Ним мы можем делать все.
В процессе обсуждения некоторые студенты были смущены словами из Ин. 15:5. Кто-то спросил: “Если мы ничего не можем делать без Христа, тогда какое мы имеем значение как личности? Разве не сотворены мы по образу Божьему? Не Он ли дал нам свободу воли? Если мы не можем выполнить что-либо без Него, тогда у нас нет этой свободы”.
В итоге мы пришли к выводу, что существует разница между понятиями отсутствие значимости и беспомощность. Мы говорили о том, что, хотя мы не в состоянии развить в себе праведность, мы представляем огромную ценность для Неба.
Но тут один из студентов поднял руку. “Тогда почему, — спросил он, — так легко чувствовать отсутствие своей значимости, но так трудно чувствовать беспомощность?”
Что вы ощущаете чаще — беспомощность или отсутствие значимости? Дьявол стремится извратить каждую истину. Бог говорит: “Ценность ваша безгранична, но вы беспомощны без Меня”. Дьявол говорит: “Вы ничего не стоите. Но прилагайте усилия, чтобы измениться, и, может быть, как-нибудь, когда-нибудь вы что-нибудь да будете стоить”.
Одно из наиболее частых опасений, касающихся проблемы спасения только через веру во Христа, — это беспокойство по поводу того, что мы придем к бездеятельной религии. Многие люди обеспокоены тем, что такая “пассивная” вера приведет к полной бездеятельности. Сознавая, как мало мы достигли за все годы тяжких усилий в старании развить в себе праведность, мы можем опасаться, что, прекратив борьбу, вообще ничего не добьемся.
Но истинно как раз обратное. Возрастание не прекращается, когда мы прекращаем свои старания расти. Наоборот, мы обнаружим, что тогда только истинное возрастание и может начаться. Иисус не остановился на утверждении, записанном в Евангелии от Иоанна 15:5, что без Него мы не можем делать ничего; Он также дал нам благую весть, что в Нем мы можем все.
В книге “Служение исцеления” об этом говорится следующее: “Нет пределов полезности тех, кто, отбросив все личное, открывает свое сердце для работы Святого Духа и ведет жизнь, полностью посвященную Богу” (с. 159).
В Библии встречается немало повествований о людях, которые жили, полностью полагаясь на Бога. Они были пассивны? Они были пассивны в том, чтобы полагаться на собственные силы. Но не стоит забывать, каким активным может быть пассивный человек! Ибо того, кто признает свою беспомощность и принимает водительство Божье, Господь будет использовать для великихдел.
В течение нескольких последних лет я “коллекционирую” библейские истории о людях, совершавших “неразумные” поступки! Помните Ионафана и его оруженосца, напавших на всю филистимскую армию? Или Иисуса Навина, взявшегося победить Иерихон, ежедневно в течение недели обходя вокруг города? А еще он приказал солнцу остановиться, когда ему потребовалось еще несколько часов, чтобы окончить важное сражение. Для Гедеона не было гениальной стратегической находкой отослать домой 99 процентов воинов своей армии и затем идти в атаку с кувшинами и факелами. Илия поступил неразумно, вылив столько воды на свой жертвенник на горе Кармил, вместо того чтобы насколько возможно облегчить задачу Бога. А вспомните Иосафата, идущего сражаться во главе хора!
Если кто-то из этих библейских героев полагался на собственные силы, забыв о Боге, его можно назвать либо глупцом, либо самоубийцей! Но когда человеческая слабость соединилась с Божественной силой, Бог использовал этих людей, чтобы совершить невозможное.
Когда Бог призывает нас полностью довериться Ему признать собственную беспомощность, Он не поощряет бездеятельность. Жизнь, управляемая Богом, является жизнью величайших возможностей и служения. Такая жизнь дает основание для роста и плодоношения. И вам может быть дарована такая жизнь, если вы помните, что без Него вы не можете сделать ничего, но с Ним можете сделать все, и пребываете в личной дружбе и тесном общении с Богом:
XV. Пребывание во Христе
Тезис № 71
Сатана не в силах заставить грешить тех, кто полагается на Бога; но тот, кто полагается на себя, легко терпит поражение (2 Кор. 10:4, 5).
Вы, может быть, слышали историю о безгрешной бабушке, которая ни о ком никогда не сказала плохого слова. Как-то один прихожанин из ее церкви сказал ей: “Держу пари, вы найдете что сказать хорошего о самом дьяволе”.
“Ну да, — ответила старушка, — нельзя не восхищаться его настойчивостью!”
К этому можно добавить, что у дьявола большой опыт в деле искушения людей. В течение многих веков это было для него задачей номер один, он мастер искусства обольщения. Он точно знает, как работает наш мозг и как можно обмануть нас и побудить согласиться с его предложениями. Мы, в свою очередь, знаем, что без Духа Господня у нас не было бы шансов противостоять ему.
Если мы полагаемся на Божью силу, дьявол не может сопротивляться нам, и ему это хорошо известно. “Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает” (/ Ин. 3:6). В книге “Великая борьба” мы находим подтверждение этой мысли: “Сатана хорошо знает, что самая слабая душа, преданная Христу, может с успехом бороться против сил тьмы, и даже если он сам вмешается в ход событий, и тогда поражение неизбежно. Поэтому он старается выманить воинов креста из их неприступной крепости” (с. 530).
Если сатана знает, что даже самая слабая душа, преданная Христу, сильнее его, тогда для нас крайне важно осознать, что значит пребывать во Христе.
Давайте рассмотрим слово “пребывать”. Что оно означает? Если вы исследуете, как это слово используется в Писании, то обнаружите, что оно означает просто оставаться. Следовательно, сатана хорошо знает, что самая слабая душа, которая остается в зависимости от Христа, сильнее, чем силы тьмы.
Однако тут возникает проблема. Мы уже говорили о том, что возрастание требует времени, что покорение сердца Богу, имеющее место при обращении, в действительности нередко то отсутствует, то присутствует, пока мы учимся день заднем познавать Бога и доверять Ему. Временами мы взираем на Него и полагаемся на Его силу, и тогда мы одерживаем победу. Но порой мы отводим от Него взгляд и надеемся на собственные силы, и тогда мы падаем, ослабеваем и грешим.
Таким образом, важно делать различие между двумя видами пребывания во Христе, которые представлены в Писаниях. Мы разберем это подробнее в следующих нескольких тезисах; но, говоря коротко, есть пребывание в ежедневных взаимоотношениях со Христом, а есть пребывание в зависимости от Него каждое мгновение.
Порой нам кажется, что если мы пребываем во взаимоотношениях с Ним каждый день, то будем непрерывно одерживать победы. Но можно продолжать оставаться со Христом день за днем, поддерживая постоянные взаимоотношения с Ним, и, однако, не оставаться в зависимости от Его силы в каждый данный момент. До тех пор пока мы остаемся в зависимости от Божественной силы, сатана побежден. Но как только мы полагаемся на собственные силы в борьбе с искушениями, мы побеждены.
Бог не выжидает, не испытывает, не медлит с победой, которую Он дает. С первого дня, когда вы приходите к Нему, можно все преодолеть, иметь власть над любым грехом, все победить и обрести послушание, даруемое Им, — до тех пор пока вы продолжаете полагаться на Его силу.
Но как только вы отведете взгляд от Христа и попробуете опереться на свои слабые силы, вы непременно упадете, ослабеете и согрешите. Это неизбежно произойдет, даже если вы находились в ежедневных взаимоотношениях с Богом в течение 119 лет и 6 месяцев! Так было с Моисеем. Он знал Бога, беседовал с Ним как с Другом, лицом к лицу. Он вел израильский народ от Египта до самых границ земли обетованной. Но однажды Моисей уступил попытке дьявола отвлечь его внимание от Христа и попытался управлять ситуацией своими силами. Он вышел из себя, присвоил себе славу, которая принадлежала только Богу, и окончил тем, что ударил жезлом в скалу, вместо того чтобы попросить Бога.
Если в вашей жизни настает момент, когда вы “ударяете в скалу”, то, памятуя об этой истории, вы можете быть уверены, что каким-то образом в тот момент вы перестали полагаться на Божью силу и начали полагаться на себя. Не важно, насколько вы слабы, даже если вы “слабейшая душа”, — как только вы научитесь каждый миг пребывать во Христе, сатана не будет иметь над вами власти.
Тезис № 72
Пребывание в ежедневных взаимоотношениях с Богом ведет к постоянству в преданности Богу, к зависимости от Него каждый миг (Ин. 15:1-5).
Предположим, вы поднимаетесь в лифте на верхний этаж Международного торгового центра. В то время как лифт плавно движется вверх, ывы наклоняетесь, чтобы завязать шнурок на ботинке, оступаетесь и падаете. Вы упали в тот момент, когда двигались вверх!
Возможно, это весьма упрощенная иллюстрация двух различных видов пребывания во Христе. Мы можем приходить к Богу каждый день и пребывать в Нем ежедневно. Это — пребывание в ежедневных взаимоотношениях, что позволяет Богу определять обитую направленность нашей жизни. Мы будем двигаться вверх, если пребываем в Нем день заднем, находясь в постоянных взаимоотношениях с Ним. Мы делаем выбор, поддерживать ли нам такие взаимоотношения с Ним или нет, когда решаем для себя, будем ли мы уделять ежедневно час размышлениям о жизни Христа, молитве и дружескому общению с Ним. Пока мы приходим к Нему, пребывая в ежедневных взаимоотношениях, приглашая Его руководить нашей жизнью, мы будем двигаться вверх.
Но многие христиане с огорчением замечают, что даже когда они решили поддерживать ежедневные взаимоотношения со Христом, они подчас все же переводят взгляд с Него на себя. И тогда они падают, ослабевают и согрешают. Это подводит нас ко второму виду пребывания во Христе — к зависимости от Него каждый миг. Даже когда ежедневные взаимоотношения не прерываются, зависимость от Него в каждый отдельный момент может быть непостоянной.
Давайте уясним прежде всего то, что именно пребывание в ежедневных взаимоотношениях с Ним определяет нашу судьбу. В книге “Путь ко Христу” говорится: “Характер человека открывается не в случайных добрых или злых делах, а в том, что он обычно говорит и делает, в общей направленности его жизни” (с. 57,58).
Но именно ежеминутная зависимость от Бога определяет победу или поражение в христианской жизни. Когда мы взираем на Иисуса и полагаемся на Его силу, мы одерживаем победу. Всякий раз, когда мы смотрим на себя и полагаемся на свою собственную силу, мы побеждены. В зависимости от того, сильны мы или слабы, поражение может быть только внутренним или к тому же и внешним. Если мы сильны, мы можем с виду поступать правильно, но при этом терпеть неудачу и согрешать в сердце своем. Если же мы слабы, то духовное поражение будет видимым. Когда мы полагаемся на себя, вместо того чтобы полагаться на силу Иисуса, нам не остается ничего