Скачать:TXTPDF
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич

или думает, что Слово Божие уподоблялось всем небесным чинам, было для херувимов херувимом, ?.?? серафимов серафимом, и уподоблялось всем вообще высшим силам — да будет анафема. 5. Кто говорит или думает, что тела человеческие в воскресении восстанут шарообразными, а не исповедуют, что мы восстанем в правильном виде — да будет анафема. 6. Кто говорит, что небо, солнце, луна, звезды, воды, которые выше небес, суть существа одушевленные и некоторые разумно–вещественные силы — да бгдет анафема. 7. Кто говорит пли думает, что Господь Иисус распнется в будущем веке за демонов, как и за людей, — да будет анафема. 8. Кто говорит или думает, что могущество Бога ограниченно, или что Он создал столько, сколько мог обнять, — да будет анафема. 9. Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановления демонов и нечестивых люден — да будет анафема. 10. Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему эго, вместе с его нечестивым, непотребным и преступным учением, и всякому, кго держится этих мыслен, или защищает их, или каким?либо образом осмеливается повторять» (цнт. по изд.: Деяния Вселенских соборов. Т. 3. СПб., 1994. Сс. 536–537).

139

Текст приводится по изд.: Ориген. О началах. Самара, 1993.

140

Ориген утверждает трансцендентность Бога.

141

Ориген отождествляет Сына Божиего и Премудрость (Софию); в русской философии этот тезис отвергался или игнорировался.

142

Ориген уподобляет Премудрость платоновскому миру идей.

143

«Деяния Павла» — апокриф. Ко времени Оригена канон Библии еще не устоялся.

144

Ориген хотя и не считает себя эллином, но все же принимает эллинский этноцентризм, согласно которому все не–греки — варвары, в том числе и он сам.

145

Разрыв с традицией платонизма. Платон утверждал, что вдохновленные поэты изрекают ложь и вредны для идеального государства, ибо содействуют неразумной части души. Истинное же знание добывается философами. Ориген, напротив, считает, что истинное знание должно быть вдохновлено.

146

Славословие Бога заключается в реализации своей ирироды (Божественного замысла).

147

Т. е. грех предшествует миропорядку.

148

Ориген высказывает предположение о существовании множества миров, разделенных во времени.

149

Сотворенная Вселенная ограниченна в пространстве и времени.

150

Четыре элемента: вода, воздух, огонь и земля. Пятым элементом, согласно Аристотелю, считался эфирматерия небесных тел.

151

Различие на «психиков» и «пневматиков», т. е. душевных и духовных людей, было принято и в гностицизме.

152

Приведенные выше мнения являются предметом критики и заимствованы от гностиков.

153

О свщмч. Петре см., в частности: Radford Z. В. Three teachers of Alexandria: Theognosfus, Pierius and Peter. A study in the early history of origenlsm and antiorigenism. Cambridge, 1908.

154

См.: Руфин. Церковная история 1.14.

155

Принадлежность этого текста свт. Александру вероятна, но не бесспорна.

156

Его издание по коптской рукописи Cod. Vat. Copt. 62, f. 189–198 с французским переводом см. в книге: Hynrnat Н. Les actes des martyrs de TEgypte tires des manuscrits coptes de la Bibliotheque Vaticane et du Musee Borgia. Т. 1. Paris, 1886. Pp. 247—262. См. русский перевод этого панегирика с указанного французского перевода: Похвальное слово, произнесенное аввой Александром, архиепископом Александрийским, о святом Петре, девственнике и архиепископе того же города, который был замучен за имя Господа нашего Иисуса Христа // Журнал Московской Патриархии. 10,1979. Сс. 71–75.

157

По одним данным, донос был сделан еп. Мелетпем (Епифаний Кипрский. Панарион 69.3), по другом — преосв. Коллуфом (см.: Геласий Кизический. PG 85,1227).

158

Созомен. Церковная история 1.15.

159

Сократ. Церковная история 1.5.

160

Там же 1.6. См. рус. пер. этого сочнненпн: Свт. А. пександр>еп. Александрийский. Письмо о ереси Ария н отлучении его от Церкви всем Епископам Вселенской Церкви / Пер. А. С. Красносельского / / Христианское чтение. 22. 1826. Сс. 315–327. Другой перевод в нзл.. Сокраш Схоластик. Церковная история. М., 1996. Сс. 10–13.

161

Созомен. Церковная история 1.15.

162

Феодорит Кирский. Церковная история 1.3; Епифаний Кипрский. Панарион 69.7.

163

См.: Феодорит Кирский. Церковная история 1.4.

164

См.: Analecta sacra. Т. IV. Paris, 1883. Пер. А. С. Красносельского // Христианское чтение. 22,1826. Сс. 282–314. Другие переводы: Феодорин/, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. Сс. 26–36; Деяния Вселенских соборов. Т. 1. СПб., 1996. Сс. 18–29.

165

Феодорит Кирский. Церковная история 1.4. См. рус. пер. этого сочинения отдельно: Свт. Александр, еп. Александрийский. Письмо о ереси Ария и отлучении его ?? Церкви, к Александру, епископу Константинопольскому.

166

См.: Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина 2.64—72.

167

См.: Афанасий Александрийский. Апология против ариан 74: PG 25,381.

168

На pvc. языке об этом см.: Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет. СПб., 2001. Сс. 408–438.

169

Его память празднуется 29 мая.

170

Созомен. Церковная история 2.17.

171

Solutdones Theodori Byzantdni Monothelitae: PG 91, 277; 280.

172

См. рус. пер.: Свт. Александр, еп. Александрийский. Низложение Ария и его последователей Александром, епископом Александрийским / Пер. А. С. Красносельского // Христианское чтение. 22, 1826. Сс. 328–329.

173

См. латинский перевод в издании Миня: PG 18, 585—608 («Sermo de anima et corpore deque passione Domini»).

174

Таким образом, не вполне корректной является характеристика писаний свт. Александра в посвященной ему статье в «Православной энциклопедию), согласно которой свт. Александр в своих в сочинениях «выступает как активный сторонник единосущия Бога–Сына и Бога–Отца» (Грацианский М. В., Луковникова Е. А. Александр, свт. // Православная энциклопедия. Т. 1 (2000). С. 473).

175

Как справедливо отмечает Р. Хэнсон (Hanson К Р. С. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy 318–381. Edinburg, 1988. P. 139, n. 36), сообщение Филосторгия (1.7) о том, что незадолго ло Никейского собора у еп. Осии и свт. Александра была встреча в Ннкомедии, где они договорились использовать на предстоящем Соборе понятие «единосущия» для указания на отношение Сына к Отцу, — не следует принимать во внимание, поскольку оно недостоверное.

176

Феодорит Кирский. Церковная история 1.5, цит. по изд.: Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. (История христианской Церкви в произведениях ее писателей 1). С. 36 с пзм.

177

Ср.: Hanson R. Р. С. The Search for the Christian Doctrine of God… Pp. 139–140.

178

Феодорит Кирский. Церковная история 1.4:21.14–18 (Parmentier, Scheidweiler), цит. по изд.: Феодорит, епископ Кирский. Церковная история… С. 34 с изм. Об этом, а также о том, что понятие «нерожденно–рожденный», очевидно, приписано свт. Александру Арием, см.: Лебедев ЛЛ., свящ. Св. Александр Александрийский и Ориген // Труды императорской Киевской Духовной Академии. Октябрьноябрь, 1915. Сс. 257—258.

179

Феодорит Кирский. Церковная история 1.4: 22.8–9 (Parmentier, Scheid?weiler).

180

Свт. Александр противопоставляет, таким образом, свою позицию учению ариан, согласно которым Сын сотворен из «ничто».

181

Ср.: «Бог–Отец никогда, ни на один момент не мог, конечно, существовать, не рождая этой Премудрости: так должен думать и веровать всякий, кто только умеет благочестиво думать и мыслить о Боге. В самом деле, если Бог родил к бытию Премудрость, прежде не существовавшую, то Он не мог родить Ее прежде, нежели родил, или мог, но не хотел родить. Но этого нельзя сказать о Боге: всем ясно, что то и другое предположение и нелепо и нечестиво» (О началах 1.2.2, пер. ?. Н. Петрова).

182

Феодорит Кирский. Церковная история 1.4: 12.22 (Parmentier, Schcid?wciler).

183

Там же 16.5—6 (Parmentier, Scheidweiler). Это терминологическое разучение между «по природе» и «по положению» в отношении Сына Божия и христиан было востребовано в христианской догматике и использовалось, например, в несторианских и иконоборческих спорах, а также в спорах XI в. (ср.: Симеон Новый bогослов. Гимн 17, а также лело монаха Нила).

184

Там же 11.12 (Parmentier, Scheidweiler).

185

Там же 18.15–17 (Parmentier, Scheidweiler).

186

Там же 12.11 (Parmentier, Scheidweiler).

187

Там же 12.20 (Parmentier, Scheidweiler).

188

Там же 13.2 (Parmentier, Scheidweiler).

189

Там же 18.18—19 (Parmentier, Scheidweiler).

190

Эта формула встречается у Астерия и в т. н. «Лукпановском символе», принятом на Антиохийском соборе 341 г. (см. статью, посвященную Астерию, в данном томе «Антологии»).

191

Феодорит Кирский. Церковная история 18.20–21 (Parmentier, Scheidweiler). Здесь имеет место аллюзия к Евр. 1, 3.

192

См. цитату из Оригена у Афанасия: О постановлениях Никейского собора 27.

193

Феодорит Кирский. Церковная история 1.4: 12.23 (Parmentier, Scheidweiler). Свят. Д. А. Лебедев, сравнивая эго место из свт. Александра с другими (14.17; 15.4), а также с положениями Ария, которые опровергал свт. Александр, приходит к выводу, что здесь имеется в виду временной промежуток (Лебедев АА., свящ. Св. Александр Александрийский н Ориген… Сс. 269–270). Тема отсутствия «диастемичности» в области негварного, в противоположность тварному, для которого в ею онтологическом устроенны характерна «лнастемичность», промежуточность (в том числе и в плане промежутков времени), была подхвачена в святоотеческой письменности и развивалась свт. Афанасием (Против ариан 1.12), Аполлинарием Лаодикпйким (Изложение веры 167.1 (Lietzmann)), Каппадокийскнмн отцами и др. Об этой теме у Каппадокийских отцов см. исследование: Douglass S. Theology of the Gap. Cappadocian Language Theory and the Trinitarian Controversy. New?York, 2005.

194

Феодориш Кирский. Церковная история 1.4: 13.9 (Parmentier, Scheidweiler).

195

Такого мнения придерживается Адольф Гарнак: Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. В. 2. Freiburg i. В., Leipzig, 1894. S. 201. Ср. у свт. Иринея: Против ересей 2.28.6.

196

О началах 1.2.4.

197

См.: «Для означения нерожденностп человеческий ум не в состоянии изобрести никакого слова» (Феодориш Кирский. Церковная история 1.4: 21.18–19 (Parmentier, Scheidweiler)).

198

Феодорит Кирский. Церковная история 1.4: 18.13 (Parmentier, Scheidweiler).

199

Там же 20.10 (Parmentier, Scheidweiler).

200

Там же 22.5—15 (Parmentier, Scheidweiler).

201

Феодорит Кирский. Церковная история 17.14, 22.14 (Parmentier, Scheidweiler).

202

Ayres L· Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth?Century Trinitarian Theology. Oxford, New?York, 2004. P. 45.

203

Подобная тема, однако, встречается позже у свт. Грнгория Богослова.

204

То, что свт. Александр в своем богословии использовал концепты заимствованные у Оригена, отмечается почти всеми исследователями, анализирующими наследие свт. Александра, см., например: Ayres L· Nicaea and Its Legacy… P. 45; Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God… Pp. 143–144; Kopecek Th. A History of Neo?Arianism. Т. I. The Philadelphia Patristic Foundation, 1979. P. 14, а также в целом статью о. Д Лебедева (Лебедев Д. А., свящ. Св. Александр Александрийский и Ориген…).

205

Simonetti М. Studi sull* Arianesimo. Roma, 1965. P. 113, n. 11.

206

?·?? ????? ???????, ?? ????,?? ?????? ?????.

207

Церковная история 1.5.7 (Bright).

208

Афанасий Александрийский. Об изречениях Дионисия 17.2.4 (Opitz).

209

Так у Феодорита; в действительности — Фессалоникийскому.

210

Феодорит Кирский. Церковная история 1.4: 8.12–25.9 (Parmentier, Scheidweiler); текст приводится по изд.: Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. (История христианской Церкви в произведениях ее писателей 1). Сс. 26–36 с изм. В текст перевода Д. С. Бирюковым внесены изменения терминологического и стилистического характера.

211

См.: Филосторгий 1.3; Лпифаний Кипрский. Панарнон 69.1—6; Созомен. Церковная история 1.15; Феодорит Кирский. Церковная история 1.2.

212

Ср.: Созомен. Церковная история 1.15: «…Арий, человек не без знания диалектики…».

213

См.: Епифаний Кипрский. Панарион 69.3.

214

Притч. 8, 22 по LXX.

215

Анализ стихотворного метра см. в статье: West М. L· The Metre of Anus’ «Thalia» // The Journal of Theological Studies. 33, 1982. Pp. 98–105.

216

Обзор полемики российских дореволюционных ученых относительно происхождения арианства см. в работах: Лебедев АА. Вопрос о происхождении ариансгва

Скачать:TXTPDF

Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич Христианство читать, Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич Христианство читать бесплатно, Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Г. И. Беневич Христианство читать онлайн