The Coherence of his Thought. London, New?York, 1998. P 25).
46
См. рус. пер. в изд: Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуф–рнн. СПб., 2007. Сс. 256–257, 284–285.
47
Против ересей 5.16.2, цит. по изд.: Ириней Лионский, св. Творения / Пер. П. Преображенского. М., 1996. С. 480.
48
Там же 5.12.1—3, цит. по изд.: Ириней Лионский, св. Творения… Сс. 480–481.
49
См.: Osborn Е. Irenaeus of Lyons… P. 224.
50
Учения о тысячелетнем царстве на земле Христа со святыми.
51
Текст приводится по изд.: Ириней Лионский, св. Творения / Пер. П. Преображенского. М., 1996.
52
«?????????? и ??????????? в александрийском христианстве II в… отвечали за все формы религиозного образования, от огласительного наставления до высокого богословия. Они были, однако, не церковными чинами, а мирянами.<… >Они были твердо убеждены не только в своей принадлежности апостольской традиции, но и в своем пребывании в том же Духе, Который руководил апостолами. Это были действительно харизматические ??????????, а не держатели академических кафедр в какой?то школе с утвержденной программой.<…>Все эти люди могли разделять некоторые типично александрийские взгляды, как, например, тот, что Священное Писание имеет более глубокий, мистический смысл, открываемый лишь методом аллегорической интерпретации.<…>Существовала непрерывная традиция, которая передавалась внутри этой школы от Пантена до Дидима Слепца» {Quispel G. The Original Message of Valentinus the Gnostic / / Vigiliae Christianae. 50, 1996. P. 342, пер. B. P. Poкитянского).
53
Реферат по книге: Choufnne A. Gnosis, Theophany, Theosis: Studies In Clement Of Alexandrias Appropriation Of His Background. New?York, 2002. (Patristic Studies 5).
54
Lilia S. Clement of Alexandria: A Study in Christian Platonism and Gnosticism. Oxford, 1971.
55
Choufnne A. Gnosis, Theophany, Theosis… Pp. 4—5.
56
Overbeck F. LJber die Anfange der patristischen Literatur. Basel: Benno Schwabe, n. d. [4882]. S. 52.
57
HarnackA. History of Dogma. Vol. 2. London, 1910. P. 325.
58
Baur F. Der christliche Gnosis: oder, Die christliche Religionsphilosophie in ihrer geschichtliche Entwicklung. Tubingen, 1835.
59
Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston, 1958.
60
Langerbeck H. Aufsatze zur Gnosis / Ed. H. Dorries. Gottingen, 1967.
61
См. особенно: Aland B. Erwahlungstheologie und Menschenklassen?lehre: Die Theologie des Herakleon als Schlussel zum Verstandnis der Christ?lichen Gnosis? // Gnosis and Gnosticism: Papers read at the Seventh International Conference on Patristic Studies (Oxford, September 8th-13, h, 1975) / Ed. M. Krause. Leiden, 1977. S. 148–181 (и др. работы).
62
Принято говорить об «истинном гностицизме» Климента и о том, что оно получило дальнейшее развитие у св. Максима Исповедника. По мнению Ганса фон Бальтазара, уже «Григорий Нисский в некоторых отношениях полагает начало тому гностическому динамизму в византийской философии, логическим завершением которого был гнозис Достоевского, Соловьева и Бердяева» (Balthasar Н., von. Presence et pensee: essai sur la philosophie religieuse de Gregoire de Nysse. Paris, 1988. P. 90).
63
Aland B. Gnosis und Christentum // The Rediscover) of Gnosticism: Proceedings of the International Conference on Gnosticism at Yale New Haven, Connecticut, March 28–31, 1978 / Ed. B. Layton. Vol. 1. Leiden, 1980. P. 348.
64
Ibid., p. 349.
65
Евангелие истины 29.5–30.16.
66
Там же 30.16–23.
67
Строматы 1.84.4—5.
68
Jonas Н. The Gnostic Religion… Pp. 68–69.
69
Ibid., p. 69.
70
Ibid., pp. 74–75.
71
Ibid., p. 86, ср.: p. 81.
72
Ibid, p. 88.
73
Idem., Delimitation of the Gnostic Phenomenon // Le origini dello Gnostdcismo: Colloquio di Messina 13—18 Aprile 1966 / Ed. U. Bianchi. Leiden, 1967. P. 92.
74
Евангелие истины 29.31—32.
75
Aland В. Erwahlungstheologie… S. 150; Mebat A. «Vraie» et «fausse» gnose d’apres Clement d’Alexandrie // The Rediscovery of Gnosticism: Proceedings of the International Conference on Gnosticism at Yale New Haven, Connecticut, March 28–31, 1978 /Ed. B. Lavton. Vol. 1. Leiden, 1980. P. 429.
76
Климент Александрийский. Увещевание к язычникам 77.3.
77
Евангелие истины 24.28–25.3.
78
Haardt R. Gnosis und Freiheit. ‘Die Gnosis ist Freiheit’ (Evangelium nach Phillipus 132,10): Einige Bemerkungen zur Exposition des Problems // Ex Orbe Religionum: Studia Geo Widengren. Pars Prior. Leiden, 1972. S. 443.
79
Ср.: Ис. 44, 22.
80
Климент Александрийский. Педагог 1.28.1.
81
Евангелие истины 19.21–29.
82
Климент Александрийский. Педагог 1.29.4.
83
Климент Александрийский. Педагог 1.26.3, 1.27.1.
84
Евангелие истины 17.9–14.
85
Климент Александрийский. Педагог 1.32.1.
86
Он же, Извлечения из Феодота 83.
87
Он же, Избранные места 7.3.
88
Климент Александрийский. Строматы 4.116.1.
89
Mehat A. Etude sur les ‘Stromates* de Clement d’Alexandrie. Paris, 1966. P. 406.
90
Qnispel G. La Conception de l’homme dans la gnose valentdnienne // Eranos?Jahrbuch. 15, 1947. S. 250.
91
Pagels E. The Orthodox Against the Gnostics: Confrontation and Inferiority in Early Christianity // The Other Side of God: A Polarity in World Religion / Ed. Peter Berger. New?York, 1981. Pp. 71—72.
92
Ипполит Римский. Опровержение всех ересей 7.27.36—52.
93
Климент Александрийский. Строматы 2.36.1.
94
Там же 2.37.5.
95
Например, у Иринея (Против ересей 1.5.4, 1.29.4, 1.30.6), у Ипполита (Опровержение всех ересей 6.33, 6.36.2), в текстах из Наг–Хаммади (II, 4.86.30, 94.22).
96
Ириней Лионский. Против ересей 1.5.3.
97
Ипполит Римский. Опровержение всех ересей 7.25.12—15.
98
Lobr W. Basilides und seine Schule: Eine Studie zur Theologieund Kirch?engeschichte des zweiten Jahrhunderts. Tubingen, 1996. S. 76.
99
Климент Александрийский. Строматы 2.112.1.
100
Он же, Избранные места 5.2—3.
101
Климент Александрийский. Избранные места 7.2.
102
Alessatidmio С. Estratd profetdci. Firenze, 1985. P. 101.
103
Климент Александрийский. Извлечения из Феодота 1.3.
104
Aland В. Gnosis und Kirchenvater: Ihre Auseinandersetzung um die Interpretation des Evangeliums / / Gnosis: Festschrift fiir Hans Jonas. Gottingen, 1978. S. 203.
105
Rumia D. Philo of Alexandria and the Timaeus of Plato. Leiden, 1986. P. 132.
106
Текст приводится по изд.: Климент Александрийский. Педагог / Пер. ?. Н. Корсунского. Ярославль, 1889.
107
Т. е. человек был сотворен согласно самой совершенной идее в уме Создателя. Здесь есть угроза, что Климент может дойти до утверждения того, что творение человека было детерминировано самой его идеей.
108
Любовь здесь понимается в смысле платоновского эроса — стремление к совершенству. Однако Климент приписывает подобную любовь Богу, что с позиций античной метафизики было абсурдом, поскольку Бог не может стремиться ни к чему, кроме Себя, но Собой Он уже обладает, поэтому Он не испытывает любви. Этот парадокс задал тему для последующих поколений теологов и философов вплоть до Спинозы (любовь Бога к человеку — это фрагмент любви Бога к Самому Себе) и Гегеля (Дух стремится постичь себя посредством людей).
109
Так (дословно: «Детоводитель») Климент обозначает Слово (Логос), воплощенное в Иисусе Христе.
110
Климент демонстрирует единство этики, мистического учения о спасении (сотериологии) и педагогики (теории воспитания) — все это имеет единую цель: совершенствование человека.
111
Текст приводится по изд.: Климент Александрийский. Строматы / Пер. с древнегреч. Е. В. Афонасина. СПб., 2003.
112
Для Климента этика (благочестие, бесстрастие) тождественна с ритуальной практикой (жертвоприношением).
113
десь явная модернизация. Климент приписывает учению Моисея (а дальше и античной поэзии) содержание популярного в интеллектуальных кругах Александрии гностического учения.
114
Метод абстракции. Для Климента (как и для эллинской традиции философии начиная с Парменида) это путь проникновения в суть вещей.
115
Знание (информация) трактуется как благодать.
116
Климент описывает три ступени совершенствования: удивление (интерес к сверхъестественному, богоискательство), нравственная безупречность и обладание совершенным знанием всего (просветление).
117
Платон. Государство 7. Василид — христианский ересиарх, один из основоположников гностицизма, старший современник Климента — определял Бога посредством отрицания. Владыкой мира считал падшего ангела.
118
Платон. Законы 12.
119
120
Климент колеблется между тем, чтобы считать античных философов «ворами», и тем, чтобы признавать у них альтернативный способ постижения Бога. Можно предположить, что Климент склоняется ко второму, а первое — риторический оборот, введенный под влиянием антиэллинских настроений среди христиан.
121
Здесь мы наблюдаем парадоксальный тезис Климента о том, будто Бог обитает во тьме неверия.
122
Орфей — легендарный фракийский певец и прорицатель, которого Климент, вслед за древними греками, называет теологом. Эллины считали его предшественником Гомера, а секта орфиков видела в нем своего основателя. Согласно философии орфизма, люди появились из праха злых великанов (титанов), испеиеленных богом Зевсом за убийство его сына. Отсюда жизнь есть страдание во искупление вины титанов. Боги являются порождением Хаоса.
123
Климент имеет в виду, что совершенствование, прогресс или эволюция продиктована не механическими, но телеологическими причинами. Будущий предел инициирует развитие.
124
Информация детерминирует выбор. Однако совершенная информация способна привести нас к такой развилке возможностей, которая делает нас более свободными, чем прежде.
125
Информация детерминирует выбор. Однако совершенная информация способна привести нас к такой развилке возможностей, которая делает нас более свободными, чем прежде.
15 Очередной пассаж, где Климент обозначает себя как сторонник конвергенции между античным платонизмом и религиозной христианской доктриной.
126
Софокл. Антигона.
127
Т. е. Иисусу Христу.
128
Климент связывает фрагмент из Второзакония («Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой — его слушайте» (Втор. 18, 15)) с предсказанием миссии Иисуса Христа.
129
Т. е. путем разума. Климент настаивает на взаимозаменяемости пути разума и пути веры (Откровения).
130
Климент восхищается подвигом первых христиан, которые, сталкиваясь с преследованием властей, даже перед лицом смерти демонстрировали несгибаемость воли и несокрушимость своей веры.
131
Климент декларирует принцип синергии — согласия человеческой и Божественной воли в деле спасения.
132
Наше высшее благородство — наше богосыновство.
133
21 Нравственность (праведность) соединяет различные совершенства воедино.
134
Илиада.
135
В соответствии с философией стоицизма нравственно нейтральные вещи (недобрые и незлые одновременно) могут быть полезными или вредными.
136
Неизвестный фрагмент. Мотив характерно гностический, ср., например, «Толкование о душе» (Наг–Хаммади II, 6).
137
В последнее время сочинения Оригена и посвященные ему исследования неоднократно издавались в России, поэтому составители данной «Антологии», в рамках заданного объема, желая уделить в ней больше места менее известным в России авторам, ограничились лишь самой краткой статьей об Оригене и небольшими выдержками из его сочинений. Эго не означает, разумеется, что нами недооценнвается значимость этого мыслителя. В ряде других статей «Антологии» обсуждается судьба учения Оригена, оригенизм и полемика с ним. — Сост.
138
Общецерковное осуждение Оригена произошло в VI в. по инициативе императора Юстиниана. Впрочем, в современной науке считается, что анафемы времен Юстнниана были направлены не только, а может, и не столько против Оригена, сколько против позднего оригенизма, берущего свое начало от Евагрия Понтийского (см. статью о нем в данном томе «Антологии»). Как бы то ни было, приведем для справки перечень анафематизмов на учение Оригена, как они сформулированы в письме Юстиниана к патриарху Константинопольскому Мине:
«1. Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, а затем обратились к худшему и чрез это охладели в любви к Богу, отчего и называются духами и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема. 2. Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения его от Девы — да будет анафема. 3. Кто говорит или думает, что сначала во чреве святой Девы образовалось тело Господа нашего Иисуса Христа и за тем с ним соединился Бог Слово и душа существовавшая уже прежде — да будет анафема. 4. Кто говорит