается при условии, что мы никогда больше не будем грешить. М ы даем Богу обещание:” Если Ты только простишь мое прегрешение на сей раз, то я больше…” И потом мы снова совершаем тот же грех и боимся прийти к Богу за прощением. Это нередко вызывает у людей опасение, что они совершили непростительный грех.
Но библейское обетование гласит: “Приходящего ко Мне не изгоню вон” (Ин. 6:37). Для этого обетования не существует срока годности, как, например, для фотопленки. Нет такой оговорки: “годно до такого-то срока”. Тот, кто приходит ко Христу, будет принят всегда.
Не важно, кто вы есть и что вы сделали. Если вы сегодня придете ко Христу, попросите Его простить вас и примете Его дар покаяния и прощения, то будете прощены. “Иисус желает, чтобы мы пришли к Нему такими, какие есть: со всеми своими грехами и немощами. Он желает, чтобы мы полагались на Него. Мы можем прийти к Нему со своими слабостями, порочностью, неразумием и пасть к Его ногам в раскаянии. По великой милости Своей Он заключит нас в объятия Своей любви, перевяжет наши раны, очистит нас от всякой нечистоты” (Путь ко Христу, с. 52).
Прощение не приносит пользы грешнику, если он не принимает его (Пс. 85:5).
Вы, может быть, помните историю, случившуюся несколько лет тому назад с человеком, который был приговорен к смертной казни и ожидал приведения приговора в исполнение. Один из адвокатов взялся за это дело, отстаивая его право на жизнь, и человеку было даровано помилование. Но он отказался принять его.
Отказ вызвал замешательство среди судей. Что делать с человеком, отказавшимся от помилования? Дело направили в Верховный Суд, и он вынес следующее решение: если даровано помилование, но оно не принимается, то таковое не может быть навязано. И приговоренный пошел на смертную казнь.
К смерти приговорено все человечество. На этой планете мы являемся заключенными, ожидающими казни. Но Иисус встал на нашу защиту. Он пришел и умер вместо нас, приняв наше наказание и пострадав вместо нас. Он предлагает нам помилование. Но мы можем отказаться от него.
Прощение — это действие двустороннее. Чтобы произошло примирение, прощение должно быть не только предложено, но и принято.
Тезис № 33
Божье прощение безгранично. Предел прощению ставим мы своим неприятием (Мф. 18:21).
Он полагал, что никто не догадается о его махинациях. В течение нескольких последних лет все, казалось, складывалось успешно. Государственная служба явилась для него средством для достижения материального благополучия. Ежемесячная зарплата была просто смешной по сравнению с той суммой, которую он систематически присваивал.
Временами его охватывало беспокойство. Ему казалось, что чем больше он ухитрялся присваивать, тем больше ему приходилось тратить. Но его жене нравились хорошие вещи, дети привыкли к комфорту. Тогда он отметал все свои беспокойства и продолжал в том же духе.
Но вдруг все перевернулось в его жизни. Нагрянувшая комиссия проверила все счета, и он не успел замести следы. К его ужасу, он был взят под стражу. Его обвинили в том, что он должен казне 10 миллионов долларов. Он был не в