этой работы также изложены в статьях, имеющих одинаковое название: Gregg К, Groh D. The Centrality of Soteriology in Early Arianism // Anglican Theological Revue. 59,1977 и Gregg R., Groh D. The Centrality’ of Soteriology in Early Arianism // Studia Patristica. 15, 1984.
288
Феодорит Кирский. Церковная история 1.4.
289
Афанасий Александрийский. О постановлениях Никейского собора 20.
290
Gregg R., Grob D. The Centralitv of Soteriology in Early Arianism // Studia Patristica. 15,1984. Pp. 314–315.
291
Обсуждение этого вопроса см. в статье: HaugardP. Arius: Twice a Heretic? Arius and the Human Soul of Jesus Christ // Church History. 29, 1960. Pp. 251–263.
292
Епифаний Кипрский. Анкорат 33.4.
293
Против Аполлинария 2.3.
294
В своей софиологии Арий, вероятно, следовал Филону, ср.: Филон. О бегстве и обретении 109; О том, что худшее склонно нападать на лучшее 115–116.
295
Афанасий Александрийский. Против Ария 1.5.
296
Флоровский Г., пром. Понятие творения у святителя Афанасия 11 Он же, Догмат и история. М., 1998. С. 90. [пер. с изд.: The Concept of Creation in Saint Athanasius // Studia Patristica. 6, 1962].
297
GtillmeierA. Christ in Christian Tradition. Vol. I… Pp. 231, 237.
298
Афанасий Александрийский. Послание о соборах 15 и др.
299
Williams R. Arius: Heresy and Tradition. London, 1987. P. 212.
300
Lobr W. Arius Reconsidered (Part 2)… P. 148.
301
Афанасий Александрийский. Послание о соборах 15.
302
См.: Альбин. Учебник 10.1, 4; Плутарх. Об Исиде и Осирисе 77; Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 4.1; Афинагор. Прошение 6; Климент Александрийский. Строматы 5.102.5; Ориген. Против Цельса 6.10 и др. См.: Ааниелу Ж. Платон в христианском среднем платонизме // Богословский сборник. И, 2003. Сс. 165–167.
303
Государство 510–511.
304
См.: Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998. Раздел «Между «интеллектуализмом» и «платонизмом» в понимании Первоначала», сс. 418–454.
305
См.: Аиллон АСредние платоники… С. 351.
306
Вероятно, «Талия» была написана после отлучения Ария свт. Александром Александрийским от Церкви, но когда Арий еще оставался в Александрии (см.: Lohr W. Arius Reconsidered (Part 1) // Zeitschrift fur Antikes Christentum. 9, 2006. Pp. 556–557). Анализ характера цитирования «Талии» свт. Афанасием, исторического контекста «Талии» и положений, представленных в ней, см. в статьях: Stead G. C. The Thalia of Arius and the Testimony of Athanasius 11 The Journal of Theological Studies. 29, 1978. Pp. 20–52; Kannengi?esser Ch. The Blasphemies of Arius: Athanasius of Alexandria De Synodis 15 // Arianism: Historical and Theological Reassessments. Papers from the Ninth International Conference on Patristic Studies. Oxford, September 5–10, 1993 / Ed. R. Gregg. The Philadelphia Patristic Foundation, 1985. Pp. 59–78.
307
За основу для перевода всех нижеприведенных текстов Ария взято дореволюционное издание переводов творений свт. Афанасия: Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1—4. Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1902–1903; этот перевод сверен Д. С. Бирюковым с греч. оригиналом и частично переработан.
308
PG 26, 20.42–24.31. Для этого фрагмента из «Против ариан» свт. Афанасия характерно то, что не всегда можно понять, где имеет место точная цитата из «Талии», а где пересказ свт. Афанасием того или иного положения из нее.
309
Ср.: Тит. 1,1.
310
Ср.: 2 Тим. 2, 15.
311
Здесь и ниже обозначение слов свт. Афанасия наподобие: «Также здесь он говорит, что…» и т. д.
312
Обратим внимание, что здесь говорится о причастности Сына Премудрости и Слову, которые являются собственными для Бога, в то время как ниже в этом фрагменте речь идет о непричастности Сына Богу, а также о том, что сущности Отца, Сына и Духа непричастны друг другу. Исходя из этого, можно предположить, что система Ария подразумевает, что в Боге имеет место непричастное и причаствуемое: Бог непричастен по сущности, но причаствуем по Своей Собственной Премудрости и Слову.
313
* Отрывок начиная со слов: «То как Отец существует…» и до данного места близок к окончанию фрагмента, который приводит свт. Афанасий в послании «К епископам Египта и Ливии» (12) (см. ниже) начиная со слов: «[То, как] Отец существуетнеизреченно» и до конца этого фрагмента. Ср. также ниже во фрагменте в «Послании о соборах» (15) свт. Афанасия начиная со слов: «Бог существует неизреченным для Сына», и до: «…знал Родшего через постижение». Возможно, здесь имеет место один и тот же первоисточник, по–разному переданный свт. Афанасием в различных сочинениях.
314
Отметим, что использование введенного Ямвлихом неоплатонического термина ????????? и его производных довольно необычно для богословской литературы до Пс. — Дионисия Ареопагита, который вслед за Проклом, в свою очередь следовавшим Ямвлиху, стал использовать триаду непричастное–причаствуемое–причастное. До Пс. — Дионисия же общая тенденция была такова, что отцы Церкви, опираясь на 2 Пет. 1, 3–4, учили о причаствуемости сущности Божией обоживаемыми людьми (свт. Афанасий Александрийский, свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Александрийский, прп. Макарий Великий и др.; подробнее см. в статье «Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием» и отрывки из трактата свт. Григория Нисского «Против Евномия» в данном томе «Антологии»). В случае Ария, когда он ведет речь о непричастности Бога для Сына, а также о непричастности сущностей Отца, Сына и Святого Духа, возможно, имеет смысл говорить о влиянии неоплатонического философского языка, а именно философской терминологии, разработанной Ямвлихом (см. свидетельства Прокла: Толкование на Тимей II, 105.16–28; 313.19–24). Отметим также, что не имеется сомнений, что Арий действительно использовал понятие ???????? в своем богословском языке (т. е. нет сомнений, что это понятие в данном случае не является следствием неточности пересказа свт. Афанасием положений «Талии»), см. реконструкцию Мартина Веста, а именно фр. 3 в публикации: West М. L. The Metre of Arius «Thalia»… P. 102.
315
PG 26, 29.15–29.
316
Athanasius Werke. Vol. 2.1 / Ed. H. G. Opitz. Berlin, 1940. S. 242–243.
317
Имеется в виду Отец и Святой Дух, см. в вышеприведенном фрагменте из свт. Афанасия: «Слово… совершенно чуждо тому и другому — и Отцу, и Духу Святому» (Против ариан 1.5–6).
318
PG 25, 564.18–565.37.
319
Поскольку ниже (а также в других фрагментах Ария) говорится, что мир создал Христос, т. е. несобственная Премудрость и Слово Бога, учение Ария можно понять так, что замысел о мире содержится, согласно Арию, в собственной Премудрости Бога, в то время как инструментом Бога, приводящим мир к бытию, является Христос.
320
Athanasius Werke. Vol. 2.1… S. 243–244.
321
= Епифаний Кипрский. Панарион 69.7.
322
Ср.: Ин. 17, 3.
323
Ср.: 1 Тим. 6, 16.
324
Ср.: Рим. 16, 27.
325
Ср.: Мк. 10, 18.
326
Ср.: Евр. 12,23.
327
Вероятно, отвергается позиция, согласно которой имена Отца и Сына (а значит, и соответствующие этим именам денотаты) подразумевают друг друга.
328
Основная работа, в которой собраны сохранившиеся фрагменты из Астерия: Vincent Л/. Asterius von Kappadokien. Die theologischen Fragmente // EinJeitung, kritischer. text, Obersetzung und Kommentar. Leiden, New?York, Koln, 1993.
329
Сохранившиеся фрагменты из «Синтагма гиона» Астерия изданы в книге: hardy G. Recherches sur saint Lucien d’ Antioche et son ecole. Paris, 1936. В целом Астерию посвящены сс. 316–357 этого классического труда.
330
Афанасий Александрийский. Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исавриискои 18.20 (далее: Послание о соборах).
331
См.: Markellm. Fragmenta е libro contra Asterium (frr. 1 -128) / Ed. E. Klostermann and G. C. Hansen // Eusebius Werke. Vol. 4. Berlin, 1972. Pp. 185–214. (Die griechischen christlichen Schriftsteller 14). В целом о полемике Астерия и Маркелла см. в обобщающей работе: Parvis S. Marcellus of Ancyra and the Lost Years of the Arian Controversy 325–345. Oxford, 2006. Pp. 96—133.
332
См. его издание: Asterii Sophistae commentariorum in Psalmos quae su?persunt / Ed M. Richard. Oslo, 1956.
333
Cm.: Kinzig W. In Search of Asterius. Studies on the Authorship of the Homilies on the Psalms. Gottingen, 1990.
334
Их анализ см., в частности, в книге: Коресек Tb. A History of NeoArianism. Т. I. The Philadelphia Patristic Foundation, 1979. Pp. 29–34, 55–57.
335
Феодорит Кирский. Церковная история 1.4.
336
????? ??? atva ? ?? ?? ?????’??, ???’ ??? ?? {Афанасий Александрийский. Против ариан 1.30 = фр. 2 (Vinzent)).
337
????????? ???? ????? ?? ?? ???? ??? ????? ??? ??????, ???? ??? ?? ?? ???????? ????? ?????? ??? ?? ??????? ?????????? (Афанасий Александрийский. О постановлениях Никейского собора 29.2 = фр. 2 (Vinzent).
338
Афанасий А–пександрийский. Послание о соборах 1.18 (см. шгже).
339
Филон. О бегстве и приобретении 109.
340
Климент Александрийский. Строматы 5.13.
341
Об этом см.: JaegerН. The Patristic Conception of Wisdom in the Light of Biblical and Rabbinical Research // Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. 79,1961. S. 90–106; GladigowB. Sophia und Kosmos. Untersuchungen zur Fruhgeschichte von ????? und ?????. Hildesheim, 1964. (Spudasmata 1).
342
Афанасий Александрийский. Против ариан 2.24 (мы приводили соответствующую цитату’ в разделе, посвященном Арию).
343
См.: Фр. 26–28 (Vinzent).
344
Афанасий Александрийский. Послание о соборах 1.18 (см ниже).
345
См.: «Солнце, разумеется, это чувственно–воспринимаемый свет мира, а после него будет справедливым дать то же самое имя луне и звездам.<…>Но Спаситель, просвещающий существа, наделенные разумом и имеющие главенство для того, чтобы их ум видел то, что ему надлежит видеть, — Он есть свет умопостигаемому’ миру, то есть душам, наделенным разумом, живущим в чувственно–воспринимаемом мире» (Ориген. Толкование на Евангелие от Иоанна 1.25.161 (Blanc), пер. А. Цуркана).
346
Ср.: Платон. Государство 508–509.
347
Афанасий Александрийский. Против ариан 1.5.
348
См.: Gregg R., Grob D. The Centrality of Soteriology in Early Arianism // Anglican Theological Revue. 59, 1977. P. 261.
349
Афанасий Александрийский. Послание о соборах 1.19 (см. ниже). См. также фрагменты из Маркелла: фр. 18, 35, 36, 65 (Klostermann).
350
Филосторгий 2.15.
351
Обсуждению этих вопросов посвящено исследование: Widdicombe Р. The Fatherhood of God from Origen to Athanasius. Oxford, 1994.
352
Ориген. Толкование на Евангелие от Иоанна 13.36; Против Цельса 8.12.
353
Афанасии Александрийский. Против ариан 3.10.
354
Фр. 72 (Klostermann), пер. А. Ю. Братухина. См. также фр. 73.
355
См.: Lienbani J. The «Arian» Controversy: Some Categories Reconsidered // Theological Studies. 48,1987. P. 431.
356
Афанасий Александрийский. Против ариан 3.2.
357
Фр. 90 (Klostermann), пер. А. Ю. Братухина. См. также фр. 93.
358
?????? ??? ?????? ?????? ????? ????? ?????.
359
Фр. 97 (Klostermann).
360
???????????? ?????? ?*?? ??? ?????? ?????? (Филосторгнй 2.15).
361
?????? те ??? Зш/?????, ??? ?????? ??? ????? ??? ?????? ????? ??????? ??????.
362
Сократ. Церковная история 2.10. Уточненный русский перевод этого символа см. в недавней статье А. И. Сидорова: Святой Лукиан Антиохийский и его ученики (К предыстории Антиохийской школы) // Альфа и Омега. 1 (48), 2007. Сс. 42–43.
363
Bardy С. Recherches sur saint Lucien d’ Antdoche et son ecole… P. 131.
364
Cm.: Wiles M. F. (in collaboration with Gregg R. C.) Asterius: A new Chapter in the History of Arianism? // Arianism: Historical and Theological Reassessments. Papers from the Ninth International Conference on Patristic Studies. Oxford, September 5–10, 1983 / Ed. R. Gregg. The Philadelphia Patristic Foundation, 1985. Pp. 138–140. См. также работу: Wiles Л/. F. Soteriological Arguments in the Fathers // Studia Patristica. 9,1966. Pp. 321–325.
365
За основу для перевода нижеприведенных отрывков из Астерия