взято дореволюционное издание переводов творений свт. Афанасия Александрийского: Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 3. Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1903.
366
Т. е. без добавления слова «Собственную».
367
Ср.: Пс. 102,21.
368
Ср.: Ориген. Толкование на Евангелие от Иоанна 1.25: 161 (Blanc).
369
См.: Seibt К. Die Theologie des Markell von Ankyra. Berlin, 1994. (Arbeiten zur Kirchegeschichte, 59). S. 8.
370
См.: Епифаний Кипрский. Панарион 72.6–9: 260.6–264.32 (Holl).
371
Там же 72.4: 259.18–22 (Holl).
372
Там же 72.1: 255.11–12 (Holl).
373
См.: Афанасий Александрийский. Защитительное слово против ариан 32.
374
Василий Кесарийский. Письмо 69.2: 6–15 (Courtonne), цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. М., 1911. Ч. 3. С. 94 с изм.
375
См.: Seibt К. Die Theologie des Markell von Ankyra… S. 10; UetibardJ. Contra Marcellum Marcellus of Ancyra and Fourth?Century Theology. Washington, 1999. P. 1.
376
Cm.: Seibt К Die Theologie des Markell von Ankyra… S. 11.
377
Cm.: Scbwan E. Zur Kirchengeschichte des vierten Jahrhunderts // Zeitschrift fur Neutestamentliche Wissenschaft. 34,1935. S. 158.
378
См.: Seibt К. Ein Argumentum ad Constantinum in der Logosund Gotteslehre Markells von Ankyra 11 Studia Patrictica. 26,1993. S. 415—420.
379
Cm.: Ayres L Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth?Century Trinitarian Theology. Oxford, New?York, 2004. P. 89.
380
Епифаний Кипрский. Панарион 72.2: 256.15–16 (Holl).
381
См.: Uenhard J. Contra Marcellum, Marcellus of Ancyra and Fourth?Centu?ry Theology. Washington, D. C.: Catholic University of America Press, 1999. P. 2.
382
Ayres L· Nicaea and Its Legacy… P. 61.
383
Против Астерия, фр. 60.1.1—6. Здесь и ниже пер. фрагментов А. Ю. Братухина; нумерация фрагментов дается по Э. Клостерманну: Gegen Markell; Ueber die kirchliche Theologie; Die Fragmente Markellus // Eusebius Werke. Vol. 4 / Ed. E. Klostermann. Leipzig, 1906.
384
См.: К Авто лику 2.10, 2.22.
385
Ayres L Nicaea and Its Legacy7… P. 68.
386
Против Астерия, фр. 67.
387
Там же, фр. 69.
388
Там же, фр. 76.
389
Там же, фр. 62.
390
Там же, фр. 43.
391
Там же, фр. 92. Отрицание Маркеллом умения о Слове как образе Отца, очевидно, следует сопоставить с тем пониманием Слова как образа Отца, которое мы находим у Астерия (см. статью об Астерии в данном томе (Антологии»).
392
См.: Parvis S. Marcellus of Ancyra and the Lost Years of the Arian Controversy 325–345. Oxford, 2006. P. 36.
393
Против Астерия, фр. 67–68.
394
Там же, фр. 114–117.
395
Евстафий Антиохийский. Против Оригена. Вероисповедание Евстафия походило на маркелловское, так как он также полагал, что ипостась в Боге одна, однако он считал, что Сын вечен, а не получил Свое начало одновременно с Домостроительством во плоти, как утверждал ранний Маркелл (см.: Ayres L Nicaea and Its Legacy… P. 69).
396
Cm.: UenhardJ. Contra Marcellum Marcellus of Апсута… P. 4.
397
См.: Епифаний Кипрский. Панарион 72.2: 257.21–27 (Holl).
398
Там же 257.12–14 (Holl). Что именно имел здесь в виду Маркелл под словом «ипостась», сказать не так просто (скорее всего, нечто близкое к «сущности» или «существу», т. е. он утверждал, что Слово — одно Существо с Отцом, один Бог), но в той терминологии, к которой привыкли на Востоке, это звучало как отрицание существования Слова как такового, т. е. оно превращалось в энергию или силу Отца, не более того. Однако на Западе такое отрицание отличной от Отца ипостаси Слова восприняли, очевидно, исключительно в контексте полемики с учением ариан, т. е. как утверждение единосущия.
399
См.: LienJjardJ. Contra Marcellum Marcellus of Ancyra… P. 5.
400
12 Полный перевод данного сочинения см. в настоящем издании.
401
См.: Mercati G. Alcune note di letteratura patristica / / Rendicontd del Reale Istituto Lombardo di Scienze e Lettere. 2 (31), 1898. Pp. 1033–1036.
402
См.: Hamack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius 2. Die Chronologie 2. Leipzig, 1904. S. 158–160.
403
Cm.: Richard M. Un opuscule meconnu de Marcel eveque d’Ancyre // Melanges de science religieuse. 5,1949. Pp. 5–28.
404
Cm.: Tet%Al. Zur Theologie des Markell von Ankyra I: Eine Markellische Schrift «De incarnatdone et contra Arianos» // Zeitschrift fiir Kirchengeschichte. 75,1964. S. 221.
405
Cm.: Simonetti M. Su alcune opere attribuite di recente a Marcellod’Ancira // Rivista di storia e letteratura religiosa. 9,1973. Pp. 313–316.
406
Cm.: Hanson R. The Date and Authorship of Pseudo?Anthimus De Sancta Ecclesia // Proceedings of the Royal Irish Academy. 9, 1983. Pp. 251–254.
407
Cm.: Logan A. Marcellus of Ancvra and antd?Arian Polemic // Studia Patristica. 19,1989. Pp. 189–197.
408
Cm.: Seibt K. Die Theologie des Markell von Ankyra… S. 64—66.
409
См.: Logan A. Marcellus of Ancyra (Pseudo?Anthvmus). On the Holy Church: Text, Translation and Commentary / / The Journal of Theological Studies. 51, 2000. P. 86.
410
42 См.: Seibt K. Die Theologie des Markell von Ankyra… S. 13.
411
Афанасий Александрийский. Защитительное слово против ариан 32.
412
Там же.
413
Афанасий Александрийский. История ариан 6.
414
См.: Seibt К. Die Theologie des Markell von Ankyra… S. 13.
415
См.: Parvis S. Marcellus of Ancvra… P. 85.
416
См.: LienhardJ. Contra Marcellum Marcellus of Ancvra… Pp. 6–7.
417
Постановление Сардикийского собора (Феодорит Кирский. Церковная история 2.8).
418
30 Там же.
419
См.: Seibt К. Die Theologie des Markell von Ankvra… S. 13.
420
Феодорит Кирский. Церковная история 2.8: 113.9–16 (Parmentier), цит. по изд.: Феодорит, ett. Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 82.
421
См.: Parvis S. Marcellus of Ancyra… P. 239.
422
См.: LienbardJ. Contra Marcellum Marcellus of Ancy ra… P. 8.
423
Cm.: Pams S. Marcellus of Апсута… Pp. 250–251.
424
Учение, согласно которому Христос родился человеком, и только после этого на Него снизошел Святой Дух.
425
См.: Parvis S. Marcellus of Ancyra… Pp. 242, 245.
426
Епифаний Кипрский. Панарион 72.1: 255.8–9 (Holl).
427
LienhardJ. Contra Marcellum Marcellus of Ancyra… P. 8.
428
Перевод данного сочинения см. ниже.
429
Письмо 255, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого… Ч. 3. С. 330.
430
Приведем все письма Василия Великого, где он в той или иной мере выступает против Маркелла: письмо 69, к Афанасию Александрийскому (371 г.); письмо 125, составленное Василием, дабы его затем подписал Евсевий Севастийский (373 г.); письмо 207, к клиру Неокесарии (376 г.); письмо 239, к Евсевию из Самосаты (376 г.); письмо 263, к западным [епископам] (377 г.); письмо 265, к Евлогию, Александру и Герпократиону, египетским епископам в изгнании (377 г.); письмо 266, к Петру Александрийскому (377/378 гг.) (см.: EeinhardJ. Basil of Caesarea, Marcellus of Ancyra and «Sabellius» // Church History. 58,1990. P. 159).
431
Епифаний Кипрский. Панарион 72.11: 266.3—4 (Holl).
432
См.: Seibt К. Die Theologie des Markell von Ankyra… S. 14.
433
Епифаний Кипрский. Паиарион 72.11: 266.3–4 (Holl).
434
Письмо 257, цит. по изд.: Творення иже во святых отца нашего Василия Великого… Ч. 3. Сс. 333–334.
435
В этом отношении характерно название статьи Логана, являющейся рецензией на книгу Парвис (Parris S. Marcellus of Ancyra…): Logan A. Dark Star: The Rehabilitation of Marcellus of Ancyra // The Expository Times. 118, 2007. Pp. 384–385.
436
Перевод А. Ю. Братухина по изд.: Gegen Markell; Ueber die kirchliche Theologie; Die Fragmente Markellus // Eusebius Werke. Vol. 4 / Ed. E. Klostermann. Leipzig, 1906.
437
Астерия (?).
438
Что и Ориген (?). 6–10342.
439
Или: в возможности (???????).
440
Или: разум.
441
Или: разум.
442
Или: разуму.
443
Или: симфонии.
444
Горгий 454е.
445
Или: энергией.
446
Переведено по изд.: Logan A. Marcellus of Ancyra (Pseudo?Anthymus). On the Holy Church: Text, Translation and Commentary // The Journal of Theological Studies. 51, 2000. Pp. 89–93.
447
Характерный для Маркелла акцент на единобожии. Однако необходимо заметить, что здесь говорится не о Слове, как это было в «Против Астерия», а о Сыне, как в письме к папе Юлию и послании диакона Евгения.
448
Возможно, первое утверждение, что крещение можно совершить только один раз.
449
Употреблено слово ?????????, что означает «мир обитаемый», в отличие от ??????.
450
Впервые задается вопрос: ??? ?? ???????? ???????? ????????; («Почему Церковь зовется «кафолической»?»), и получается ответ: ???????? ?? ????? ??????? ??? ?????? ???????? ??????? («Потому что она существует распространенной по всему миру») в псевдоафанасиевских «Вопросах на Новый Завет» (37: PG 28, 724А).
451
?? ???????? ??? ???? не имеет ввиду какое?либо разделение Бога на три лица, как это делал Астерий, а, скорее всего, используется как во фр. 58 из «Против Астерия».
452
Также ср.: Пс. — Афанасий. Вопросы на Новый Завет 38: ????? ??????? ???????; ????. ??? ??? ????????? ?? ????? ??? ????? ??????????? («Почему называется ересью? — Так как берет что?то свое и следует ему») (PG 28, 724А).
453
Ср.: Ириней Лионский. Против ересей 1.24.1; Епифаний Кипрский. Панарион 23.1.1.
454
Возможно, Маркелл опирается на «Синтагму» Ипполита как на главный источник для своего списка еретиков. Этот параграф согласуется с п. 18, что является очередным доказательством единства текста.
455
Ср.: Епифаний Кипрский. Панарион 14.2.2.
456
Гностик; см.: Ириней Лионский. Против ересей 1.26.
457
Ср.: Евсевий Кесарийский. Церковная история 3.27–28. Эвиониты полагали, что Христос был простым человеком, который был признан праведником.
458
Гностики; см.: Ириней Лионский. Против ересей 1.23–24.
459
Пользуясь списком Ипполита, Маркелл упомянул первые несколько имен из гностиков после Симона и несколько последних, входящих в круг учеников Валентина. Объединяет их то, что все они верили в одного, неизвестного Бога, не участвовавшего в создании вселенной, которую, как они полагали, сотворили ангелы (или какой?то более низший, чем Бог, демиург).
460
Гностическая секта; см.: Там же 1.30.
461
Гностическая секта; см.: Там же 1.31.
462
Гностики, почитавшие Сифа как Мессию.
463
Из ранних отцов Церкви Гермеса Трисмегиста упоминает — впрочем, не излагая его учения — уже Климент Александрийский, который говорит о 42–х его книгах, содержащих египетскую философию (Строматы 6.4.35–38).
464
Гностик; см.: Ириней Лионский. Против ересей 1.25.
465
Гностик; см.: Епифаний Кипрский. Панарион 43.
466
Гностик; см.: Ириней Лионский. Против ересей 1.27.
467
Ср.: Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения 18.26; Афанасий Александрийский. Послание к епископам Египта и Ливии 4.
468
Ср.: Маркелл Анкирский. Против Астерия, фр. 85. Еще Пс. — Ипполит апеллировал к Аристотелю (Опровержение всех ересей 7.14, 9.19, 24. Iff.). Маркелл, возможно, первый автор попытавшийся возвести учение ариан к Гермесу Трисмегисту.
469
Кто впервые употребил термин ????????????, окончательно не установлено. Письмо Евстафия Антиохийского, в котором он встречается, датируется временем до 328–329 гг.; также мы находим его в праздничных посланиях Афанасия Александрийского (10 и 11 от 338 и 339 гг. соответственно), однако Афанасий различает ариоманитов и евсевиан (см.: Окружное послание 2, 7), а Маркелл называет именем «ариоманитов» и Евсевия Кесарийского, и Астерия (см. пп. 10, 12), как это делал Пс. — Афанасий в «Послании против ариан» (4).
470
Ср.: Маркелл Анкирский. Против Астерия, фр. 86.
471
Термин ????? у Маркелла имеет особенное значение, относящееся к выводам, сделанным человеческим разумом, ср.: Против Астерия, фр. 38, 86, 88, 121.
472
Ср.: Маркелл Анкирский. Против Астерия, фр. 66–69.
473
Единственное упоминание о существовании подобной книги; по этой причине было сделано предположение, что ее не существовало, см.: Seibt К. Die Theologie des Markell von Ankyra. Berlin, 1994. (Arbeiten zur Kirchege?schichte 59). S. 458.
474
Если исходить из фрагментов, сохранившихся от Валентина, а также из описания его вероисповедания у Иринея Лионского (Против ересей 2.14), то мы не находим там какого?либо учения о